Содержание
Елагин дворец – красивейшее сооружение Санкт-Петербурга, летняя императорская резиденция на Елагином острове.
Карл Росси – архитектор Елагина дворца
Карл Росси – уроженец Неаполя, сын балерины и танцовщика, 11-летним мальчиком по приглашению Павла I приехал с родителями в Россию. Император подарил им земельный участок в Павловске, где в это время Винченцо Бренна возводил новый царский дворец.
Архитектор заметил, что Карл хорошо рисовал и взял юного Росси в ученики. Через год молодой человек стал коллегой Бренна на строительстве Михайловского дворца. В 1802 году Карл отправился во Флорентийскую академию, чтобы завершить обучение.
Елагин остров
Молодой архитектор вернулся в Петербург в то время, когда острова вокруг Северной столицы были не застроены, в том числе и Елагин остров. Образованный двумя речками дельты Невы – Большой Невкой и Средней Невкой – Елагин остров протянулся на 2,1 км с востока на запад и на 800 метров с севера на восток.
В XVIII веке остров принадлежал богатому вельможе – государственному деятелю, историку, литератору и меценату Ивану Перфильевичу Елагину, По фамилии владельца и назван остров, не менявший с тех пор своё название. В 1780 году для Елагина на острове построили дворец, где любила бывать Екатерина II. В честь императрицы здесь устраивали охоты и фейерверки.
На острове – красивейшая природа, поэтому в 1817 году Александр I приобрёл земли острова за 1\3 часть миллиона. Император сделал подарок матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, предложив поселиться здесь, недалеко от города, в летней императорской резиденции.
Перестроить бывший дворец вельможи на Елагине острове Александр I поручил придворному архитектору Карлу Росси. Так в Петербурге возник дворцово-парковый ансамбль, который включал в себя:
- Дворец.
- Кухонный корпус.
- Оранжерейный павильон.
- Конюшенный корпус.
- Павильон под флагом с гранитной пристанью.
- Музыкальный павильон.
Работа архитектора над ансамблем зданий
Проектируя ансамбль Елагина острова, Росси учёл все привычки Марии Фёдоровны и создал красивый уютный дворец для жизни императрицы. Дворец, возведённый 1818-1822 годах, так понравился матери Александра I, что после окончания работ её сын пожаловал Карлу Росси орден святой Анны, а к награде приложил алмазные подвески.
Современники неизменно восхищались красотой императорской резиденции. Один из них так выразил своё впечатление: «Изящные контуры и белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».
Архитектор составил смету с небывалой точностью – 1587632 рубля 40 копеек и не выходил за её пределы. Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова. Одновременно со строительством дворца по проекту английского садовода Буша разбивался парк, куда входил широкий луг, названный Масляным. Здесь устраивали праздники Масленицы.
Архитектура дворца
Росси сохранил старые стены прежнего дворца и создал особняк, светлое, лёгкое и изящное творение, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью и изяществом интерьеров.
Особняк – трёхэтажное прямоугольное здание, увенчанное плоским куполом, поставлено на высокий каменный ступенчатый цоколь-террасу с ажурной чугунной решёткой.
Парадный фасад, оформленный шестиколонным портиком, обращен к парку, куда спускается широкая многоступенчатая лестница, украшенная чугунными шарами, которую стерегут фигуры львов. К центральному парадному входу ведут пологие пандусы.
Нарядно выглядит и противоположный фасад, выходящий на реку. В центре объёма – полуротонда, окружённая сдвоенными колоннадами. Полукруглая лестница оформлена декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами. Среди зелени прячутся служебные корпуса.
Интерьеры
Интерьеры Елагина дворца отличаются изысканностью и оригинальной отделкой. Мебель, роспись плафонов и торшеров, декоративное убранство окон и дверей, включая рисунок дверных ручек – всё придумал и создал Карл Росси. Интерьеры не переделывали: после смерти Марии Фёдоровны дворец стал запасной царской резиденцией, императоры бывали здесь редко.
Первый этаж
Семья Романовых владела дворцом до начала XX века. На первом этаже – анфилада Парадных залов, торжественных, нарядных, похожих на изящную драгоценную шкатулку. В парадных помещениях – 20 дверей, облицованных драгоценными породами дерева и украшенных тонкой золочёной резьбой.
В нишах вестибюля первого этажа – фигуры весталок, хранительниц домашнего очага, держащих в руках светильники. С изысканной роскошью оформлена столовая, Овальный зал, кабинет, спальня и будуар Марии Фёдоровны.
Стены и колонны в помещениях облицованы искусственным мрамором, белый блестящий материал на вид воспринимался, как фарфор.
Овальный зал
Самое эффектное помещение первого этажа – Овальный зал с пятью высокими и широкими окнами. Купол зала, украшенный росписью и бронзовой люстрой, поддерживают кариатиды.
Стены, облицованные искусственным мрамором, расписаны цветами и сценами из античной мифологии. На потолках – группы резвящихся купидонов. Купидон – бог любви в древнегреческой мифологии, крылатый мальчик с колчаном стрел за спиной. В зале Росси устроил особые, похожие на картины, шторы.
Здесь устраивались дипломатические приёмы, балы и семейные торжества царской семьи. Придворный оркестр размещался за зеркальными окнами.
Второй этаж
Комнаты второго этажа отделаны скромнее и проще. Здесь – берёзовые двери, декорированные бронзой, дубовый паркет. На потолках – изображения амуров и павлинов, лепнина и позолота. Амур в древней мифологии – резвый мальчуган, предвестник любви.
Над каминами из чёрного итальянского мрамора – большие зеркала. Напротив каждого окна – также зеркала, создающие атмосферу торжественности и лёгкости одновременно. Обстановка второго этажа располагает к покою и отдыху. Здесь – изящные диваны, кресла и стулья, легкие столики и подставки с вазами для цветов.
Закрытый шкаф, нарядный рабочий стол, на нешироких полках – фотографии в стоячих рамках, в буфете – фарфоровые и стеклянные фигурки, вазочки. На столе – книги, шахматы, на полу – яркий восточный ковёр. На третьем этаже – домовая церковь.
Из истории дворца
После смерти Марии Фёдоровны во дворце отдыхали премьер-министры. В 1018 году Елагин дворец превратили в историко-бытовой музей, который закрыли в 30-е годы XX века. Много произведений искусства в это время утрачено.
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. В 1952-1960 годах проведена реставрация интерьеров. В 1987 году Елагин дворец открыт как музей. В фондах музея – 12 тысяч предметов искусства: живопись и скульптура, художественный фарфор и стекло, мебель, ткани и вышивка.
В музее проводятся конференции и презентации, мастер-классы, костюмированные балы и выставки, демонстрируются произведения декоративно-прикладного искусства, коллекции живописи и скульптуры XIX веков.