Статуя Давида

Статуя Давида

Статуя Давида, созданная руками итальянского скульптора Микеланджело Буонарроти в начале XVI века, прекрасно сохранилась до наших дней. Она выставлена во флорентийской Академии изящных художеств и доступна для осмотра всем желающим.

Давид — герой ветхозаветных сюжетов

Кто же такой Давид и почему его так хотели увековечить флорентийцы? В ветхозаветные времена филистимляне пошли войной на израильтян. Последние собрали войско, в состав которого вошли старшие братья Давида. Как-то раз отец послал его передать им хлеб и привет из дома.

Во время этого похода Давид услышал, как филистимлянский воин Голиаф смеется над Богом. Но никто из израильского войска не смог дать ему за это отпор. Только Давид решился на бой с гигантом. Отказавшись от шлема и доспехов, он взял камень и бросил его в Голиафа. Этого хватило, чтобы сразить филистимлянина наповал.

В результате израильтяне выиграли битву, а Давид стал символом их противостояния с филистимлянами. Ученые же до сих пор не могут точно ответить на вопрос, существовал ли Давид в реальности или это мифический герой.

Описание скульптуры

Статуя высотой 5,17 м изображает обнаженного иудейского царя Давида перед битвой с опасным врагом — воином Голиафом. Он спокоен, но сосредоточен и готов к бою.

Мышцы слегка напряжены, губы сжаты, а брови сдвинуты и нахмурены. Даже посадка головы демонстрирует несгибаемую волю и твердый характер. При этом тело довольно расслаблено. Как будто царь уверен в своей победе. Возможно, уверенности ему прибавляет перекинутая через левое плечо праща — грозное оружие для метания камней, которое сулит гибель противнику.

Мышцы слегка напряжены, губы сжаты

Интересный факт! Микеланджело — первый скульптор, который изобразил Давида не после битвы с воином Голиафом, а до ее начала, в ответственный момент подготовки. Еще одна особенность фигуры заключается в том, что она изображает не юношу, как сказано в ветхозаветном сюжете, а взрослого мужчину, царя.

Флорентийская статуя Давида изображена с анатомической точностью и осмотреть ее можно со всех сторон. Однако некоторые ученые утверждают, что для достижения особой выразительности скульптуры Микеланджело пошел на хитрость и исказил анатомию тела. Особенно заметно это в его верхней части. Непропорциональна и правая рука Давида, которая слишком большая по отношению к телу.

Правая рука Давида слишком большая по отношению к телу

История создания

Изначально статуя Давида задумывалась как религиозная скульптура. Ей и еще одиннадцатью фигурами в XV веке должны были украсить периметр главного кафедрального храма Флоренции — Санта-Мария-дель-Фьоре.

Работы продвигались медленно, до Давида было изготовлено лишь две статуи. На этом процесс украшения храма и вовсе остановился. Огромная глыба мрамора, предназначенная для скульптуры иудейского царя, почти полвека стояла под открытым небом.

Она подвергалась воздействию солнца, осадков, да и некоторые мастера предпринимали попытки ее обтесать. В результате амбициозному молодому Микеланджело достался материал не самого лучшего качества. Ему нужно было превратить мраморную глыбу в красивую фигуру и при этом как-то «обойти» имеющиеся повреждения.

Микеланджело

В 1501 году Микеланджело подписал договор на 200 флоринов и пообещал закончить работу над статуей Давида через 2 года.

Создание статуи происходило в атмосфере тайны. Микеланджело работал один, передвигаясь вдоль скульптуры по строительным лесам. Работы велись независимо от погоды и времени суток. Вокруг фигуры было возведено деревянное ограждение, чтобы никто не мог наблюдать за их ходом.

Реалистичный взгляд

Интересный факт! Микеланджело использовал инструменты, которые ковал сам. Когда они приходили в негодность, он также самостоятельно их ремонтировал.

Установка статуи Давида

В 1504 году именитые флорентийские художники собрались у Микеланджело, чтобы оценить качество его работы. Но совершенная статуя Давида настолько потрясла их воображение, что большинством голосов было решено не размещать ее возле кафедрального собора.

Ее установили в лоджии Ланци, где дела города обсуждал выборный совет. Транспортировка статуи заняла четыре дня. Именно в это время иудейский царь Давид, увековеченный в мраморе, потерял свое религиозное значение. Отныне он стал символом борьбы народа Флоренции за свободу.

Давид в Академии изящных искусств

В 1873 году статую Давида, созданную Микеланджело, транспортировали в Академию изящных искусств. Это было сделано для ее защиты от ветров и осадков. Там она осталась и до сегодняшних дней.

Интересные факты о статуе и скульпторе + видео

  1. Статуя Давида имеет колоссальное количество копий во всем мире. Самые известные из них находятся в крупнейших музеях мира — Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Академии художеств в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее в Москве.
  2. В 1527 году пострадала левая рука статуи. Она была задета скамьей, которую выкинули из окна во время политических споров.
  3. В 1991 году некий мужчина повредил оригинальную скульптуру молотком, отбив мрамор с пальцев ее левой ноги.
  4. Окончательная полировка скульптуры заняла у Микеланджело около четырех месяцев.
  5. В 2004 году статуя отмечала свое 500-летие.
  6. Во время работы над скульптурой Микеланджело было всего 26 лет. Он дожил до 88 лет, в течение которых неоднократно поражал мир своими работами.
  7. На оригинальную статую в Академии изящных искусств ежегодно приходит посмотреть 8 миллионов человек.

Если у вас будет возможность полюбоваться оригиналом или хорошей копией статуи Давида, обязательно ей воспользуйтесь. Хотя бы для того, чтобы поразиться совершенным ручным трудом Микеланджело Буонаротти.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (70 оценок, среднее: 4,93 из 5)
Загрузка...