Содержание
Музей-усадьба «Архангельское» – дворцово-парковый комплекс небывалой красоты и неповторимой атмосферы старины, устроенный в Подмосковье на левом берегу Москвы-реки. Большая и чрезвычайно красивая усадьба – памятник русской культуры XVIII-XIX веков, богатейший и уникальный музей.
Архангельское и его владельцы
Первое упоминание об усадьбе под именем Уполозы относится к XVI веку, владел ею московский дворянин Алексей Иванович Уполоцкий. В начале XVII века после долгой польской интервенции и «великого голода» подмосковные деревни продавались владельцами за бесценок. Продал усадьбу и Уполоцкий.
Хозяином имения стал Федор Иванович Шереметьев – воевода и боярин. Он служил Лжедмитрию и Василию Шуйскому. После окончания Смутного времени помогал в избрании на царство Романовых. В 1613 году он привез из Ипатьевского монастыря Михаила Романова в Москву, где его венчали на царство. Позднее он же выручил из польского плена отца Михаила – митрополита Филарета, позднее – патриарха.
Во второй половине XVII века имение перешло к княжескому роду Одоевских. Князь приказал в 1660 году возвести в имении вместо ветхой деревянной церкви Михаила Архангела каменный храм. С тех пор усадьбу именуют «Архангельское». Вокруг поставили рубленные из бревен жилые хоромы и хозяйственные постройки – скотный двор, мельницу и амбары.
В 1780 году новым владельцем Архангельского стал князь Дмитрий Михайлович Голицын. Князь заказал французскому архитектору проект нового дворца. К строительству подключился итальянец Джакомо Тромбара. В Архангельском создали террасы, разбили клумбы и установили скульптуры.
Привезенный из Швеции инженер построил на реке Горятинке две плотины. Затопленные луга превратились в пруды-резервуары, из которых вода по системе труб поступала в парк, оранжереи и на огороды. В парке оборудовали фонтаны, во дворец и хозяйственные постройки провели водопровод.
В 1810 году роскошную усадьбу купил граф Николай Юсупов. Клан Юсуповых был сказочно богат. Юсуповы – владельцы 23 имений и дач, домов в Петербурге и Москве. Хозяева нескольких фабрик, сахарного завода и рудников, они купили Архангельское для того, чтобы хранить здесь предметы искусства, которые всю жизнь собирал Николай Борисович Юсупов, страстный коллекционер и любитель прекрасного.
С началом войны с Наполеоном Юсупов отправил часть коллекции в Астрахань, другую часть спрятал. Усадьбу грабили солдаты Наполеона, многое растащили и разбили крепостные. Большой урон нанес пожар 1820 года, после которого граф потратил огромные деньги, чтобы восстановить усадьбу.
Над реставрацией трудились известные архитекторы и художники, так что Архангельское превратилось в единый дворцово-парковый комплекс. Расчистили и облагородили парк, комнаты усадьбы расписали в модном стиле – ампир, который отличается великолепием и монументальностью.
Зеркала в высоту стен, большие окна, обилие хрусталя и изысканная мебель подчеркивают легкость и воздушность дворца. Хозяин сделал свой великолепный дом местом торжественных приемов. Сюда приходили развлечься императоры и дворяне, известные деятели культуры. Владели Юсуповы усадьбой до Октябрьской революции.
Дворцово-парковый комплекс: парки и усадьбы
Версаль – роскошный дворцово-парковый комплекс в предместье Парижа с огромным дворцом, садами, фонтанами и роскошными интерьерами. Подмосковным Версалем называли современники Архангельское, а ее владельца посещали знаменитые гости:
- художники Маковский. Серов и Коровин;
- почетные гости – представители императорской семьи;
- Пушкин, Герцен, Огарев;
- Карамзин, Вяземский;
- Бенуа, Стравинский, Игумнов.
Усадьба «Архангельское» с очаровательными лужайками и ухоженными аллеями объединяет несколько великолепных парков:
- Итальянский – с многочисленными террасами и скульптурными композициями. Здесь скульптуры 14 львов, 4 собак, 28 бюстов, 2 гладиаторов.
- Французский – с роскошными галереями и ухоженными газонами, с геометрически правильными аллеями.
- Английский – пейзажный впечатляет неповторимыми природными красками.
