Мавзолей Фахраддина Рази

Мавзолей Фахраддина Рази

Мавзолей, приписываемый Фахраддину Рази, относится к числу зданий столицы Хорезма, уцелевших после разрушения Ургенча монголами. Он представляет собой однокамерный мавзолей стройных пропорций, построенный из жженого кирпича.

 

Его кубический объем несет двенадцатигранный барабан, покрытый шатром. Главный фасад архитектурно выделен: в прямоугольную раму с эпиграфическим орнаментом в компонованы три арочные ниши в прямоугольных рамах со световыми проемами, причем вход в мавзолей лежит по оси композиции.

 

Обмер памятника, выполненный архитектором А. Н. Виноградовым, сопровождался заложением шурфа возле памятника, что дало возможность установить древний уровень отмостки на глубине около 1,5 м от дневной поверхности.

 

При этом были обнаружены остатки цоколя, выложенного из шлифованных кирпичей на ребро, входная ниша, три уступа расширяющегося фундамента и его основание. При обследовании памятника обнаружено, что на северо-восточном углу стены ремонтная кладка выступает против линии цоколя на 14 см; судя по вертикальным отметкам, здание накренилось в восточном направлении; позднейшие ремонтные работы исказили архитектуру главного фасада.

 

Тем не менее сохранившиеся профилированные шлифованные кирпичи под штукатуркой и снятие культурных наслоений возле памятника позволяют восстановить былые его пропорции и в какой-то степени и облик сооружения.

 

Мавзолей Фахраддина Рази невелик, стороны квадратного помещения — 364, 367, 359, 364 см.

 

Внутри мавзолея уровень пола археологическими вскрытиями не установлен. Нами этот уровень принимается на отметке — 246 см, т. е. на уровне цоколя. Объем здания представляет собой куб.

 

Двенадцатигранная призма имеет круглое основание. Его диаметр — 550,5 см. Для определения высоты призмы диаметр круга делится на четыре, на одной четвертой восстанавливается перпендикуляр до пересечения с окружностью, который является средней пропорциональной между единицей и троицей, т. е.

 

Отметим, что аналогичные приемы применялись в построении архитектурной формы ряда других памятников, в частности мавзолеев Текеша и Тюрабек-ханым.

 

Формы двенадцатигранного шатра, выложенного ложным сводом, вписываются в равносторонний треугольник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *