Содержание
Статуя Зевса Олимпийского – огромная сидящая фигура древнегреческого бога Зевса. Высота статуи составляла 13 метров, а создателем ее являлся греческий скульптор Фидий. Создана она была в 435 году до нашей эры в специальной целле около величественного Храма Зевса в греческом городке Олимпия (в 150 километрах от Афин).
Скульптура с основанием из дерева, покрытая элементами из слоновой кости и золотыми пластинами, представляла бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном эбеновым деревом, слоновой костью, золотом и ценными камнями.
Статуя Зевса – одно из Семи Чудес античности – была полностью разрушена в пятом веке нашей эры. О существовании и внешнем виде известно только из описаний древнегреческих писателей и изображений на монетах. Уникальность исчезнувшей статуи заключалась в том, что она была единственным Чудом Света, которое находилось на территории континентальной Европы.
История создания
Зевс с городом Олимпия был связан непосредственно – именно в Олимпии будущий громовержец победил собственного отца Крона. В честь этого события жители Олимпии приняли решение раз в четыре года устраивать Олимпийские игры, а спустя три века – создать Храм и скульптуру, увековечивающие подвиг Зевса.
Идея создания статуи Зевса принадлежит властям Эллады. Во второй половине V века до нашей эры организаторы Олимпийских игр решили дополнить статуей недавно воздвигнутый Храм Зевса, который был построен на деньги, полученные с пожертвований.
Стремясь превзойти своих соперников из Афин, олимпийцы пригласили признанного скульптора Фидия, который мог бы создать шедевр, затмевающий все существующие греческие достопримечательности (к тому времени Фидий уже успел создать две выдающихся статуи – «Афина Парфенос» и «Афина Промахос»), а также был известен как создатель плана реконструкции столицы Греции.
Мастер создавал свой шедевр в специально построенной мастерской, которая находилась в 80 метрах от Храма и имела такие же, как храм, размеры. Работа велась скрыто от посторонних глаз. Фидию помогали его брат Панон и ученик Колот.
Описание
Скульптура Зевса была хрисоэлефантинной – таким термином обозначают скульптуры на деревянном каркасе, оформленные пластинами из слоновой кости и золота.
В скульптуре бог-громовержец предстал обнаженным до пояса, его голову венчал скульптурный венок из оливковых ветвей, а ноги были покрыты позолоченной накидкой из стекла, на котором были выгравированы изображения животных и растений – лилий. В правой руке Зевс держал небольшую хрисоэлефантинную статую Ники (греческой богини победы). В правой руке громовержца был скипетр из металлических пластин, на котором высился орел.
Трон был украшен рисованными фигурами и коваными изображениями, а также декорирован золотом, ценными камнями, черным деревом и слоновой костью.
Ноги статуи Зевса в золотых сандалиях стояли на скамье, украшенной рельефной амазономахией – изображением борьбы древнегреческих героев с воинственным племенем женщин – амазонками. Скамью поддерживали два рельефных льва.
Пьедестал, на котором стояла статуя, имел огромные размеры – 9,5 х 6,5 метров. Для его создания и оформления использовалось черное дерево, драгоценные камни и золото.
Громадную статую постоянно поливали оливковым маслом.
Делалось это для того, чтобы защитить элементы из слоновой кости от порчи (влага негативно сказывается на характеристиках материала) и сохранить первоначальный внешний вид материала. Чтобы масло не растекалось, пол в передней части статуи был вымощен черной плиткой, оформленной мраморным бортиком. Резервуар не только препятствовал растеканию масла, но и выполнял функцию отражающего бассейна, благодаря которому статуя выглядела еще более массивной.
Размеры статуи поражали всех, кто видел ее. Правая ладонь громовержца находилась на уровне высоты колонн первого яруса Храма Зевса, а его голова – на уровне второго яруса.
Оформление статуи
Внутри Храма кроме статуи не было больше практически ничего. Благодаря неброскому оформлению интерьера Храма богато украшенная статуя выглядела еще более впечатляюще. Автор статуи Зевса Фидий тщательно отбирал материалы и сюжеты для оформления всей скульптурной композиции.
От глаз посетителей статуя была закрыта невероятных размеров занавесом из шерсти, который был окрашен финикийским пурпуром. Интересно, что занавес не поднимался и не раздвигался, как это было принято, а опускался вниз на веревках, открывая фигуру Зевса взору посетителей сверху вниз.
Открытие статуи
Открытие статуи Зевса Олимпийского стало грандиознейшим событием того времени. Посмотреть на статую громовержца прибыли как известные и уважаемые люди, так и простой люд, для которого открытие стало одним из счастливейших событий в жизни.
Разрушение статуи
В 170 году до нашей эры статуя была серьезно повреждена вследствие землетрясения, но восстановлена и отреставрирована. Некоторые золотые части статуи были украдены в разное время.
