Содержание
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – мужской монастырь, древнейшая обитель в нашем отечестве, основанная в XIV веке в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия, епископа Гангрского. Монастырь расположен в западной части Костромы, там, где одноименная река впадает в Волгу. Вокруг – речные дали, деревянные домики и заволжские холмы. Живописный уголок вокруг монастыря костромичи назвали Ипатьевым мысом.
Татарский основатель русского монастыря
Монастырь заложен в 1330 году на средства татарского мурзы Чета. Выходец из Золотой Орды, знатный татарский вельможа мурза Чет, добровольно перешел на службу к великому Московскому князю Ивану Даниловичу Калите.
Переправляясь по Волге, мурза тяжело заболел и раскинул для отдыха и лечения шатер в устье реки Костромы при впадении ее в Волгу. Во сне вельможе явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Богоматерь обещала исцелить Чета, если он примет христианство и построит обитель в честь святого Ипатия.
Прибыв в Москву, мурза принял христианство, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешение заложить монастырь на месте своего исцеления. Усердием татарского мурзы на берегу реки Костромы в благодарность Богу основана обитель в честь великомученика Ипатия.
Обитель, покровительствуемая Годуновыми
В пятом поколении рода Чета – Захарии – родились два брата: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун, родоначальники знаменитых родов Сабуровых и Годуновых. Со времен возвышения рода Годуновых, потомков легендарного мурзы, начался расцвет монастыря. К концу XVI века их стараниями монастырь стал центром политической и духовной жизни средневековой Руси. Настоятель обители игумен Иаков в 1599 году был облачен в сан архимандрита.
Неприступная крепость
Ипатьевский монастырь во времена Годуновых – неприступная крепость. Монастырь окружали высокие дубовые стены, в центре двора – храм, освященный во имя Живоначальной Троицы. В XVI веке здесь построены каменные стены, соборы, звонницы и кельи. Древние крепостные стены поражают мощью.
Обитель окружали земляные валы, толщина стен 3 метра, высота – от 6 до 11. Каменная ограда, неприступная извне, с внутренней стороны имела башни-стрельницы, где устанавливали крупные орудия.
Порох хранился в специальной Пороховой башне, а в Водяной башне – потайной выход к реке Костроме. Стены и башни с внутренней стороны связаны широкими переходами. Так монастырь стал крепостью при подъезде к городу по Ярославской дороге.
Родовая усыпальница
Годуновы принимали иноческий постриг и доживали свой век в Ипатьевском монастыре, желая упокоиться в родовой усыпальнице – «гробовых палатах», внутри которых висели родовые образа в драгоценных ризах. На надгробных плитах лежали расшитые золотом, серебром и жемчугом покрова, перед образами горели лампады.
На территории монастыря образовалось три усыпальницы с 52 захоронениями. Земля Ипатьевского монастыря до сих пор покоит прах знаменитого рода Годуновых, которых поддерживала постоянная молитва монастырской братии, прерванная в 1919 году из-за закрытия монастыря.
Годуновы – собиратели и дарители бесценных древностей
Дмитрий Иванович Годунов заложил традицию бесценного собрания древностей в монастыре. Опричник царя Ивана Грозного, Дмитрий Годунов – ценитель и знаток прекрасного, человек с тонким художественным вкусом. В его домашней мастерской лучшие иконописцы, ювелиры и мастера миниатюр Московского Кремля создавали удивительные по совершенству произведения.
Храмовые двери первого «годуновского» каменного собора изготовлены в XVI веке по заказу Дмитрия Годунова в мастерских Московского Кремля и выполнены в редчайшей технике золотой наводки на меди. Двери обиты медными листами с изображением на них библейских пророчеств и евангельских сюжетов.
Золотой оклад на храмовый образ Пресвятой Троицы, золотой комплект богословских сосудов и водосвятных чаш, панихидные блюда, гобелены и ювелирные украшения – вклады Дмитрия Ивановича в Троицкий собор, подчеркивают его намерение возвысить древнюю родовую обитель. Предметы церковной утвари: массивный потир, дискос, копие и лжица сделаны из золота и украшены чеканными изображениями.
