Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве – собор святого равноапостольского великого князя Владимира, памятник просветителю Руси. Построенный в неовизантийском стиле на бульваре Тараса Шевченко, старинный храм – образец исторического портрета города, над украшением которого работали ведущие художники Российской империи.

О строительстве собора

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет письменно обратился к императору Николаю I с идеей возвести в Киеве перед празднованием 900-летия Крещения Руси храм в память о великом князе Киевском Владимире Святославиче.

Митрополит заверил Николая I, что храм возведут исключительно на благотворительные пожертвования. Император решил, что лучший памятник для святого князя-крестителя, озарившего Русь евангельским светом, будет сооружение в честь его величайшего храма и одобрил предложение.

Собор святого равноапостольского великого князя Владимира

Тогда митрополит Филарет объявил о сборе средств на строительство собора в честь Владимира Красно Солнышко (так князя называли в народе) и лично пожертвовал 7 тысяч рублей. Через 10 лет старанием простых людей и меценатов собрали огромную по тем временам сумму – 100 тысяч рублей.

15 июля 1862 года заложили фундамент здания по проекту архитектора Ивана Штрома, который предложил построить собор в неовизантийском стиле с 13 позолоченными куполами.

При проверке сметы оказалось, что на строительство требуется денег в 5 раз больше, чем собрано, поэтому число куполов уменьшили до 7. После смерти митрополита Филарета строительство приостановилось, так что на 10 лет о соборе забыли.

Благодаря вмешательству и помощи императора храм завершили в 1882 году, хотя освятили святыню только 1 сентября 1896 года после художественной отделки.

Владимирский собор в Киеве – гимн красоте

Славу Владимирскому собору принесли уникальные росписи выдающихся художников: Врубеля, Нестерова, Васнецова, Сведомского. Любуясь огромным собором длиной 55 м, шириной 30 и высотой с крестом– 49 метров, современники единодушно называли строение «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».

Над храмом трудились ведущие художники Российской империи

Внешний вид

Собор выполнен по образцу древнерусских храмов эпохи князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Снаружи храм окрашен в два тона: темно-коричневые полосы тяг ярко выделяются на фоне жёлтых стен.

Украшение фасада

Фасад здания украшает великолепная мозаика, выполненная художником Александром Фроловым. Главный портал обозначен массивными бронзовыми дверями, сделанными из бронзы, с резьбой и ажурными набивками, с полукруглой ажурной аркой. В середине – золочёный крест.

Архитектура собора

Над главным входом – мозаичный образ святого Владимира, над южным – образ святой Ольги, над северным – Александра Невского. Украшают входы в приделы, как и в главном притворе, массивные двери.

Внутреннее убранство

При строительстве было решено, что внутренний вид помещения должен соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир. Интерьер отделывали по проекту профессора-искусствоведа Адриана Прахова, который пригласил для росписи собора Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, Павла Сведомского и Михаила Врубеля.

Интерьер

Храмовое убранство призвано увековечить память равноапостольского князя Владимира, крестителя Руси.

Внутри собор разделён на три части. Голубой свет дня свободно льется через большие окна, опоясывающие барабан центрального купола. В средней части – главный алтарь, здесь нет традиционно высокого иконостаса, алтарная преграда низкая.

Внутри Владимирского собора

В алтаре северного придела – жертвенник, имеющий значение пещеры, в которой родился Христос, и Голгофы – места страдания и смерти Спасителя.

Основная часть алтарной преграды состоит из мраморных светло-серых колонн, которые связывают арки, белые, с прекрасными резными украшениями. По аркам – сплошная лента изящных мозаичных выкладок. Золото стен и огни свечей тонут в золоте солнечных лучей.

Сзади колонн – невысокая темно-зеленая перегородка из мрамора. Над Царскими Вратами возвышается крест, убранный крупными искусственными камнями фиолетового цвета. В алтарном полукружии возвышается епископское место в виде трона.

Мрамор различных оттенков завезён из Испании и Бельгии, России и Франции, Италии Германии. Пол собора – разноцветная мраморная мозаика. Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, сделана знаменитой ювелирной фирмой Хлебникова.

Стены богато украшены

В ризнице – 87 облачений для священнослужителей из золотой, серебряной и красной парчи бархата. На стенах собора – орнамент в византийском стиле: сплетаясь между собой, цветы и листья чередуются с геометрическими фигурами. Среди орнаментов всюду блеск золота, утверждающий мощь, покой и богатство храма.

Росписи Владимирского собора

Храмовые стены Владимирского собора украшены огромными композициями на библейские темы, которые иллюстрируют историю русской церкви.

В соборе работали 96 художников

Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который создал 15 композиций и 30 отдельных фигур, расписав 2840 квадратных метров стен Владимирского собора в Киеве.