Парк, усадьба которого делится на две части – регулярную и пейзажную – обрамляет дворец с парадным двором. Парк рождался вместе со строительством дворца и постоянно совершенствовался. Безупречный по композиции, он отражает вкусы разных эпох.
На краю обрыва над Москвой-рекой устроены две оранжереи, рядом с ними – «Римские ворота», дань модному в то время увлечению античными руинами. Вниз к реке ведет широкая лестница. Всюду – ухоженные тропинки, аллеи и беседки, дополняющие парковый ансамбль.
Холм, на котором стоит дворец, итальянский архитектор Джакомо Тромбара превратил в серию террас. Основная часть парка занята аллеями и проспектами со стрижеными деревьями, а также многочисленными мраморными изваяниями, оттеняющими зелень своей белизной.
Верхняя терраса перед дворцом – Парадный двор, в центре которого скульптура «Геркулес и Антей». На балюстраде верхней террасы – мраморные вазы, лестница, спускающаяся к нижней террасе, оформлена женскими фигурами, львами и собаками. Она ведет к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Джиромелло.
Основная часть парка – Большой Партер, прямоугольное пространство, окруженное подстриженными деревьями и скульптурами. Здесь 4 мраморные вазы и 20 скульптур. В разные стороны от Большого Партера расходятся 8 широких липовых аллей, образующих над головами посетителей «потолок». Аллеи сходятся в центре к покровителю муз – Аполлону.
На площадке, позади партера, – цветник с фонтанами и огромная статуя Геркулеса и Флоры. По сторонам – небольшие рощицы из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. При Н. Б. Юсупове у стены нижней террасы в вольере гуляли фазаны и павлины, верблюды и ламы, редкие породы кур и индеек, в прудах разводили осетров.
Справа от дворца – английский пейзажный парк, напоминающий лес с высокими деревьями, соединенными в живописную композицию. На краю леса устраивали теплицы, где круглый год выращивали финики и ананасы, землянику и огурцы.
В усадьбе Архангельское гостили 5 российских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III, Николай II.В честь приезда каждого государя в парке устанавливали колонну с двуглавым орлом и надписями с посвящением на французском языке.
А.С. Пушкин увековечил память о хозяине Юсупове в «Послании к вельможе». Позднее, в 1903 году, в честь поэта в парке установили памятник.
Архитектурный ансамбль комплекса
Элементы усадебного комплекса возведены в разное время, однако гармонично сочетаются и дополняют друг друга.
1. Большой дворец.
2. Малый дворец «Каприз».
3. Храм Архангела Михаила.
4. Храм-усыпальница Юсуповых.
5. Храм-памятник Екатерине II.
6. Театр Гонзага.
7. Чайный домик.
8. Святые ворота.
9. Конторский флигель.
10. Кладовая над оврагом.
11. Розовый фонтан.
Малый дворец «Каприз»
В западной части парка – Малый дворец «Каприз», построенный в конце XVII века, место уединения и отдыха хозяев усадьбы от шума и суеты Большого дворца. Здесь собирались гости на музыкальные вечера и дружеские ужины. Стены комнат украшали картины – гордость хозяина.
Рядом с дворцом устроили открытый манеж с извилистыми дорожками для выезда лошадей и нишами для отдыха наездников в тени. Площадку перед дворцом украшали 35 скульптур, мраморные вазы и бюсты античных героев. Малый дворец оправдал свое название – «Каприз» обошелся хозяину в кругленькую сумму, даже учитывая его сказочный доход.
Храм Архангела Михаила
Церковь Михаила Архангела построена на месте деревянной ветхой церквушки по заказу боярина Одоевского в 1667 году на возвышенном месте у Москвы-реки. Одноглавый храм с приделом декорирован рядами кокошников, взбегающих к главкам, увенчанным золотыми крестами.
К храму ведет тенистая липовая аллея, которая заканчивается «Святыми воротами». Церковь окружает живописная ограда с башенками по углам, что придает композиции образ небольшого монастыря. Храм стоит в удалении от шумных тропинок усадьбы, вокруг – высокие сосны и небо.
Перед северным фасадом церкви Михаила Архангела высится глинобитная ограда – стена с массивным арочным проемом. По краям стены высятся трехъярусные каменные башни, завершенные деревянными шпилями.