При поддержке Годуновых действовала мастерская, выпускавшая рукописные книги с великолепной отделкой. Бесценны книжные вклады Дмитрия Годунова: напрестольные Евангелия, Псалтири, Служебники, изготовленные московскими мастерами, украшены драгоценными окладами, лицевыми миниатюрами с изящными жемчужными орнаментами.
В Ипатьевском монастыре хранилось Евангелие 1605 года, снабженное иллюстрациями, украшенное голубыми с золотом заставками и миниатюрами. Среди них – композиция «Родословное древо Иисуса Христа», включающая библейских «предков» Христа в медальонах и «Рождество Христово». Написанное полууставом, Евангелие хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Колыбель Императорского дома Романовых
При высоком покровительстве обитель процветала, владея сотнями селений и огромными земельными наделами.
Смутные времена
В 1605 году Годуновых отстранили от управления государством, начались времена Великой Смуты. Череда дворцовых переворотов, когда власть переходила из рук в руки, сопровождаясь кровопролитием и предательством, закончилась в Ипатьевском монастыре, который стал местом, где изменился ход русской истории.
После войн и раздоров пришло время единения и национального согласия. 8 февраля 1612 года Москву освободили от польского засилья, а в феврале 1613 года Земский Собор избирает на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Начинается эпоха Императорского дома Романовых.
Начало перемен
При Борисе Годунове Романовы жили в ссылке в Ипатьевском монастыре. Во время заседания Земского Собора избранник пребывал в костромской вотчине села Домнино. Из Москвы в Кострому отправили великое посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху.
Поляки, узнав об избрании Михаила, решили захватить его, но костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин ценой собственной жизни спас новую династию, заманив поляков в непроходимую чащу. На центральной площади современной Костромы возвышается памятник бесстрашному земляку.
Когда поляки расправились с Иваном Сусаниным, Михаил с матерью укрылись в Ипатьевском монастыре, куда и прибыло посольство на 12-й день движения из Москвы.14 марта 1613 года послы Земского Собора долго, но тщетно просили юного Михаила и его матушку Марфу принять избрание. После 6-часового увещевания молодой избранник с плачем согласился занять русский престол.
Недавние события Смутного времени пугали юного Михаила, его некому было защитить: отец, архимандрит Филарет, находился в плену у поляков. Послы убедили государя положиться «на праведные и непостижимые судьбы Божии». Чудотворными образами, принесенными из Костромы, совершили торжественный обряд призвания на царство Михаила Федоровича Романова. Так наступил конец Смутному времени на Руси.
С тех пор члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей, посещая обитель, делал щедрые вклады. Вклад – это пожертвование монастырю для найма монастырской молитвы ради спасения души. В качестве вклада очень ценились колокола.
Многочисленные царские грамоты укрепляли экономическое положение монастыря. По велению Михаила Романова вдвое увеличилась территория обители, башни и стены выглядели нарядно и богато, построили каменное жилье, настоятельские и братские кельи, погреба, поварню, трапезную.
Протяженность монастырских стен, укрепленных квадратными башнями, увеличилась до 518 метров, высота стен – до 10. По величине земельных владений монастырь занимал четвертое место среди крупнейших русских обителей.
Процветание монастыря
Могущественные меценаты монастыря Романовы не скупились, жертвуя средства на ремонт и строительство новых построек, развитие художественного иконописания и каменной резьбы. В знак особой царской милости в Троицкий монастырь Ипатьевского монастыря из Москвы государь Михаил Федорович передал Тихвинский образ Божьей Матери и прислал Царское место.
Любовь костромичей к Тихвинской иконе так велика, что во время Крестного хода в день почитания чудотворной Феодорвской иконы Божьей Матери, Тихвинский образ также выносят из монастыря и проходят с ним по всему городу.
В 1744 году в Ипатьевском монастыре разместилась Костромская архиерейская резиденция, а Троицкий собор получил статус кафедрального. Древняя обитель превратилась в административный центр Костромской епархии. В монастыре возобновились строительные работы, разбили Архиерейский сад.