Творения Васнецова

О крещении Руси Владимиром рассказывают масштабные композиции Васнецова «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Центральная фигура интерьера, выполненная художником, – «Богоматерь с Младенцем» – помещена во втором ярусе главного алтаря.

Храм украшают композиции Васнецова

Богоматерь в лёгкой голубой ризе изящно и неторопливо идет навстречу зрителю. Царица Небесная несёт грешному миру своего Сына. Её большие, полные печали и любви, карие глаза ласково смотрят, выражая безграничное сострадание, что надолго приковывают к себе взоры посетителей.

Прекрасно её бледное озарённое внутренним светом лицо, полное величавого спокойствия, безграничной доброты и беспредельного смирения.

На руках у Богоматери – Младенец Христос, лик которого дышит детским восторгом. С высоты небес Он смотрит на грешный мир тёмными широко раскрытыми глазами и чуть приподнятыми руками благословляет его.

По обеим сторонам – 10 шестикрылых серафимов. Традиционный образ Богоматери, который художник считал главным делом своей жизни, получил под кистью Васнецова оригинальную трактовку, так что этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью».

На главном куполе Христос

Картина, окружённая золотым фоном, царит над собором, привлекая восхищённые взгляды каждого входящего в храм. Завершив работу над картиной, Васнецов произнёс сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу!».

Ниже Богоматери – изображение Евхаристии. В центре картины – Христос у престола, держащий в одной руке чашу, в другой – хлеб. Над престолом возвышается киворий – алтарная сень, поддерживаемая колоннами. По обеим сторонам кивория – Спаситель и два ангела с рапидами (жезлами) в руках.

С обеих сторон подходят к Христу с благоговейно сложенными руками святые Апостолы. Лик Христа дышит величием, Божественным спокойствием и сознанием важности совершаемого таинства.

На стенах алтаря – изображение пророков и святителей вселенской и русской церкви. В иконостасе – изображение Христа и Магдалины, в Царских Вратах – Благовещение и евангелисты. На столбах собора – изображение апостолов Павла и Андрея.

На главном куполе – Христос, благословляющий мир, изображён как вершитель судеб мира, источник Истины и Жизни. Взгляд Спасителя – строгий и милующий одновременно. Лик Христа окружает сияние.

Над окнами главного купола – картина «Преддверие Рая». В центре – три архангела, охраняющие врата Рая. Среди фигур – разбойник с тяжёлым крестом на плечах, Мария Египетская с крестом в руках, невдалеке – Борис и Глеб с отцом своим, святым Владимиром.

При входе в собор – картина «Страшный Суд». В центре – Спаситель мира со строгим и спокойным лицом. В тенях Его лица – неземная скорбь за мир и за грехи человеческие. Рядом – Богоматерь, стоит с опущенными глазами. Её лицо полно скорби и мольбы за грехи человечества, обращённой к Сыну.

Картины и фрески других художников

Галерею фресок Владимирского собора в Киеве рисовали 96 художников в течение 11 лет. Старанием мастеров храм стал художественной жемчужиной. Авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество как долг каждого человека перед Богом.

Храм стал художественной жемчужиной

Эффект драматизма и трагичности передают изображения Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского «Христос перед Пилатом», «Тайная вечеря» и «Распятие».

Кисти Михаила Нестерова принадлежат картины «Воскресение», «Крещение» и «Рождество». Михаил Врубель оставил в соборе свои произведения: «Образ Иисуса Христа», «Богоматерь», Сошествие Святого Духа», «Пророк Моисей» и «Пророк Соломон».

Святыни Киевского Владимирского собора

  • Мощи святой великомученицы Варвары.
  • Мощи святого Макария, митрополита Киевского.
  • Крест с частицей Честнаго и Животворящего Древа Господня.
  • Икона святого Николая Чудотворца с частицей его мощей.
  • Икона святого великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.
  • Икона святого Агапита Печерского с частицей мощей.
  • Икона Божьей Матери «Гербовецкая».
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Нечаянная радость».
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Владимирский кафедральный собор в Киеве – основной храм Киевского патриархата Украинской Православной Церкви

Из истории собора

В советское время имущество собора национализировали, колокола переплавили. В 1929 году храм превратили в Музей антирелигиозной пропаганды, в здании устроили архивный фонд и книгохранилище.

Во время оккупации в 40-х годах XX века собор оставался действующими после освобождения Киева в 1944 году собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого.

Служба в храме

С 1992 года Владимирский кафедральный собор в Киеве – основной храм Киевского патриархата Украинской Православной Церкви.

Видео: обзор и интересные факты

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (27 оценок, среднее: 4,74 из 5)
Загрузка...