Архангельский собор Московского Кремля

Архангельский собор Московского Кремля

В центре Московского Кремля на Соборной площади – большой белоснежный собор, посвященный Архангелу Михаилу, единственный московский собор с не покрытыми позолотой куполами: здесь находится древнейшая родовая усыпальница русских князей и царей.

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

Схема Архангельского собора

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Архитектура собора

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Внутренее убранство

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Внутри храма

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Иконостас

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Гробницы

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.

Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.

Погребения

В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».

Внутри собора

Это интересно

  • Во время войны 1812 года французские гренадеры унесли с собой ценные оклады с икон.
  • В 1918 году храм объявили культурным памятником и закрыли на реставрацию, которая затянулась до 50-х годов XX века.
  • С 1955 года в здании храма работает Музей.
  • Первое богослужение после реставрации прошло в 1991 году.
  • В 2008 году Архангельскому собору исполнилось 500 лет.
  • Сегодня Архангельский собор Московского Кремля носит статус музея и богослужения в нем проводятся лишь дважды в год – на престольный праздник и в Радоницу. Попасть в старейший храм столицы можно только с организованной экскурсией.

Видео: Божественная литургия

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (60 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...