В долине Вахша (Таджикистан), в 12 км от г. Курган-Тюбе, находится архитектурный памятник раннего средневековья Аджина-тепе.
Это остатки буддийского монастыря VII—VIII вв., построенного из пахсы и кирпича-сырца площадью 50 X 100 м с ярко выраженным двухчастным принципом пространственной организации.
Юго-восточная часть комплекса есть собственно монастырь, помещения которого сгруппированы вокруг квадратного двора (19 X 19 м). По осям двора были глубокие айваны, связанные с храмовым комплексом святилищем, четырехстолпным залом и, возможно, с главным входом, место которого не выявлено археологическими исследованиями.
Северо-западная часть (храмовая) также имела четырехайванную дворовую композицию, в центре которой ступенчатая, крестовидная в плане ступа на квадратном основании (14 X 14 м).
Помещения комплекса богато декорированы. Стены и своды помещений были покрыты живописью, сами помещения украшены объемной скульптурой: будды и бодхисаттвы, различные божества, демоны, аскеты, донаторы, животные и проявляли незаурядные, выполненные из глины образцы древнего искусства. Особенно впечатляюща гигантская статуя «Будда в нирване» — до 12 м длины.
При анализе плана комплекса возникает вопрос: что в композиции Аджина-тепе местное, традиционное, и что привнесенное — индийско-буддийское?
Нет никакого сомнения, что ступа и скульптурные изваяния были выполнены по правилам, изложенным в Шульбасутрах.
В архитектурно-пространственном решении также соблюдались индийские традиции, которые претерпели изменения с учетом основ местного зодчества. К ним прежде всего следует отнести ориентацию продольной оси комплекса, на которой расположены ступа и святилище, на восход солнца в день зимнего солнцестояния, что связано с пережитками астрального культа, восходящими к митраизму.
Система дворовых композиций Аджина-тепе — это дальнейшее совершенствование дворовых пространств, возникших на местной основе и давших начало классической четырехайванной структуре, использованной в различных вариантах в средневековой архитектуре Среднего Востока.