Дворец князей Белосельских-Белозерских

Дворец князей Белосельских-Белозерских в Санкт- Петербурге

На Невском проспекте Санкт- Петербурга высится «розовый особняк» – дворец князей Белосельских-Белозерских. Украшение набережной Фонтанки, дом построен в 1848 году в модном стиле того времени – русского барокко.

Из истории дворца

В 1797 году княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская и её супруг, дипломат и меценат, купили небольшой каменный дом на перекрёстке Невского проспекта и Фонтанки.

Трёхэтажный особняк на Фонтанке

Незатейливое строение немедленно снесли и взамен построили трёхэтажный особняк.

Интересно! Причудливая двойная фамилия князей появилась в эпоху Петра I. Так царь восстановил утерянную фамилию Белозерских, от которых происходили князья Белосельские.

Древнейший княжеский род, ведущий начало от Владимира Мономаха, – видные государственные деятели, военные и дипломаты. Родовое название князья получили оттого, что владели Белым Селом, которое находилось в пределах Белозёрской земли.

После смерти родителей имение перешло сыну, Эсперу Александровичу, который решил, что скромный особняк не соответствует высокому княжескому статусу. Супруги Белосельские-Белозерские решили переделать своё жилище. За эту творческую работу взялся придворный архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Дворец в стиле Барокко

Изменение облика центра столицы требовало высочайшего разрешения. В 1846 году проект нового здания в стиле русского барокко с главным видом на Невский проспект архитектор предоставил на суд  Николая I, и государь одобрил проект.

Получив разрешение, переделали фасады, выходящие на Невский и Фонтанку, построили новые флигеля, перепланировали интерьер. Весь арсенал стиля барокко архитектор использовал, чтобы здание выглядело величаво и значимо.

На заметку! Барокко – архитектурный стиль, в переводе с итальянского языка обозначает «причудливый, стремящийся к излишествам». Сложные формы и изящные линии стиля создают ощущение праздничности, торжественности и величия.

Дворец, удачно и смело вписавшийся в архитектурный ансамбль на Фонтанке, сразу понравился современникам. Возведённое здание петербуржцы называли совершенством, а работу, проведённую скульптором, – архитектурным подвигом.

Дворец в 1890-е годы

Эспер Александрович Белосельский-Белозерский умер от тифа в самом начале строительства особняка. Новым хозяином стал князь Кочубей, за которого вдова вышла замуж. Супруги Кочубеи жили на широкую ногу: во дворце устраивались пышные балы, музыкальные и литературные вечера.

Княжеский салон славился в Петербурге как оазис роскоши, хорошего художественного и литературного вкусов. Здесь выступали Ференц Лист и Антон Рубинштейн, бывал Пётр Ильич Чайковский. Часто наведывались сюда Александр III с супругой, страстной любительницей танцев.

В 1880 году материальное состояние князя Кочубея пошатнулось, и он  рассчитался за долги с государственной казной своим знаменитым дворцом. Новым хозяином стал младший брат Александра III, князь Сергей Александрович, и дворец прозвали Сергиевским.

В годы Первой мировой войны здесь размещался госпиталь, в 1917 году во дворце заседал комитет партии большевиков. В годы Великой Отечественной войны на дворец сбрасывали бомбы, поэтому после войны здание реставрировали. Последняя реставрация прошла в 2015 году.

Фото дворца из архива

В 1990 году здание передали комитету по культуре, мэрии Санкт-Петербурга. В настоящее время в особняке открыт музей Анатолия Собчака, часть здания занимает Санкт-Петербургский академический симфонический оркестр.

Здесь же – региональное управление делами президента и комитет по развитию туризма и курортов. Во дворце проводятся выставки и фестивали, конкурсы и викторины, работает экскурсионное бюро.

Фасады дворца

Фасады дворца оформлены в стиле пышного барокко. Многочисленные колонны, овальные окна с богатыми наличниками и лепными деталями, трёхцветная нарядная окраска, полукруглые фронтоны – элементы архитектурного барочного стиля, украшающие главный фасад.

Фасад здания

Нижний ярус здания рустован, балконы с затейливыми ажурными решётками покорно держат 16 бородатых атлантов на своих мускулистых плечах.

Для создания скульптур атлантов пригласили датского скульптора Давида Йенсена. Изображая атлантов и кариатид, зодчий выразил в скульптуре свое ироничное отношение.

Скульптуры атлантов

Мужские фигуры, держащие на плечах архитектурные своды, – с хмурыми недовольными лицами и напряжёнными мускулами. Женские же статуи справляются  с такой же ношей легко, на лицах – спокойствие и улыбки.

Со стороны внутреннего двора  – дворец трёхэтажный, а не двухэтажный, как с улицы. Стены украшают скромные наличники. Здание выглядит одновременно и пышно, и парадно.

Внутренний двор, вход

Интерьеры

Внутреннее убранство дворца сохранилось без изменений в первозданном виде, интерьеры вызывают у посетителей восторг. Богатая внутренняя отделка здания может конкурировать с любым императорским дворцом. Атмосферу царской резиденции создаёт роскошная парадная лестница, украшенная скульптурами и ажурными металлическими перилами.

В нишах – изящные женские статуи, на стенах – лепной декор. В позолоченной лестничной арматуре – повторяющийся затейливый вензель Белосельских-Белозерских, подтверждающий высокий общественный статус владельцев.

Статуи и лепной декор

Необыкновенный результат в отделке интерьеров – одновременное использование стилей рококо и барокко: смесь пышности и изящества.

На заметку! Рококо – архитектурный стиль, развивающий традиции барокко в интерьере. Отличается лёгкостью линий и своеобразием архитектурных форм.

Мраморные камины, изящная мебель, светильники и зеркала, лепнина и картины дополняют художественную отделку каждого зала, придавая неповторимость интерьера. Многочисленные зеркала и витражи, изящные узоры на мраморных каминах и деревянные панели с художественной резьбой создают ощущение роскошного праздника. Каждый зал имеет своё предназначение.

Парадная лестница

Парадная столовая – для торжественных застолий и ужинов. На потолках – белоснежное тонкое гипсовое кружево в виде ажурной сетки. Стены украшают портреты бывших владельцев здания. Нежно-голубой цвет стен с белоснежной лепниной, как облаком укрывает комнату.

Парадная столовая

Дубовый зал – для проведения малых концертов. На первом ярусе зала – массивные деревянные панели со встроенными шкафчиками. Второй ярус зала выполнен из резного дерева и оборудован миниатюрными балкончиками. В зале – витражи с приёмами редкой техники лунного света.

Дубовый зал

Зеркальный зал – танцпол с великолепной акустикой и размахом, оборудованный театральной сценой и  400 зрительских мест. Слева от входа – огромные зеркала, выполненные из цельных серебряных пластин. На противоположной стене – три окна, повторяющие форму зеркал. Хрустальную люстру венчает двуглавый орёл.

Зеркальный зал

Картинная галерея – для княжеской коллекции европейских шедевров. Собрание живописи было так велико, что картины размещались не только в галерее, но и во всех жилых комнатах.

В углу здания – Малиновая гостиная, оформленная в стиле рококо. Зелёным штофом обтянуты стены роскошной Зелёной гостиной, в которой – панно «Праздник Венеры» и изящная мебель на гнутых ножках.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (58 оценок, среднее: 4,72 из 5)
Загрузка...