Содержание
Петропавловский собор в Казани – православный храм в историческом центре столицы Татарстана, построенный в память о визите в 1722 году императора Петра I.
Подарок государю
Возникновение православного храма в Казани связано с именем Петра I, который трижды посетил город. 30 мая 1722 года император, направляясь в персидский поход, чтобы усилить влияние России на востоке, остановился в каменном двухэтажном доме казанского купца и мецената, хозяина крупной суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева.
Здесь государь отметил своё 50-летие: три дня подряд весь город праздновал день рождения императора. Быстрый на решения царь отдал убыточные казённые суконные мануфактуры в управление Михляеву.
Интересно! Купец на радостях преподнёс императору огромный поднос, полный золота и драгоценных камней.
Потом Пётр отправился в свой дальний поход по Волге. Фабрикант в память о знаменательном событии и в благодарность за доверие задумал возвести роскошный каменный собор в честь святых апостолов Петра и Павла, небесных покровителей царя.
Возведение собора
Строить храм он решил рядом со своим домом, где стояла ветхая деревянная Петропавловская церковь. Иван Афанасьевич задумал построить собор, который по размеру и роскошному убранству превзошёл бы все казанские храмы. В 1723 году он рьяно взялся за дело.
Для строительства храма меценат выбрал модный барочный стиль. Собор возводили быстро, но строителей постигла неудача. Здание собора уже царственно возвышалось над центром города, но при выкладке верхнего свода высотное сооружение рухнуло: местные мастера ошиблись в расчётах.
Пётр I, узнав о неудаче, срочно выслал из Москвы бригаду опытных мастеров, которые завершили строительство в 1726 году. Храм-подарок император не увидел, он умер в 1725 году. Вскоре собор освятили. При жизни купец Михляев обеспечил храм всем необходимым и завещал на содержание большую часть своего имущества.
Превратности в судьбе храма
Высокий храм горел пять раз, разграблен восставшими под предводительством Пугачёва в 1774 году. С середины XIX века фундамент и фасад здания начали разрушаться. Именитые казанские купцы собирали пожертвования на реставрацию любимого храма, находились и хорошие мастера. Пострадавший храм восстанавливали всем миром.
В 1889 году полностью заменили фундамент разрушившейся колокольни, заново построили из кирпича обветшавший северный придел. Настоятель собора протоиерей Пётр Малов организовал масштабную реконструкцию. По старинным чертежам и рисункам восстановили первоначальный облик храма.
Затейливыми изразцами оформили галерею, окружающую собор. В окна крестообразно вставили разноцветные стёкла. Двор замостили булыжником, внутри собора устроили печное отопление. На службе в соборе бывали все российские императоры, начиная с Екатерины II, общественные деятели, министры и писатели. Здесь певчим клироса начал свою карьеру Фёдор Шаляпин.
В 1930 году большевики сняли, разбили и вывезли колокола, разобрали механизм башенных часов на колокольне. Драгоценные оклады икон и храмовая утварь, изъятые у церкви, бесследно исчезли.
Богослужения в церкви проходили до 1939 года, потом настоятеля храма Андрея Боголюбского арестовали, обвинив в государственной измене, и отправили в лагерь. В храме открыли планетарий и партшколу, конференц-зал и реставрационные мастерские. Перед иконостасом поставили бильярд: проигравшие кием сбивали резные украшения с иконостаса.
Здание постепенно разрушалось, из стен выпадали кирпичи, внутреннее убранство разваливалось. За реставрацию собора власти взялись в 1970 году. Перед взором мастеров предстали руины: обвалившаяся кладка, рассыпавшаяся лепнина, утраченная кровля.
Столичные художники воссоздали лепнину и орнамент на фасаде, живопись верхнего храма. Иконостас сделали заново. 50 лет храм был закрыт для богослужений, которые возобновились 25 июля 1989 года.
Сказочный терем
Петропавловский собор – огромный, словно уходящий вглубь неба, яркий, праздничный и нарядный. Роскошный храм, стоящий на возвышенности, виден издалека.
Внешний облик
52-метровый собор стоит на высоком подклете – цокольном этаже, который является тёплым храмом. С западной и северной стороны подклета к зданию примыкает аркада галереи, крыша которой служит гульбищем-террасой с двумя широкими лестницами.
Аркада – это непрерывный ряд равных арок, опирающихся на колонны. Галерея – крытое длинное светлое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами.
На заметку! Петропавловский собор построен в стиле петровского барокко, который предлагает нарядность, праздничность, но без нагромождения декора.
Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками (вертикальным плоским и узким выступом стены) и пилястрами (выступ на стене, который изображает колонну), а также полуколоннами (части колонн, выступающие из плоскости стены наполовину) и наличниками.
Пышная лепнина, характерная для стиля барокко, заменена охристо-жёлтым фоном фасадов с голубыми, зелёными, белыми и красными деталями. В феерию цветов вплетаются 87 живописных икон в резных узорных рамках, расположенных в простенках между окнами. По углам собора – фигуры ангелов в полтора человеческого роста.
Нишу на восточном фасаде собора занимала большая икона «Богоматерь на троне в окружении святых». Иконы, «писаные по жести», украшали входы в храм.
Стены по периметру собора венчают керамические изразцы. Пышное оформление завершает шахматное покрытие крыш и куполов. Килевидные очертания глав храма украшены ажурной бахромой из жести.
Барочный стиль выражает настенная роспись и лепнина в виде фруктово-цветочных букетов. Виноградные лозы со свисающими гроздьями ягод обвивают стволы колонн. На фоне яркой раскраски фасадов – ветки лепного орнамента с персиками, яблоками, грушами и сливами, Перемешанные с травами, цветами и листьями, они покрывают грани фасада и плоскости по сторонам окон, делая собор изысканным и незабываемым.
Интерьер собора
Собор состоит из верхнего и нижнего храмов. В верхний храм ведёт высокая и широкая лестница, поднимаясь по которой человек чувствует приближение праздничного торжества.
Главный летний храм, расположенный на втором этаже, освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Тёплый храм на первом этаже – в честь Сретенья Господня. Два придельных храма на первом этаже – в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Живоносный источник» и «Неопалимая Купина».
Интерьер храма поражает пышностью. Большое пространство по центру собора позволяет видеть алтарь отовсюду. Свет, идущий сверху вниз, освещает позолоченные фигуры святых под куполом. Окна – из слюдяного стекла, чугунный пол, на стенах – фрески.
Яркие архитектурные узоры с обилием цветов, ветвей и гроздьев ягод – на потолке и стенах собора. Особая фишка убранства – внезапные ангелы, скрывающиеся в пышном орнаменте, который не смотрится вычурно, а создаёт ощущение благодати и праздника. Свод главного купола возносится вверх, освещает храм пятиярусное паникадило. В ковре растительных узоров – картины с библейскими сюжетами.
Иконостас
Великолепное украшение Петропавловского храма – семиярусный иконостас верхней церкви, созданный во времена Петра I, высотой 25 метров. Иконостас с четырёхэтажный дом, полностью занявший стену центрального помещения, вмещает 84 иконы, написанных на золотом фоне и объединённых единым стилем.
Иконы венчают вырезанные из дерева и сверкающие позолотой переплетения виноградных лоз, цветочных гирлянд и кручёных столбиков. Царские врата украшает позолоченная прорезная резьба – красота во славу Божию.
Ризница
В Петропавловском соборе – богатая ризница:
- Три напрестольных креста с вставками из жемчуга, богато украшенными изумрудами;
- Евангелие 1861 года с дробницами – миниатюрными вставками на переплёте книги с синим яхонтом и камнями-самоцветами;
- Серебряное кадило, пожертвованное основателем собора, по форме повторяющее собор;
- Богато украшенная церковная утварь, пожертвованная купцом Михляевым;
- Лжица Петра I – специальная ложка из золота с крестом на конце, используемая во время причащения;
- Аналойная икона святых апостолов Петра и Павла;
- Пятиярусное паникадило весом 800 кг, освещающее церковь 40 свечами, –пожертвование купца Михляева.
Колокольня
С запада от храма – гражданская постройка: каменный особняк купца Михляева. С северо-восточной стороны к храму примыкает стройная шестиярусная колокольня высотой 49 метров, не уступающая по оформлению собору.
Сочетание устремлённой вверх украшенной колокольни с пышно убранной тяжеловесной церковью создало удивительный ансамбль. Окна колокольни окружают изящные кокошники и цветные изразцы. Второй ярус башни украшают глубокие ниши для статуй.
На колокольне висело 10 колоколов, вес самого большого – 189 пудов (31000кг). В подвале башни – склеп с саркофагом основателя собора, фабриканта Ивана Афанасьевича Михляева.
Святыни Петропавловского собора
- Чудотворная Седмиозерная икона Божьей Матери, спасшая жителей Казани от моровой язвы;
- Мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских, помощников первого архиерея казанского Гурия.
- Мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего на царство в 1913 году юного Михаила Фёдоровича Романова.
- Дважды в соборе совершал богослужения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Православный собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла – духовный символ Казани, где регулярно совершаются богослужения и проходят епархиальные торжества.