Согласно историческим сведениям, статуя Зевса в Олимпии могла быть уничтожена еще в первом веке нашей эры по приказу римского императора Калигулы. Он приказал доставить все известные и выдающиеся по своим характеристикам статуи из Греции, обезглавить их и установить на их плечи изображение его собственной головы. Но в исполнение приказ так и не был приведен, попытки перевезти статую оказались тщетными, согласно легенде, провал перевозчиков сопровождался громким смехом, доносившимся изнутри статуи. Вскоре после этой попытки Калигула был убит.
В 391 году нашей эры римский император Флавий Феодосий запретил участие в любых языческих культовых обрядах и приказал закрыть все языческие храмы – греки приняли христианство. Храм Зевса в Олимпии пришел в запустение. Обстоятельства разрушения самой статуи доподлинно неизвестны. Предположительно, статуя была уничтожена в пятом веке нашей эры.
Согласно одним сведениям, разрушение случилось в 425 году, статуя сгорела вместе с Храмом. Согласно другим, она была перевезена в Константинополь коллекционером Лавзом, где была разрушена во время пожара во Дворце Лавза в 475 году.
Результаты работы археологов
Первые археологические работы в городе Олимпия проводились учеными из Франции в 1829 году. Археологи определили месторасположение Храма Зевса и нашли фрагменты скульптуры, на которых были запечатлены подвиги Геракла. Эти фрагменты были отправлены во Францию, и по сегодняшний день они являются экспонатами Лувра.
Следующая экспедиция прибыла из Германии в 1875, группа археологов работала только летом в течение пяти лет. За это время археологам удалось составить карту большинства зданий Олимпии, а также обнаружить дополнительные фрагменты Храма, и некоторые элементы бассейна у подножия статуи, в котором содержалось оливковое масло.
Сегодня на месте Храма Зевса находится действующий археологический музей, в котором созданы редчайшие экспонаты из канувшего в лету храма – элементы мозаики, части скульптур других богов, фигуры с фронтонов храма. Содержится в музее и картина, на которой изображена статуя Зевса.
Мастерская Фидия
Ориентировочное время создания статуи (третья четверть пятого века до нашей эры) было подтверждено археологической находкой – обнаружением мастерской скульптора Фидия в 1954-1958 годах. На месте, где предположительно была возведена статуя Зевса, археологи нашли рабочие инструменты мастера для обработки золота и слоновой кости, осколки слоновой кости, драгоценные камни и терракотовые литейные формы. Большинство форм использовалось для создания стеклянных пластинок и формирования и оформления накидки для статуи, которая затем была позолочена. Формы были пронумерованы, номера, предположительно, указывали на место расположения каждой конкретной пластинки.
На месте археологических раскопок также была найдена чаша с гравировкой «Я принадлежу Фидию».
Современные копии
В 1861 году из Италии мраморную копию статуи Зевса привезли в Эрмитаж, где она и сегодня находится. Скульптура высотой три с половиной метра и весом шестнадцать тонн была найдена во время археологических раскопок неподалеку от Рима во второй половине XVIII века. Исследователи утверждают, что эта копия была создана римским скульптором в первом веке до нашей эры.
В начале девятнадцатого века скульптуру приобрел итальянский коллекционер Д. Кампана, но вскоре он разорился, а имущество его было конфисковано и реализовано с аукциона. Лучшие предметы коллекции разорившегося итальянца, в том числе и копия статуи Зевса, попали в Эрмитаж благодаря проворности тогдашнего директора Эрмитажа и его специальной договоренности с властями Италии.
Хронология событий
Год | Событие |
445 до н.э. | Начало строительства статуи |
435 г. до н.э. | Торжественное открытие статуи |
170 г. до н.э. | Повреждение статуи (землетрясение) |
30-е годы I века нашей эры | Неудачная попытка перевезти статую (приказ Калигулы) |
391 год н.э. | Запрет языческих обрядов и божеств, запустение Храма |
425 или 475 г. нашей эры | Уничтожение статуи в результате пожара |
1829 г. | Обнаружение фрагментов скульптуры и отправка их в Лувр |
1875 г. | Обнаружение элементов бассейна у подножья статуи |
1954-1958 гг. | Обнаружение мастерской Фидия |
Интересные факты
- Над созданием статуи скульптор Фидий работал 12 лет. В течение года до начала работ Фидий продумывал особенности конструкции.
- Для оформления статуи было использовано более двухсот килограмм золота.
- Стоимость золота для статуи в современном денежном эквиваленте составила бы восемь миллионов долларов.
- Благодаря использованию особой слоновой кости с розоватым отливом тело Зевса выглядело крайне реалистично.
- Впервые в греческом искусстве облику статуи автор придал выражение доброты и человечности.