Храм в городе Юрьев Польский

Георгиевский собор в Юрьеве Польском

Георгиевский собор в Юрьеве Польском – храм во Владимирской области, памятник узорчатой белокаменной резьбы. Последний большой каменный собор, возведенный на Руси до татаро-монгольского нашествия.

Юрьев Польский – княжеский город

В 200 км от Москвы по древней дороге на Суздаль на северо-западе от Владимира расположен город Юрьев Польский («ставший на поле»). Небольшой владимирский городок основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий.

С 1212 года город принадлежал внуку Юрия Долгорукова – князю Святославу Всеволодовичу. Став владельцем Юрьева, князь выстроил белокаменную церковь в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца.

В 1230 году Святослав Всеволодович приказал разрушить старую дедовскую церковь, и на ее месте в 1234 году вырос Георгиевский собор, который стал вершиной древнерусского зодчества и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием.

Роспись внутри храма

Князь лично возглавил строительство, предложив свой проект храма. Георгиевский собор – сооружение единственное в своем роде. Мастеров, способных повторить белокаменный узор, покрывший сплошным ковром стены храма сверху до низу, на Руси не нашлось.

Георгиевский собор – жемчужина архитектурного наследия

Храм включен в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а Юрьев Польский – в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

Первозданный вид собора

До наших дней в первозданном виде Георгиевский собор в Юрьеве Польском не сохранился. Исследователи многих поколений рисовали картину храма до разрушения. Они видели его высоким, стройным, устремленным вверх. Главное украшение – белокаменная резьба, сюжеты и рельефы которой остаются загадкой древнерусского искусства.

Один из рисунков старого храма

Каменные рисунки храма создавали в два этапа: изготовленные блоки с горельефами устанавливали в стену, а потом завершали последние штрихи резьбы. Так возникала «ковровая резьба» – уникальный по красоте, тонкости и разнообразию изысканный рисунок на стенах храма, который покрывал его, словно ковер изящной работы.

В 1445 году храм обрушился: сначала упала глава, потом разошлись столпы, со временем пострадали и стены, их разрушали дожди. Целиком разрушился южный фасад, почти нетронут разрухой северный. Исследователи считают, что саморазрушение собора началось из-за непрофессионализма архитектора.

Реконструкция собора

В 1471 году князь Иван III приказал придворному архитектору Василию Ермолину восстановить разрушенный храм. Перед артелью зодчего стояла непростая задача: воссоздать собор так, чтобы резные блоки снова образовали сплошной каменный узор, объединенный общим замыслом.

И мастер сделал все, что мог: собрал и восстановил крупные фрагменты здания, но облицевал фасады разными камнями в беспорядке, а часть резных блоков пустил на новую кладку стен. Не имея ни рисунка, ни плана, Ермолин собирал фрагменты наугад, создав хаотичный рисунок.

Василий Ермолин сложил заново своды храма, но горделивую торжественность Георгиевский собор в Юрьеве Польском утратил: здание выглядит массивно и грузно, будто врастает в землю. Мастер увенчал храм тяжелым куполом на широком тяжелом барабане, нарушив и раздавив пропорции здания. Приземистый куб с грузными приделами серо-зеленого цвета выглядит странно и наивно. Но даже и в таком виде храм поражает мощью и красотой.

Таким был Георгиевский собор до 1923 года

Восстановленное здание ни раз изменяли и обстраивали. В 1781 году к храму пристроили четырехъярусную колокольню, а в 1827 году – ризницу. В 1923 году храм закрыли, колокольню и ризницу разобрали. В 1962 и 1980 годах провели реставрации.

В конце 2015 года распоряжением Правительства России Георгиевский собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Георгиевский собор признан объектом культурного наследия

Загадки белокаменной резьбы

Георгиевский собор Юрьева монастыря – это «княжеский» храм, призванный подчеркнуть божественность власти правителя. На стенах – полторы тысячи изображений, среди которых обилие львов – символов власти и силы. В русские доспехи одеты кентавры, изображенные как княжеские телохранители.

Резьба на стенах храма

Небольших размеров собор выглядит монументально. Стены сверху донизу украшены резьбой с изображением птиц, зверей и деревьев, здание будто накрыто кружевом. Резной убор храма перерастает границы религиозной идеологии и своими узорами только усиливает «мирской» облик.

В резных узорах отразилась владимирская земля: в образах воинов – портреты дружинников князя, в фигурах сказочных чудовищ – полуязыческое ощущение народа, а пышный зверино-растительный узор – символ богатства Руси.

На стенах полторы тысячи изображений

Над входом – резное изображение святого Георгия в патрицианских одеждах и военных доспехах, с копьем и щитом, на котором хищно изогнулся барс – эмблема владимирской династии.

Среди каменных рельефов – портрет юрьевского князя Святослава Всеволодовича, при котором сооружен собор.

Все перепуталось: здесь и птица-цветок, и ангел, и огненный лев, и собака, и Богородица. Причудливые изображения зверей, гуси со сплетенными шеями, фигуры людей и мифических чудовищ причудливо перемежаются с растительным орнаментом.

Обрывки фантастических каменных гирлянд с обломками тончайших узоров, изящными женскими фигурами, с пастями львиных масок образуют загадочную мозаику. Этот странный ребус, причудливый хаос, напряженная тайна храма славит Творца, нарядно и весело искрится в белокаменной резьбе Георгиевского собора.

Покрытый каменным кружевом собор превращается в огромный резной ларец, где вся поверхность украшена декоративной фантазией ювелира. Здание выглядит пышно и торжественно, будто высечено из цельного камня.

Каменные рельефы

Единственный в своем роде, Георгиевский собор называют «лебединой песней» владимирского зодчества, которая оборвалась навсегда. Через 2 года после создания собора на Русь обрушились полчища Батыя. Кто знает, каких бы вершин достигли еще владимирские мастера, если бы на два века не пришла «беда от поганых».

«О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская!» – так вторит храм автору «Слова о погибели Русской земли», созданной в те годы.

Архитектура собора

По внешнему виду собор в Юрьевом Польском не велик, а внутри очень просторный. С храмовым пространством сливается алтарь, отделенный невысокой перегородкой. Храм радостный и нестрогий – он залит обильным светом, льющимся через два яруса высоких окон. На стенах храма – сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

Фасад собора

Северный фасад украшают композиции «Распятие», «Три отрока в пещи огненной» и «Даниил во рву львином». Северный фасад – главная сторона собора, раньше выходившая на площадь города.

По сторонам портала – дважды помещенные изображения Христа. Пояс из колонок северной стены занимают святые воины – покровители владимирских князей, перемежающиеся павлинами и львами.

Южная сторона хранит композицию «Вознесение», здесь же много скопированной с восточной утвари князей посуды, предметов интерьера, украшений.

Вход в храм

Главные композиции западного фасада – «Преображение» и «Троица» перемежаются с изображением мамонтов и ликами святых.

Внутри храма поддерживают своды 4 широко расставленные квадратные столбы. На сводах – «Тайная вечеря». У северо-западного угла здания – небольшая белокаменная усыпальница, где погребен Святослав Всеволодович, князь, строивший собор. В 1989 году мощи юрьевского князя перенесены из Георгиевского собора в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Внутри Георгиевского собора

Георгиевский собор – филиал Юрьев-Польского музея, он нуждается в срочной реставрации из-за стремительного разрушения.

Видео: первый и последний белокаменный храм

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (49 оценок, среднее: 4,76 из 5)
Загрузка...