Содержание
Башня Татлина – под таким именем вошел в историю проект монументального памятника, посвященный Третьему Интернационалу. Он появился в разоренной и полуголодной стране Советов в 20-е годы и поломал все традиционные представления об архитектуре.
История создания
Разработка монумента принадлежит советскому архитектору Владимиру Евграфьевичу Татлину. Гигантский 400-метровый памятник должен был стать символом всемирной коммунистической власти.
Архитектор вместе с помощниками построил уменьшенную башню высотой 5 метров.
Фанера, дерево, жесть, шпагат послужили основой для создания модели. В ноябре 1920 года она была представлена на выставке. Затем ее передали в Третьяковскую галерею, где она и пропала. Руководители страны башню не оценили. Проект так и остался проектом.
Одна из вновь сделанных моделей была представлена на выставке декоративных искусств в Париже. Именно там, в Париже, создание Татлина получило впервые международное признание, это была золотая медаль. Но в советской России вспоминать об этом было не принято. Тем не менее башня стала символом революционного переворота всего человечества.
Уникальность башни
Идея памятника очень оригинальна. В ней заложено сочетание архитектуры, скульптуры и живописи.
Владимир Татлин стал родоначальником советского конструктивизма. Это стиль, которому присуща строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика строений.
По замыслу архитектора сооружение планировали выполнить из стекла и стали. Грандиозное по замыслу, оно должно было состоять из двух свивающихся, устремленных вверх стальных спиралей, которые располагались одна в другой.
Опирались они на наклонную стальную мачту, которая уходила в землю. Вверху спирали постепенно сближались у ребристого стального цилиндра. Вес восходящих спиралей внизу принимали на себя две арки сложной кривизны.
Предназначение башни по замыслу автора
Во внутреннем пространстве за сквозной решеткой – четыре расположенных друг над другом объема. По сути, это отдельные здания. Предназначались они для служб управления интернационалом. Самое интересное то, что все они вращались с различной скоростью.
Самое крупное здание имело форму куба. Предназначалось оно для проведения конференций и съездов, вращалось со скоростью одного оборота в год. Над ним располагалось строение в форме усеченной пирамиды, предназначенное для секретариата. Скорость его вращения – один оборот в месяц.
В здании-цилиндре со скоростью вращения один оборот в день должны были разместиться информационное бюро, издательство, типография, телеграф. Радио Коминтерна предполагалось разместить в четвертом здании, изготовленном в виде полусферы, со скоростью вращения один оборот в час.
Все тела зданий планировалось связать между собой и с землей электрическим подъемником сложной конструкции.
Частью башни Татлина были также радиомачты и антенны. Как и лучи прожекторов, способные вырисовывать тексты – лозунги на облаках. Несущую мачту собирались направить к Полярной звезде.
Символика башни
Проект башни пропитан символикой. Её наклон – как у оси Земли. Вращающиеся сооружения соотносятся с оборотом Земли. Высота 400 м кратна земному меридиану. Форма спирали – это «линия движения свободного человечества».
Проект Татлина – это великая утопия грандиозного по величине здания. Практического значения башня не имела. Разоренная советская Россия никогда бы не потянула такого сложного строительства.
Проект вошел в историю как самый узнаваемый символ конструктивизма. Он вдохновил последующие поколения архитекторов на освоение недостижимых ранее высот в архитектуре.
Проект башни и современность
Модели башни можно увидеть в Третьяковской галерее, в Москве на элитном жилом комплексе «Патриарх», в музее современного искусства в Стокгольме, в университете Оксфорда.
А идеи, заложенные в проекте Татлина, до сих пор не реализованы полностью. В виде отдельных фрагментов они присутствуют в символике зданий правительственного комплекса столицы Бразилии, в конструкциях центра имени Жоржа Помпиду в Париже, в мощной спирали ведущего музея в Нью-Йорке, в поверхностях сложной кривизны оперного театра в Сиднее.
Идея памятника была слишком смелая для немедленного воплощения. В настоящее время вращение свободно висящих конструкций претворено в жизнь на международной космической станции.