Гимринский автодорожный тоннель – самый длинный на территории России. Расположен он в Дагестане и соединяет село Гимры и город Буйнакск. Благодаря строительству тоннеля была обеспечена бесперебойная транспортная связь с Ирганайской ГЭС, а также между девятью районами Дагестана и железной дорогой.

Гимринский тоннель – важнейшее сооружение для социально-экономического развития девяти горных районов. Протяженность тоннеля – 4303 метра. Его уникальность не только в большой протяженности, но и в том, что он проложен в сложных инженерно-геологических условиях.

фото Гимринского тоннеля в Дагестане




Историческая справка

фото вывески Гимринского тоннеля

Гимринский автомобильный тоннель строился для подвоза грузов, используемых при возведении Ирганайского гидроузла. Прокладка тоннеля была начата в декабре 1979 года со стороны северного портала и в 1983 – со стороны южного.

Строительство велось в сложных условиях. Все грузы доставлялись водным (по водохранилищу Чиркейской ГЭС), а затем автомобильным транспортом.

фотография вида снаружи на Гимринский тоннель

Сбойка забоев была выполнена в 1991 году – с этого момента тоннель считался временно эксплуатируемым. Строительство основного тоннеля еще велось, а движение по нему проходило через вентиляционную штольню.

открытие Гимринского тоннеля фото

Работы по строительству не были завершены должным образом: своды остались неукрепленными, сквозь них проступали грунтовые воды. В 2007 году в селе Гимры был введен режим контртеррористической операции, вследствие чего тоннель закрыли для проезда.

Реконструкция тоннеля

В 2000-х годах началась реконструкция Гимринского тоннеля. Окончательная сдача в эксплуатацию была запланирована на 2010, но позже переносилась два раза. Только в 2011 году на работы по реконструкции планировалось потратить 1,7 млрд. рублей.

В итоге мост был открыт в октябре 2012 года. По этому поводу была проведена торжественная церемония, участниками которой стали высшие должностные лица Дагестана.

Особенности тоннеля

Гимринский тоннель ночной вид фотография

Гимринский тоннель в Дагестане расположен в толще аргиллитов, известняков и песчаников на глубине до 900 метров от поверхности. Диаметр сечения – 9 метров, проезжей части – 7 метров, высота габарита – 5 метров. Профиль тоннеля – продольный двускатный. Параллельно тоннелю была устроена сервисная дренажно-вентиляционная штольня. Внутри предусмотрено освещение, работают:

  • системы автоматической охранной и пожарной сигнализации;
  • телефонная связь;
  • телевизионное наблюдение;
  • центральное диспетчерское управление;
  • громкоговорящее оповещение.

фотография Гимринского тоннеля внутри

Для движения автомобильного транспорта выделено четыре полосы, пропускная способность – 4000 автомобилей в час.

Для обеспечения работы тоннеля закупалось дорогостоящее оборудование российского и итальянского производства. Оно было изготовлено специально под тоннель, поскольку в массовом производстве оборудования с подходящими характеристиками нет.

Интересные факты

  • Среди всех сооружений подобного типа на территории России Гимринский автодорожный тоннель – одно из самых современных.
  • Сметная стоимость достройки ГАДТ (Гимринского автодорожного тоннеля) с 2008 года по проекту, разработанному «Ленгидропроект», составила 9,8 млрд. рублей.
  • Тоннель оснащен собственной сейсмической лабораторией.
  • Гимринский тоннель неоднократно закрывали для движения автотранспорта, так как он подвергался нападению представителей незаконных вооруженных формирований.
  • Являясь стратегической дорогой между горными районами и Махачкалой, тоннель привлекал повышенное внимание террористов. Осенью 2005 года был предотвращен крупный теракт рядом с тоннелем.
  • Тоннель периодически закрывают в связи с проведением все тех же контртеррористических операций. Обычно – не более чем на несколько суток.