Саратовский автомобильный мост соединяет два города – Энгельс и Саратов, которые расположены на левом и правом берегу Волги. Саратовский мост стал самым длинным в Европе на момент его открытия. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Саратова. Кроме него через Волгу в районе острова Сазанка перекинут Саратовский железнодорожный мост.
История
В 1958 году был утвержден проект Саратовского моста – уникальный в мировом мостостроении. Главным проектировщиком стал В.М. Иодзевич. Почти полностью мост сконструирован из железобетонных элементов, включающих тридцать девять мостовых опор. Мост должен был обеспечить пропуск автотранспорта по четырем полосам. Для пешеходов предназначалось два тротуара. Стоимость строительства составила более двухсот пятидесяти миллионов рублей.
Сразу после открытия 11 июля 1965 года по мосту проехали первые автомобили. Позже пустили линию троллейбусов. Они перевозили пассажиров вплоть до 2004 года. За всю свою историю Саратовский мост несколько раз реконструировался.
Описание
Визуально мост выглядит горбатым, так как на разных участках его высота различается. Пролеты, прилегающие к Саратову, предусмотрены для пропуска пароходов и высоких судов. На этих участках мост выше, а расстояние между опорами больше. Ближе к Энгельсской стороне высота Саратовского моста плавно снижается.
Практически на середине расположился искусственно намытый Покровский остров – сегодня это городской пляж. С моста открывается великолепный вид на многие окрестности города. Отсюда можно увидеть Речной вокзал, Набережную Космонавтов, башню Елена и другие примечательные объекты.
Особенности
Саратовский мост благодаря грандиозному проекту и мастерству исполнения может конкурировать с большинством гидросооружений мира. Мост создан из крупных железобетонных элементов. Это первое гидросооружение, в строительстве которого не принимали участие кессонщики. Вместо них работали монтажники, обеспечивающие управление мощными механизмами. Судоходная часть реки перекрыта решетчатыми пролетными строениями, длина которых доходит до 710 метров, эстакадная часть моста – сборными двухребристыми балками. Длина Саратовского моста через Волгу достигает 2825,8 метров.
Ремонт
К 2000 годам Саратовский мост оказался в плачевном, почти аварийном состоянии. Чтобы решить проблему чрезмерной загруженности, власти решили построить второй мост между с. Пристанное и Шумейкой – новый Саратовский мост. Кроме того, на старом Саратовском мосту было прекращено троллейбусное сообщение между городами. В последующем опоры контактной сети демонтировали. Опорные конструкции отремонтировали, освещение заменили.
В ноябре 2002 года были установлены новые перила ограждений. А летом 2009 года Саратовский мост закрыли на капитальный ремонт. Полностью обновили всю верхнюю часть моста, остановив тем самым его разрушение. Еще один ремонт был проведен в 2014 году: заделали все швы, положили трехслойное покрытие с армирующей сеткой. Открытие моста планировалось на ноябрь, но уже в августе были все устроены три полосы движения, заменены перильные ограждения, установлены новые мачты ночного освещения и современные светофоры для реверсивного движения.
Интересные факты
- Многие проектировщики и строители моста были отмечены высшими правительственными наградами.
- На строительстве моста велись съемки фильма «Строится мост» (актеры – Л. Гурченко, О. Даль, О. Табаков).
- За полгода до открытия на мосту оказался Юрий Гагарин, который приехал в Саратов на празднование юбилея родного техникума.
- Мост «Саратов-Энгельс» в конкурсе «Чудеса Приволжья – своими глазами» в 2011 году признан одной из 20 популярных архитектурно-исторических достопримечательностей.