Храм-усыпальница Юсуповых
Монументальный бесстолпный храм с ротондой, своды которого держатся только за счет наружных стен. Церковь на подклете с четырехколонным портиком – крытой галереей перед входом в здание – построена в 1914 году. Строительство связано со смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители заказали архитектору Роману Клейну возвести усыпальницу.
Внутри – украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом, стены украшены лепниной и ярко-синими с золотом росписями. По периметру здания – изящная балюстрада. По назначению усыпальница не использовалась: потомки знаменитого рода после 1917 года уехали за границу.
Храм-памятник Екатерине II
Граф Юсупов, поклонник Екатерины II, решил украсить свою великолепную усадьбу храмом в честь императрицы. Правда, Екатерина так и не собралась посетить имение, чем очень огорчила хозяина.
Храм, построенный в 1819 году, выполнен в форме портика – крытая галерея образована колоннадой с изящным перекрытием. Императрица представлена в виде богини правосудия Фемиды. За спиной – строки торжественного посвящения: «Ты, которой послано небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».
Храм-памятник Екатерине II
Театр спроектировал зодчий Пьетро Гонзаго. Весной 1817 года архитектор Бове начал строительство здания театра. Строгое деревянное двухэтажное здание, покрытое золотисто-белой штукатуркой, украшают четыре изящные колонны. Единственный вход – с южной стороны, а не в центре фасада. Перед крыльцом, на высоких каменных постаментах, – два фонаря: представления начинались поздно вечером.
В противоположность скромному фасаду, в интерьерах театра царила роскошь. В распоряжении зрителей – просторный зал с креслами в партере и двухъярусных ложах, разделенных легкими балюстрадами.
Но главная роскошь театра – декорации, изготовленные Гонзаго, которые заставляли публику забыть о самом спектакле и любоваться великолепными полотнами. Зодчий создал 12 смен декораций крепостного приусадебного театра Юсупова, они сохранились до нашего времени.
Открытие театра праздновалось пышно: гости в золоченых парадных каретах останавливались у подъезда и церемонно занимали свои места. Ради такого события к Юсупову пожаловали монархи – российский император Александр I и прусский король Вильгельм III. Восхищенные монархи не нашли слов, чтобы выразить свои чувства, так их поразили актеры и декорации.
Крепостные артисты театра Юсупова с детства обучались игре на фортепьяно, пению, а также итальянскому и французскому языкам. За границей актеры графа познавали премудрости балета, лучшие из них жили в Москве и по приглашению владельца демонстрировали свое искусство в театре Архангельского. В свой театр граф приглашал итальянские труппы.
Кладовая и розовый фонтан
Кладовая над оврагом построена в конце XVIII века. Двухэтажное здание с арочным проёмом над дорогой по дну оврага расположено в пейзажной части парка. Сегодня здесь – лекционный зал, где проходят конференции, концерты и выставки.
Розовый фонтан – маленькая ротонда, построенная в середине XIX века. Беседка в виде четырех колонн из розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В центре строения – скульптурный фонтан «Мальчик с гусем». Для воплощения идеи мастер-инженер Норберг построил гидравлическую
машину для подачи воды.
Большой дворец
Большой дворец – главный господский дом, место общения хозяев и воплощение их культуры. Спроектированный французским архитектором Шарлем де Герном, дворец расположен в центральной части усадьбы, куда ведут густые лесные аллеи.
История появления
Строительство, начатое в 1784 году князем Голицыным, продолжалось 40 лет. Обилие застекленных дверей и огромных окон – свидетельство того, что это летний дворец. Граф Юсупов коллекционировал все прекрасное и усадьбу Архангельское устроил под стать французскому дворцу: благоустроил изящный дом и облагородил огромный тенистый парк с пышными аллеями.
Богатый владелец распорядился доставить сюда специально написанные для дворца картины и античные скульптуры, гобелены и фарфор, хрустальные люстры и бра, зеркала и мебель. Для Архангельского Юсупов построил фарфоровый и хрустальный заводы. Интерьер дома расписывали знаменитые художники и архитекторы.
Архитектурные особенности Большого дворца
На территорию дома ведет массивная триумфальная арка. У центрального входа во дворец – вазы на постаментах, статуи собак и скульптуры в каменных нишах. Дверные створки – в решетчатых переплетах.
