Содержание
Названные в честь аккадской богини ворота Иштар были построены в Древнем Вавилоне в 575 году до нашей эры. Но как о чуде света и памятнике архитектуры о них заговорили лишь спустя много веков. С воротами богини Иштар тесно связано имя вавилонского царя Навуходоносора, аккадская мифология и важный период в развитии Вавилонии.
Ворота Иштар — переплетение истории и мифологии
При царе Навуходоносоре Вавилон достиг своего расцвета, как культурного, так и экономического. Период его правления ознаменовался успешными военными походами, привлечением рабов — бесплатной рабочей силы, увеличением материального благосостояния.
Пожелав увековечить свое имя, Навуходоносор не скупился на различные архитектурные проекты — сады Семирамиды, царский дворец. Попала в этот список и городская стена с восемью воротами. Наибольшую известность из них приобрели ворота богини Иштар.
Иштар — богиня любви, плодородия, распри и войны. Считалось, что она была женой покровителя Вавилона — бога Мардука. От ворот Иштар к храму Эсагила, посвященному ее супругу, вела Дорога процессий. Горожане верили, что главное божество Вавилона раз в год проходит этот путь. Сами же они в Новый год несли его статуи по Дороге процессий и продолжающей ее улице Айбур-Шаба.
Внешний вид ворот богини Иштар
Самые известные ворота городской стены Вавилона были двойными. При этом внутренняя их часть почти в два раза превышала по размерам внешнюю. Высота строения составляла 26 м, а ширина — около 30 м. Вход представлял собой полукруглую арку.
Для строительства использовали глазурованный кирпич. Основной цвет сооружения — ярко-синий. Это придавало воротам особое величие, сразу выделяя их на фоне желтого песка и серых домов. Также считалось, что синий цвет символизирует богиню Иштар.
Крыша и створки были изготовлены из кедра и окантованы бронзой. На фоне ярко-синего кирпича выделялись 575 рельефных изображений священных животных — сиррушей и быков. В угрожающих позах они также украшали стены вдоль Дороги процессий, так как должны были «сопровождать» богов во время праздничного шествия.
Ширина Дороги равнялась 23 м, стены вдоль нее на высоту 7 м были отделаны синим глазурованным кирпичом.
Тайны ворот Иштар
Одна из главных загадок ворот Иштар в Вавилоне — компоненты, использовавшиеся для создания декоративного покрытия. До сих пор бытует мнение, что они не могли существовать в древние времена и представляли собой частички космической пыли.
Еще несколько вопросов, остающихся без ответа, касаются технологии изготовления эмали. Как мастерам удавалось поддерживать одинаковую и высокую температуру обжига кирпичей? Как с высокой точностью было выверено количество красителя для них?
Для получения кирпичей с прочным декоративным покрытием потребовалось бы не менее 12 часов обжига при температуре 1000 °C. Сегодня с этими задачами справляются квалифицированные специалисты и “умное” оборудование. Трудно поверить, что аналогичных результатов добились люди за 570 лет до нашей эры.
Раскопки и реконструкция достопримечательности
В конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей смог добиться финансирования раскопок на территории Древнего Вавилона.
Интересный факт: раскопки длились около 17 лет и были прерваны лишь вступлением британских войск в Багдад.
Среди руин некогда великого города археологи нашли обрушившуюся часть ворот Иштар. Ученые собрали и вывезли в Германию около 100 000 хорошо сохранившихся кирпичей. Из них в Пергамском музее Берлина возвели копию вавилонских ворот, полностью сохранив пропорции, но уменьшив размер. Высота реконструкции составляет 14 м, а длина — 10 м. Также посетители музея могут увидеть восстановленную часть Дороги процессий.
В музеях Парижа, Детройта, Нью-Йорка, Бостона, Стамбула и других крупных городах мира хранятся отдельные обломки от вавилонских ворот.
В музее Ирака есть свои ворота Иштар, однако их возвели из современного строительного материала, стилизованного под знаменитый синий кирпич.
Реконструкции ворот богини Иштар дают почти полное представление о том, как выглядел оригинал в древнем городе. Они поражают своим величием даже в уменьшенном варианте.