Тип сооружения:
тоннель
Размеры:
длина 15343 м
Страна:
Россия
Населенный пункт:
Бурятия
Начало строительства/дата открытия:
1975/2003
Проектная организация:
ОАО «Ленметрогипротранс»
Оригинальное название:
Северомуйский тоннель
Северомуйский Тоннель

Северомуйский тоннель

Северомуйский тоннель на Байкало-Амурской магистрали построен для движения железнодорожного транспорта. Свое название он получил в честь одноименного горного хребта, который тоннель пересекает насквозь. Длина Северомуйского тоннеля достигает 15343 метров, а его строительство с перерывами велось двадцать шесть лет.

Строительство

СЕВЕРОМУЙСКИЙ ТОННЕЛЬ вид внутри фотография

Подготовка к прокладке тоннеля началась в 1975 году, основные работы проводились в период до 1991 года. Строительство велось с двух сторон – западного и восточного порталов. Кроме того, с вершины Северомуйского хребта были пробиты вертикальные стволы, каждый диаметром 7,5 метров – они позволили открыть дополнительные забои и ускорить строительство тоннеля.

Работы велись в сложных условиях, так как данная местность отличается сложными климатическими условиями. Именно поэтому строительство Северомуйского тоннеля продолжалось более двадцати лет.

Регион, в котором находится сооружение, является зоной повышенной сейсмической активности, поэтому при выполнении работ особое внимание уделялось устройству специальных укрепительных сооружений.

Завершающая сбойка была осуществлена в марте 2001 года, после чего Министр путей сообщения получил символический ключ от тоннеля. Первый поезд прошел 21 декабря 2001 года, но окончательно Северомуйский тоннель был открыт только два года спустя – 5 декабря 2003 года.

Особенности

разветвление в Северомуйском тоннеле

Длина тоннеля – больше пятнадцати километров, а с подземными выработками – сорок пять. Особенностей у Северомуйского тоннеля много. Более двух десятилетий его пробивали сквозь скалы в районе Ангараканского тектонического разлома, в тяжелых гидрогеологических условиях. Нормативный срок эксплуатации – сто лет.

Специалисты утверждают, что капитальный ремонт понадобится не раньше, чем через пятьдесят лет. На строительство сооружения было потрачено около девяти миллиардов рублей. Сегодня тоннель является самым протяженным в России и пятым по длине во всем мире.

Значение

фото оборудования в Северомуйском тоннеле

Северомуйский тоннель – сложное инженерное сооружение, оборудованное системами радиационного и сейсмического контроля и связи. Шахтные стволы стали вентиляционными, микроклимат в тоннеле поддерживают специальные ворота, которые открываются перед каждым поездом и снова закрываются за ним.

Ворота сделаны из легкого материала, чтобы в аварийной ситуации локомотив мог выбить их без негативных последствий для себя и всего состава.

Северомуйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 километров до 23, время в пути – всего двадцать пять минут. Благодаря ему БАМ стала доступной для движения полновесных грузовых поездов.

Движение транспорта

Тоннель является однопропускным и в основном используется для прохождения тяжелых грузовых составов. Ежедневно по нему проходит не менее пятнадцати поездов.

С момента открытия постоянно ведется совершенствование тоннеля – сегодня главной задачей является обеспечение максимальной безопасности движения в зимний период. При морозах в тоннеле образуются наледи, которые приходится сбивать со стен вручную.

Окружающая местность

вид на Северомуйский тоннель фотография

Самым крупным участком БАМа считается обход Северомуйского тоннеля. Линия железной дороги вьется по склонам гор, поднимаясь к перевальному седлу серпантином – только так можно было обеспечить оптимальный уклон при подъеме на перевал. На обходе можно увидеть несколько уникальных объектов.

Самый известный – Чертов мост. Это высокая изогнутая эстакада, расположенная на подъеме на двухъярусных опорах. Говорят, что при следовании тяжелых поездов мост немного покачивается.

С обеих сторон перевала предусмотрены петлевые тоннели. Рельефные особенности местности не позволили сделать изгиб дороги на склоне, поэтому поворот выполнен в самой горе. Поезд въезжает в портал и через некоторое время выходит из другого портала, сделав оборот на 180 градусов. Обход является запасной трассой, большая часть поездов идет по Северомуйскому тоннелю.

фотография чертового моста Северомуйский тоннель

Интересные факты

  • Строители тоннеля жили в двух поселках – Северомуйском и Тоннельном. Последний располагался у западного портала и после окончания работ был выселен.
  • При строительстве сооружения применялись новые технологии: впервые был использован метод проходки с заморозкой термальных вод.
  • Внутри тоннеля предусмотрены ниши для укрытия персонала. Есть сигнализация, которая предупреждает о приближении поезда и показывает, куда он едет.
  • Тоннель охраняется и закрыт для свободного посещения.
  • Общая численность рабочих, трудившихся над строительством тоннеля, превышает 8 тысяч человек. Только для обеспечения производственных процессов применялось 850 единиц оборудования.
  • Зарубежные компании отказывались от строительства тоннеля в частности из-за высокого уровня радиации (газ радон).
  • В результате аварий, произошедших при строительстве тоннеля (наиболее масштабные – в 1979 и в 1999 году), погибло в общей сложности 57 человек.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (52 оценок, среднее: 4,79 из 5)
Загрузка...