Во всех фасадах здания – многочисленные колонны, которые придают монументальному строению легкость и изящество. В центре главного фасада – портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем. Центр здания выделен ротондой с высокими и длинными упирающимися в пол окнами, которые открывали настежь летом, распахивая дом солнцу и зелени.
Две мощные колоннады из 14 пар колонн охватывают парадный двор и объединяют его со стоящими впереди флигелями. Окруженный колоннами парадный двор похож на огромный зал под открытым небом.
От южного фасада опускаются две террасы с мраморными балюстрадами – невысокими ограждениями террасы с рядами фигурных столбиков – уютно вписались в архитектуру большого дома. Террасы украшены великолепными вазами, статуэтками и бюстами античных героев, полководцев и философов.
Особенность дворца – неодинаковая высота его этажей. На первом, более высоком, размещена анфилада роскошных парадных залов, на втором – скромно обставленные жилые комнаты. В двух флигелях – крепостной театр, картинная галерея, библиотека и кухня.
Интерьеры особняка
Внутри дворца всюду чувствуется великолепие и изящный вкус хозяина. Обильное освещение делает эффектными росписи на стенах. На потолках – массивные люстры с тремя ярусами свечей, выполненные из бронзы с позолотой.
Главным украшение залов – коринфские колонны. Салатовая расцветка стен сочетается с желтоватыми камнями стволов колонн. Лестничные марши украшены египетскими статуями.
Парадные залы призваны демонстрировать богатство, знатность и роскошь хозяина. Парадная спальня для сна не использовалась, здесь принимали близких друзей. Красочно и торжественно декоративной росписью оформлен Овальный зал, где устраивались торжественные приемы высоким гостям.
Парадная столовая – Египетский зал – своеобразная коллекция фарфора. На открытых полках – японские и китайские вазы, подсвечники с фигурками египтянок, выполненные из черной золоченой бронзы. В столовой граф разместил крупнейшие шестиметровые полотна картин. На дальней стене – портрет юного Бориса Юсупова в татарской национальной одежде и верхом на коне.
В Императорском зале – мраморные бюсты Екатерины II и Петра I, которых почитали хозяева дворца.
Коллекции музея-усадьбы «Архангельское»
Спустя 2 года после установления Советской власти в Архангельском открыли музей, основа которого – собрание предметов искусства графа Н.Б. Юсупова. Потомки графа в 1900 году завещали коллекцию, собранную предками, в собственность государства, поэтому мы в XXI веке любуемся прекрасными произведениями мастеров прошлого и можем лучше понять историю нашей страны.
В коллекцию Юсупова входят:
- 600 картин, полотна эпохи Возрождения XVII-XVIII веков;
- более 20 тысяч ценных старинных книг и рисунков;
- издание трактатов Цицерона;
- коллекция скульптур из работ европейских мастеров;
- экспонаты из коллекции декоративно-прикладного искусства: старинные кареты, мебель, посуда и ковры, канделябры из серебра и кованые настольные украшения; экспонаты сделаны из металла и дерева, камня и стекла, велюра и фарфора, глины и папье-маше.
«Архангельское» после революции 1917 года
Пришедшая в 1917 году Советская власть экспроприировала усадьбу, превратив в историко-художественный музей. В 1937 году вместо усадебных оранжерей построили Центральный военный клинический санаторий.
После Великой Отечественной войны территорию отдали спортсменам: здесь разместились футбольная и хоккейная команды ЦСКА.
С 90-х годов XX века усадьба «Архангельское» получила статус дворцово-паркового комплекса и открыта для посещений. Архитектор Харко и художник Нивинский отремонтировали главное здание усадьбы и восстановили росписи.
Усадьба-музей сегодня
В наше время «Архангельское» – единственная усадьба, пример русского усадебного стиля переживает подъём. В дворцовой коллекции – живопись и графика, скульптуры и предметы декоративного искусства. В усадьбе работает фотофонд, ежегодно проходят выставки и лекции, экскурсии, массовые мероприятия и концерты. Ежегодно с успехом здесь проводится «Ночь музеев», фестиваль «Усадьба. Джаз».
В парк приезжают гулять москвичи и гости столицы. На территории – бесплатные зоны wi-fi интернета. Услуги предлагают кафе и рестораны, продуктовые магазины и палатки с мороженым. На территорию приходят и со своей едой, чтобы устроить пикник на поляне парка.