Содержание
Петра – древний скальный город, упоминающийся в Библии. Здесь Моисей извлек воду из скалы, а местная речка названа Вади – Муса (река Моисея). Город – на юго-западе Иордании в Шахимитском королевстве, в центре пустыни, окруженной скалами, в 100 км от Аравийского залива, по дороге к Мертвому морю и стоит на высоте 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью.
Петра – загадочный город пустыни
Город Петра расположен в центре огромной природной аномалии, размер которой 200 квадратных километров. Землетрясения, ветры и дожди создали из мягкого песчаника фантастический ландшафт, где горы соседствуют с обрывистыми ущельями и узкими теснинами. Скалы и возвышенности вокруг – странных очертаний с вкраплениями красного, розового, лилового, голубого и черного цветов.
Особенность загадочного города – жилые дома, храмы, гробницы, амфитеатр и монастыри выбиты в скалах, состоящих из красного песчаника. В зависимости от освещения скалы меняют облик – в одном и том же месте постройки в течение дня выглядят неодинаково, меняя оттенки красного цвета. Здания красивы и изящны.
Город строили грамотные архитекторы, мастерство древних инженеров вызывает восхищение. Пещеры в скалах выдолблены так, чтобы не засыпались песком и не вымывались водой.
Появление города
2500 лет назад в труднодоступной гористой местности Иордании осели кочевые племена семитского народа – набатеи. Искусные зодчие, они построили красивейший город – столицу Набатейского царства – назвав ее Петрой, что в переводе обозначает «камень».
Город построили и заселили быстро. Расцвет поселения – I век до н.э. Жители царства занимались торговлей. Петра удачно расположилась для торговли: здесь сходились караванные маршруты древнего мира, соединяющие Европу, Азию и Африку.
Караваны с товарами, пересекая знойную Аравийскую пустыню, останавливались в Петре и находили здесь воду, еду, кров, отдыхали и торговали. Кочевники, осевшие в удобном месте, процветали 200 лет, купаясь в роскоши. Здесь жили 20 000 человек, и жизнь била ключом.
Ладан и мирра, которыми они торговали, в те времена ценились выше золота. С открытием морских путей сухопутная торговля прекратилась, Петра лишилась торговых преимуществ, постепенно город пришел в упадок, затерялся в песках, и жители покинули дома.
Город, выбитый в скалах
Город простирается вдоль извилистой долины, образовавшейся среди скал. К городу ведет «тайный путь» – единственная дорога в темноте через узкое ущелье Син. Солнце не может попасть сюда.
Ущелье – узкий, 2-5 метров шириной, извилистый каньон длиной 1200 м среди нависающих с двух сторон 90-метровых скал удивительных розовых оттенков. Вдоль пути – древнейший водопроводный желоб, по которому в древний город поступала вода.
Архитекторы Петры, владея ирригационной наукой, создали сложную систему водоснабжения. Жители города не нуждались в воде – Аравийская пустыня цвела садами только при набатеях. Для сохранения дождевой воды жители вырубали каналы и водоемы в скалах, 200 наполненных резервуаров постоянно стояли «на страже».
Вытесанные в скалах ступени ведут к каменным сооружениям: монументам, некрополям, водохранилищам, монастырям. Обитатели Петры терпеливо вытесывали в скалах шикарные жилища, создавали скульптуры и храмы, строили театры и стадионы, бани и канализацию.
Петра, скрытая от врагов отвесными скалами, с постоянным водоснабжением утопавшая в пышных садах – оазис в центре пустыни. В скалах устраивали места для молитв, выдалбливали склепы. С одной стороны в камне – выемки, чтобы удобнее стоять, а напротив – каменные иконы.
Достопримечательности Петры
На выходе из ущелья в ярких солнечных лучах предстает красивейшее здание – древний 39-метровый храм Сокровищница Фараона, построенное во II веке н.э. В скале – тщательно вырезанный двухэтажный фасад, впечатанный в громаду скал. В нишах верхнего этажа – фигуры античных богов.
Ко входу в темное внутреннее помещение ведут массивные каменные ступени. Внутреннее убранство без украшений. Здание декорировано барельефом – фигурами пантеры, льва, змей и сфинксов. У входа – шесть колонн. Над портиком – четырехметровая урна из камня, древний символ богатства.
Здесь хранилось золото и драгоценности фараона, отсюда и произошло название. Урна разрушена: потомки набатеев считали, что стоит метким выстрелом попасть в урну, и удачливого стрелка осыплет дождь из золота и драгоценностей. Ученые считают, что ценности постепенно вынесли жители Петры, покидающие вымирающий город после того, как торговый путь сместился на север.
На вершине скалы расположен огромный монастырь Ад-Дейр – самое большое строение Петры. На стенах высотой 50 м вырезаны православные кресты, здесь размещалась христианская церковь. Над фасадом – 10-метровая урна.
Амфитеатр похож на греческие и римские театры. В камне вырублено 40 рядов спускающихся вниз сидений. Полукруглый театр вмещал 8 тысяч зрителей. На хребте над ним – прямоугольный двор с каменным алтарем. Можно только догадываться, какими зрелищами наслаждались набатийцы в театре.
Дворец Девы – святилище. По легенде, жившая здесь царская дочь заявила, что выйдет замуж за того, кто проведет к ее жилищу воду. Каналы к стоку говорят о том, что вода была проведена.
Недалеко – Дворцовая усыпальница, 3-этажный римский дворец. Высокая скальная лестница ведет к алтарю и жертвеннику. Какому божеству и какие жертвы здесь приносились – неизвестно. А дальше город расширяется, там обычные каменные дома, рынки, административные и увеселительные заведения, центральная мощеная улица и триумфальная арка. Как строители вырезали здания в скалах, так и остается загадкой.
Город Петра сегодня
500 тысяч туристов приезжают ежегодно в Иорданию, чтобы посмотреть на Петру и погрузиться в атмосферу древнего скального зодчества. Территория Петры . Местные жители-бедуины живут за счет торговли сувенирами для туристов, не представляющих ценности. Их предки предлагали товары из золота, серебра и драгоценных камней.
Ночью Петра освещается множеством свечей, звучит музыка бедуинов. Расположившись на ковриках, туристы пьют душистый местный чай. Можете представить в это время лицо набатийского царя, увидевшего кочевников, рассевшихся на ковриках в сокровищнице!