Содержание
Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле – самый старый памятник архитектуры в Беларуси, возведённый в стиле раннего классицизма.
Подарок от императрицы
Гомель – второй по величине город Беларуси, уютный и спокойный, милый и ухоженный, очень зелёный. 10 июля 1775 года Екатерина Великая пожаловала «деревеньку Гомель» фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву за военные заслуги в русско-турецкой войне. Одновременно государыня выделили и деньги из казны на строительство в гомельских землях графского дворца.
Для обустройства резиденции Румянцев пригласил знаменитого петербургского архитектора Старова, под руководством которого в 1794 году строительство дворца Румянцевых в первом варианте было завершено.
Дворец унаследовал старший сын Румянцева – Николай Петрович, государственный деятель и меценат. Для реконструкции дворца он пригласил английского архитектора Джона Кларка. В 1826 году сооружение перешло к брату Николая Петровича – Сергею Петровичу Румянцеву, государственному деятелю и дипломату.
Служебные дела требовали пребывания графа в Петербурге, и в 1834 году он продал дворец в казну. В этом же году гомельскую усадьбу выкупил за 800 тысяч рублей русский полководец Иван Фёдорович Паскевич.
Дворец во времена Румянцевых
Иван Егорович Старов спроектировал и построил дом Румянцева на высоком берегу реки Сожи. Дворец в стиле раннего классицизма, задуманный зодчим, должен быть безупречным.
Компактное двухэтажное здание на высоком цоколе с куполоподобным бельведером в центре выглядит именно так: строго, величественно и монументально.
На заметку! Бельведер – надстройка в виде купола по оси здания для обзора красивых окрестностей. В переводе с итальянского языка бельведер обозначает «прекрасный вид».
Центр дворца – квадратный зал с куполом. Внешний декор дворца строг и скромен. Главное украшение фасада – четырехколонный парадный портик и шестиколонный – со стороны парка. По периметру здания – прямоугольные оконные проёмы в два ряда, которые чередуются с пилястрами.
Архитектор Джон Кларк, реконструируя здание, соединил центральный корпус с флигелями с помощью двух крытых галерей, украшенных портиками. В пространстве устроил оранжерею с зимним садом и интерьеры, символизирующие два времени суток: Полдень и Полночь.
Парадные помещения устроены на высоком первом этаже, на втором – жилые комнаты, цокольный этаж – для хозяйственных нужд и размещения прислуги.
Дворец во времена Паскевичей
15 лет новый хозяин дворца – фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич – проводил реконструкцию имения и сооружал вокруг огромный парк. В 1837 году приглашённый хозяином польский архитектор Адам Идзковский начал перестраивать дворец.
В северном флигеле соорудили третий этаж, на месте разобранного южного флигеля возвели четырёхэтажную башню высотой 32 метра с часовым механизмом на верхнем этаже, а также верандой с балконом. Это сооружение – личная резиденция Паскевичас библиотекой хозяина дома и богатой коллекцией произведений искусств.
Изменилась и архитектура главного здания: переделаны полукруглые окна бельведера, изменён фронтон шестиколонного портика. К фасаду здания пристроили веранду, на карнизах и галереях установили статуи. Дворцово-парковый ансамбль занял площадь 34 га.
Дворцовые интерьеры
Интерьеры дворца менялись вместе с его историей. Последний хозяин дворца – сын фельдмаршала Фёдор Иванович Паскевич и его супруга Ирина.
Генерал-фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев был заядлым коллекционером, в его коллекции:
- старинные книги;
- высушенные обитатели морей;
- антикварные предметы быта екатерининской эпохи;
- собрание живописи;
- собрание монет и икон – русских, византийских и западноевропейских иконографов.
Иконы вырезаны из кости, фарфора, вышиты на полотне шёлком и золотом, образы украшены позолоченными и серебряными окладами, жемчугом и драгоценными камнями.
