Содержание
Галерея Уффици — один из самых известных и старейших художественных музеев мира. Его открыли в конце XVI века в одноименном дворце, построенном по приказу герцога Козимо I Медичи. Галерея примечательна как своей архитектурой, так и уникальными коллекциями. Среди них есть работы Тициана, Леонардо да Винчи, Боттичелли.
История создания галереи
Изначально дворец Уффици задумывался Козимо I Медичи как здание, которое объединит все административные службы города и суды. Также оно должно было служить его личной резиденцией и символизировать сильную герцогскую власть. Лишь впоследствии дворец превратился в музей, чему способствовало увлечение семьи Медичи искусством.
В 1560 году Козимо доверил придворному художнику Д. Вазари работу над проектом. Сложность его разработки и воплощения заключалась в том, что строение должно было появиться на берегу реки. Для столь грандиозной стройки пришлось очистить огромную территорию и снести несколько зданий, в число которых вошла даже старинная церковь.
В 1581 году строительство дворца Уффици было завершено. В этом же году Франческо I Медичи, сын Козимо, разместил на втором этаже здания накопленные семьей художественные ценности. Помещение украшали роскошные витражи, фрески и скульптуры. Это и стало началом формирования знаменитой флорентийской галереи.
Сам же Козимо I Медичи не дожил до окончания строительства Уффици 7 лет. Не дожил до него и главный проектировщик уникального строения — Д. Вазари. Он умер в один год со своим герцогом. Работу над дворцом продолжил Бернардо Буонталенти.
Коллекции галереи Уффици
Семья Медичи не останавливалась в увлечении искусством и активно пополняла коллекции Уффици на протяжении нескольких столетий. Что-то было куплено, что-то заказано, получено по наследству, в подарок на свадьбу или в качестве подношения от послов других стран.
Интересы семьи разнились, поэтому в коллекции попадали не только картины, но и:
- скульптуры;
- оружие;
- медали;
- ювелирные изделия;
- иконы;
- гобелены;
- миниатюры.
Интересный факт! Если художник хотел выставить свои работы в галерее, он должен был приложить к ним еще и свой автопортрет. Благодаря этому условию Уффици стал музеем с уникальным собранием автопортретов, которого больше нигде в мире нет.
С годами на втором этаже дворца перестало хватать места для ценных коллекций и для них стали выделять отдельные залы. В 2004 году музей расширили уже за счет переоборудования служебных помещений на первом этаже.
Сейчас в галерее Уффици 50 залов. Они расположены так, что во время прохождения по ним можно наблюдать развитие художественных школ в хронологическом порядке. Общая площадь размещения всех коллекций — 13 000 кв. м.
Отдельные залы посвящены работам:
- Микеланджело Буонаротти;
- Леонардо да Винчи;
- Сандро Боттичелли;
- Рафаэлю;
- Тициану;
- Караваджо.
В одном из вестибюлей первого этажа можно увидеть древнеримские статуэтки и даже саркофаги. В коридоре второго этажа стоят мраморные бюсты и античные статуи.
Архитектурные особенности Уффици
Трехэтажный дворец Уффици стоит на берегу реки Арно и в плане имеет форму буквы «U». Ее формируют два прямоугольных здания длиной 142 м, соединенных коридором с лоджиями.
Главная особенность дворца — акцент на линейности, вытянутости дворов, а не на объеме строения. На всем протяжении фасады имеют единое оформление. Для их отделки использованы белая штукатурка и редкий серо-голубой камень высокой прочности. Все каменные элементы тщательно отшлифованы.
Первый этаж Уффици — это открытая лоджия-галерея с множеством входов. Второй этаж — основная часть здания, помещения которой украшают большие арочные окна. Третий этаж — застекленная галерея.
Несмотря на всю масштабность, дворец выглядит легким и изящным. Этот эффект достигается сбалансированными пропорциями и четким ритмом вертикальных колонн на первом этаже, а также пилястров на втором и третьем.
Галерея Уффици — номер один в карте туристических маршрутов Флоренции. Она оставляет неизгладимое впечатление своей историей, архитектурой и художественным наследием.