Содержание
Северомуйский тоннель на Байкало-Амурской магистрали построен для движения железнодорожного транспорта. Свое название он получил в честь одноименного горного хребта, который тоннель пересекает насквозь. Длина Северомуйского тоннеля достигает 15343 метров, а его строительство с перерывами велось двадцать шесть лет.
Строительство
Подготовка к прокладке тоннеля началась в 1975 году, основные работы проводились в период до 1991 года. Строительство велось с двух сторон – западного и восточного порталов. Кроме того, с вершины Северомуйского хребта были пробиты вертикальные стволы, каждый диаметром 7,5 метров – они позволили открыть дополнительные забои и ускорить строительство тоннеля.
Работы велись в сложных условиях, так как данная местность отличается сложными климатическими условиями. Именно поэтому строительство Северомуйского тоннеля продолжалось более двадцати лет.
Регион, в котором находится сооружение, является зоной повышенной сейсмической активности, поэтому при выполнении работ особое внимание уделялось устройству специальных укрепительных сооружений.
Завершающая сбойка была осуществлена в марте 2001 года, после чего Министр путей сообщения получил символический ключ от тоннеля. Первый поезд прошел 21 декабря 2001 года, но окончательно Северомуйский тоннель был открыт только два года спустя – 5 декабря 2003 года.
Особенности
Длина тоннеля – больше пятнадцати километров, а с подземными выработками – сорок пять. Особенностей у Северомуйского тоннеля много. Более двух десятилетий его пробивали сквозь скалы в районе Ангараканского тектонического разлома, в тяжелых гидрогеологических условиях. Нормативный срок эксплуатации – сто лет.
Специалисты утверждают, что капитальный ремонт понадобится не раньше, чем через пятьдесят лет. На строительство сооружения было потрачено около девяти миллиардов рублей. Сегодня тоннель является самым протяженным в России и пятым по длине во всем мире.
Значение
Северомуйский тоннель – сложное инженерное сооружение, оборудованное системами радиационного и сейсмического контроля и связи. Шахтные стволы стали вентиляционными, микроклимат в тоннеле поддерживают специальные ворота, которые открываются перед каждым поездом и снова закрываются за ним.
Ворота сделаны из легкого материала, чтобы в аварийной ситуации локомотив мог выбить их без негативных последствий для себя и всего состава.
Северомуйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 километров до 23, время в пути – всего двадцать пять минут. Благодаря ему БАМ стала доступной для движения полновесных грузовых поездов.
Движение транспорта
Тоннель является однопропускным и в основном используется для прохождения тяжелых грузовых составов. Ежедневно по нему проходит не менее пятнадцати поездов.
С момента открытия постоянно ведется совершенствование тоннеля – сегодня главной задачей является обеспечение максимальной безопасности движения в зимний период. При морозах в тоннеле образуются наледи, которые приходится сбивать со стен вручную.
Окружающая местность
Самым крупным участком БАМа считается обход Северомуйского тоннеля. Линия железной дороги вьется по склонам гор, поднимаясь к перевальному седлу серпантином – только так можно было обеспечить оптимальный уклон при подъеме на перевал. На обходе можно увидеть несколько уникальных объектов.
Самый известный – Чертов мост. Это высокая изогнутая эстакада, расположенная на подъеме на двухъярусных опорах. Говорят, что при следовании тяжелых поездов мост немного покачивается.
С обеих сторон перевала предусмотрены петлевые тоннели. Рельефные особенности местности не позволили сделать изгиб дороги на склоне, поэтому поворот выполнен в самой горе. Поезд въезжает в портал и через некоторое время выходит из другого портала, сделав оборот на 180 градусов. Обход является запасной трассой, большая часть поездов идет по Северомуйскому тоннелю.
Интересные факты
- Строители тоннеля жили в двух поселках – Северомуйском и Тоннельном. Последний располагался у западного портала и после окончания работ был выселен.
- При строительстве сооружения применялись новые технологии: впервые был использован метод проходки с заморозкой термальных вод.
- Внутри тоннеля предусмотрены ниши для укрытия персонала. Есть сигнализация, которая предупреждает о приближении поезда и показывает, куда он едет.
- Тоннель охраняется и закрыт для свободного посещения.
- Общая численность рабочих, трудившихся над строительством тоннеля, превышает 8 тысяч человек. Только для обеспечения производственных процессов применялось 850 единиц оборудования.
- Зарубежные компании отказывались от строительства тоннеля в частности из-за высокого уровня радиации (газ радон).
- В результате аварий, произошедших при строительстве тоннеля (наиболее масштабные – в 1979 и в 1999 году), погибло в общей сложности 57 человек.