Помещения первого этажа – парадные залы, названные соответственно назначению и устройству:
- колонный зал;
- белая, красная, золотая малая гостиные;
- столовая;
- большой и малый кабинеты;
- аудиенц-зал;
- театральный зал;
- парадная спальня;
- бильярдная;
- домовая церковь;
- портик;
На втором этаже размещали гостей. Интерьеры дворца украшают живописные полотна и скульптурные произведения русских и зарубежных мастеров, коллекции художественного стекла из Англии и Богемии, фарфора из Германии, бронзовых изделий и часов с канделябрами из Франции.
Мебель изготовлена в лучших столичных мастерских из ценных пород красного и розового дерева, карельской березы. Бюро и умывальники, комоды и буфеты, шифоньерки и кресла, инструктированные перламутром столики и бронзовые накладные элементы диванов и кресел – свидетельство моды и роскоши хозяев апартаментов.
Кровать с балдахином, окружённая колоннами, – из Италии, кресла – из Персии, ковры – из Ирана и Турции, Бухары, керамика – из Японии и Китая, сервизы – из Франции соответствовали утончённому эстетическому вкусу графов. В нишах и простенках колонного зала, в большом кабинете и башне – вазы-гиганты, подарок императора Николая I, сделанного государем в 1840 году.
Письменные приборы и курильницы, люстры и навесные светильники выполнены из позолоченной бронзы. Помещения дворца заполняют разнообразные по форме напольные и настенные, настольные часы, а также каминные гарнитуры из часов и канделябров. Напрестольное Евангелие в серебряном окладе с чеканкой и позолотой – подарок императорского двора Паскевичам.
Стены декорированы китайскими обоями с кожаной тиснёной обивкой с изображение ящериц и хризантем. Во всех помещениях дворца – картины с изображением особ императорской фамилии, скульптуры и статуи полководцев и мифологических персон: Аристида, Меркурия, Аполлона и Венеры, мраморное изображение Вольтера в рост.
В залах дворцовой башни – картины, отражающие военную деятельность фельдмаршала Паскевича. Здесь же – скульптурные портреты и алебастровые бюсты рода Паскевичей, императрицы Александры Фёдоровны и фамильные портреты хозяев дворца.
Интересно! Николай Петрович Румянцев хранил во дворце богатейшую коллекцию книг, 28 000 томов передал «на пользу отечеству» его брат Сергей Петрович. Книги стали основой Российской государственной библиотеки в Москве.
Самое торжественное помещение дворца – Колонный зал украшает эффектная хрустальная люстра и объёмные, яркие гербы обоих родов владельцев дворца.
Дворцовый парк
Просторный, тихий и уютный парк вокруг поместья обустраивало семейство Паскевича. Граф интересовался, как высаживали аллеи и прокладывали дорожки, разбивали газоны и ставили лавочки, скульптуры, возводили беседки. Красота и роскошь воцарилась на 34 га сада.
Старинный парк разделён на северную и южную части каналом с Лебединым озером. Чёрные лебеди и ручные белки – украшение парка. У крутого берега Соши – композиция «Лодочник»: фигура гребца в лодке, у ног которого сидит рысь. Первым гомельчанином стал охотник, добравшийся до берегов будущего города на лодке. Рысь – символ города, изображённая на гербе Гомеля.
В парке – 5000 деревьев и оранжерейный корпус. Каштаны и дубы, клёны и ели соседствуют с экзотическими гинкго-билобой, бархатом амурским и чёрной сосной. Украшают парк море изящных ковровых цветников и пёстрых клумб.
К северо-востоку от канала – Петропавловский собор и усыпальница князей Паскевичей. Изящное строение украшено керамикой и пятиглавым верхом в русском стиле. В южной части парка – Зимний сад и Смотровая башня.
Горожане трепетно относятся к семействам Румянцевых и Паскевичей, бережно хранят их память. Парк ухожен в любое время года. Гомельский музейный комплекс, созданный здесь, признан знатоками одним из лучших в Европе. В настоящее время здание принадлежит Гомельскому областному краеведческому музею.