В XVIII веке соорудили новые ворота в честь приезда в Кострому императрица Екатерина II. Для строительства парадных ворот в Кострому доставили чертежи кареты императрицы с требованием сделать их такими, чтобы карета свободно проезжала через ворота. Парадный въезд достойно встретил Екатерину, торжественно приветствуя высоким фронтоном с изображением вензеля императрицы.
Празднование юбилея Дома Романовых
В 1913 году Ипатьевский монастырь стал центром празднования 300-летнего юбилея Царствующего Дома Романовых. Царское семейство во главе с Николаем II и придворными прибыло на празднование в Кострому. Древняя обитель предстала перед гостями в своем великолепии.
Ипатьевский монастырь, окруженный высокими стенами, с башнями-бойницами и башнями-дозорными, представлял грозную крепость. Золотые главы собора на фоне лохматых кедров, пушистых лиственниц и плакучих берез вносили торжественность и празднично сверкали на солнце.
Накануне торжества капитально отремонтировали Троицкий собор, белым камнем обложили цоколь. В огромной толпе народа, встречающего царя, были и потомки Ивана Сусанина, чей прах по велению Михаила Романова захоронен в Ипатьевском монастыре. Через город прошел Крестный ход, в котором участвовало все духовенство Костромы.
Император приложился к Феодоровской иконе Божьей Матери, которой благословляли на царство его предка Михаила, и вошел в обитель. В Троицком соборе государь отстоял Литургию и молебен. Царь вышел к народу, запрудившему место между обителью и берегом реки Костромы.
Ничего подобного торжествам, прошедшим 19 мая 1913 года, в истории обители не было. Торжественное событие стало апофеозом древнего монастыря и одновременно прощанием с уходящей старой Россией. Революционные события 1917 года выдвинули новые ценности, среди которых не нашлось места ни монастырям, ни национальным святыням.
Разоренная обитель и новая жизнь
В 1919 году Ипатьевский монастырь закрыли, наступил страшный богоборческий период.
Советская эпоха
В монастыре разместили детский приют и общежитие текстильщиков, военные казармы, устроили стадион и танцплощадку. Губернская комиссия конфисковала священные сосуды, лампады, подсвечники, оклады для икон весом на 14 кг. золотом и 200 кг. серебром.
В 1958 году советское правительство присвоило обители статус музея-заповедника. В монастыре началось восстановление, которое продлилось 20 лет.
Время возрождения
День возрождения Ипатьевского монастыря – 25 ноября 1989 года, когда епископ Александр провел первую за многие десятилетия разрушения Церкви службу в присутствии всего духовенства города.
В 1991 году зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община, в обители началась новая жизнь. С этого времени ежегодно в день казни представителей царского рода Романовых в Ипатьевском монастыре совершается заупокойная служба.
Летом 1993 года в монастыре прошел фестиваль «Вехи», посвященный 380-летию династии Романовых. 12 апреля 1996 года на звонницу монастыря водрузили 6 новых колоколов. Самый крупный, «Свет-колокол», весит 65 пудов. В конце 2004 года обитель передана Русской Православной Церкви.
С 2004 года открыт Церковный Историко-археологический музей, в основе его коллекции – уникальные предметы богослужения, экспонаты древнего письма и печати, ценные произведения художественного наследия и древние рукописи, в их числе – легендарная Ипатьевская летопись.
Монашеская жизнь
В монастырский комплекс входят многочисленные башни, надвратная церковь, свечной и архиерейский корпус, к которому примыкают «палаты бояр Романовых». К 400-летию дома Романовых в память о трагическом конце династии рядом с монастырем возвели часовню «Царская Голгофа».
Сейчас высокий статус Ипатьевского монастыря – официальной колыбели династии Романовых – подчеркивают отреставрированные храмы, аккуратная брусчатка дорожек, пышное разнообразие цветов и ровно подстриженная трава на газонах. Община монастыря с любовью благоустраивает территорию: здесь разбиты два фруктовых сада, аккуратные кусты и пышные деревья оттеняют чистоту и порядок монастырского подворья.
В монастыре возрождается духовная молитвенная жизнь, без которой другая монастырская деятельность не принесет пользы. Немногочисленная братия обители поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ. Основное послушание братии – келейные молитвы, церковные службы и работа по восстановлению храма Иоанна Богослова.
Храмы и колокольня
Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии возведена в 1841 году на месте входа в монастырь. Хрисанф и Дария пострадали за христианскую церковь в 283 году в Риме. Церковь Ипатьевского монастыря – единственная на территории России церковь, посвященная этим мученикам.
Престол церкви святых мучеников, поминаемых 1 апреля, освящен в память того, что в этот день в 1613 году Михаил Федорович Романов выехал из Ипатьевского монастыря в Москву на царство. В этот же день в 1814 году император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.
Церковь представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, увенчанный 12-гранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре храма – сочетание элементов классицизма и древнерусского зодчества. Церковь, в которой ежедневно проходят вечерние и утренние службы, заново расписана артелью палехских художников.
Троицкий собор построен при царе Алексее Михайловиче в 1650-1652 годах на месте «годуновского» храма. Четырехстолпный трехаспидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи – придел преподобного Михаила Малеина, тезоименитого святого царя Михаила Романова.
Северная, богато оформленная сторона храма – фасад здания, оконные проемы которого включены в композицию колончатого пояса. Здесь же – парадное крыльцо с восьмигранным шатром, поднятое на четыре декоративных столба с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.
Троицкий собор украшает великолепный иконостас середины XVIII века: объемные виноградные ветви фламандской резьбы, покрытые тонкими листками сусального золота, выполнены костромскими резчиками в стиле барокко. Иконы для иконостаса выполнены царскими иконописцами. Настенная роспись XVII века с изящным орнаментальным декором благородно выделяет искусно выполненные иконы.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – каменная просторная церковь с пятью главами в русско-византийском стиле с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Украшает церковь позолоченный иконостас с иконами, выполненными палехскими иконописцами.
Колокольня состоит из двух разновременных частей. Древняя часть возведена в 1604 году на средства Годуновых в стиле многопролетной аркады. В 1645 году к ней пристроили высокую колокольню с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой черепицей по заказу Алексея Никитича Годунова, последнего представителя знаменитого рода.
Колокольня украшена сплошь каменными резными поясами, сдвоенными полуколоннами и оконными проемами с килевидным завершением. Западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней, деревянной, пристроена в XIX веке. На звоннице находилось 18 колоколов. Крупнейший весом 600 пудов – вклад матери царя Бориса Годунова Стефаниды.
В 2006 году в монастырь вложен новый 500-пудовый колокол «Царь Михаил» принцем кентским Майклом – пра-пра-правнуком императора Николая II, отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.
Рядом с колокольней на пьедестале установлен снятый часовой колокол, вклад дяди Бориса Годунова, Дмитрия. Недалеко от колокольни – мемориальная колонна в память знаменательных событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
Достопримечательность монастыря – палаты бояр Романовых. Здесь жил молодой Михаил Романов, когда в 1613 году сюда прибыло посольство Земского Собора с известием об избрании 16-летнего Михаила на российский престол.
Святыни монастыря
В Ипатьевском храме хранятся бесценные святыни:
- Чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери.
- Частицы Ризы Господней.
- Частицы мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
- Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
- Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.
Тихвинская Икона Божьей Матери – чтимая святыня костромской земли. Икона – точная копия чудотворной Тихвинской иконы, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному Михаилу о его избрании на всероссийский царский престол.
В 1619 году царь Михаил подарил святыню обители, где она и пребывала в иконостасе Троицкого собора. В 1919 году, изъятая из церкви, стала недоступной для поклонения. 13 апреля 2004 года святыня возвратилась в Костромскую епархию, заняв свое историческое место.
Величественный вид Ипатьевского монастыря, торжественное великолепие и звон церковных колоколов оставляют в душе русского человека незабываемые чувства и эмоции.