Содержание
30 лет назад во Франции в центре Парижа у входа в Лувр – главного художественного хранилища планеты – появилось странное и загадочное сооружение: стеклянная пирамида, вызвавшая неоднозначное отношение парижан. Еще до завершения строительства о стеклянном объекте яростно спорили. Одни считали пирамиду, уродливо выглядевшую на фоне изящного Лувра, «бородавкой на благородном лице», другие защищали амбициозный проект. Расположенное у входа в знаменитый художественный музей сооружение окружено тайнами, легендами и домыслами.
«Большой Лувр»
Возведен Лувр в XII веке как замок-крепость для охраны города от нападения врагов с низовий Сены. При Карле V Лувр становится королевской резиденцией, а с 1793 года – Великой французской революции – в Лувре художественный музей мира, расположенный на улице Риволи, с площадью экспозиции 60 000 квадратных метров.
В 1981 году 21-й президент Франции инициировал смелый национальный проект «Большой Лувр». Франсуа Миттеран решил превратить Париж в культурный центр Европы, расширив и модернизировав Королевский дворец, чтобы сделать удобным для посещения старейший музей – Лувр.
К тому времени поток посетителей стал таким, что центральный вход не справлялся с наплывом туристов. Тогда и возникла идея – реконструировать Двор Наполеона, откуда туристы попадали в здание, а служебные помещения убрать под землю.
В конкурсе проектов по реконструкции входа в музей одобрили план американского архитектора китайского происхождения Бэй Юй Мина. Талантливый зодчий выстроил над главным входом в музей стеклянную пирамиду, скопировав усыпальницу фараона Хеопса.
Парижане возмущались тем, что облик города определяет иностранный архитектор. Несмотря на это, реконструкция двора Наполеона велась Мин Пэем 5 лет, и 29 марта 1989 года пирамиду, придавшую дворцу нотку современности, открыли для посетителей.
Необычный вход в музей
Большая стеклянная пирамида – главный вход в музей, построена из стекла, алюминия и стали.
Особенности архитектуры
В строительстве использовано 95 тонн стали, 105 шасси из алюминия и 673 стеклянных вставки толщиной 21 мм: 603 – в форме ромба, 70 – треугольные. Высота пирамиды 21, 64 м, длина стороны основания – 35 м, площадь основания –1000 кв. м, угол наклона – 52 градуса, вес – 180 тонн.
Грани изготовлены из стеклянных сегментов, поэтому огромный подземный вестибюль, расположенный под пирамидой, днем освещен естественным светом. В подземном холле – кассы, кафе и входы в 3 крыла музея.
Чтобы попасть в музей, надо пройти через пирамиду, спуститься по эффектной винтовой лестнице, ведущей вниз, в вестибюль (холл Наполеона). Откуда эскалаторы и лифты поднимают посетителей в залы Лувра.
Внутреннее устройство
Архитектор, создавая пирамиду, олицетворил идею соединения неба и земли, что и чувствует посетитель, видя сквозь стекла небеса. Стены и пол в помещении покрыты белым бургундским камнем, на потолке – искусная мозаика в цвет синего неба, слегка покрытого облаками.
Здесь посетители обедают в кафе, переодеваются в гардеробе, пользуются услугами зоны вай-фай и бесплатными камерами хранения с кодом. Просторный конференц-зал, оборудованный по-современному, приглашает ученых и журналистов. Подземные экспозиционные залы знакомят с историей музея в документах и фотографиях. В прозрачном воздушном и легком холле человек чувствует себя комфортно и свободно.
Окружение пирамиды
Стеклянная пирамида не закрывает фасадов дворца: она чуть ниже Лувра, а сквозь стекла просматривается декор здания. Уникальный процесс изготовления стекла для пирамиды гарантирует прозрачность, не зависящую от погоды.
Со всех сторон пирамиду окружают треугольные бассейны с фонтанами. Текущая вода оживляет неподвижность центрального строения. Стихия воды сливается со стихией воздуха, заключенная в прозрачном объеме.
Труд метеорологов, биологов и программистов совместил в стеклянном сооружении древность и современную экстравагантность. Металлические конструкции для крепления стеклянных элементов пирамиды разрабатывали технологи с командой физиков.
Стеклянную пирамиду окружают три пирамиды высотой 5 метров для освещения подземного пространства. Малые пирамиды освещают галереи, ведущие в залы музея. Проект освещения разработал американский светодизайнер Клод Энгл, который установил по периметру пирамид галогенные лампы.
Перевернутая пирамида
В подземном торговом зале «Карусель» под двором Наполеона – пятая пирамида Лувра, перевернутая вершиной вниз, указывает посетителям вход в Лувр. Здесь – двухуровневый торговый центр, из которого люди поднимаются в вестибюль музея. Аналог стеклянной пирамиды – грани панелей соединены стальными крестовинами, состоит из 84 ромбовидных и 28 ромбовидных стекол. Вершина висит над полом на высоте 1,4 метра.
Под стеклянной, перевернутой пирамидой, возведена каменная, высотой 1 метр. Вершины едва не соприкасаются. Эта крошечная пирамида, созданная в 1993 голу, считается частью большой, под землей, в которой скрыт саркофаг святой Марии Магдалины.
Поток посетителей в музей не иссякает. Через пирамиду ежегодно проходят 10 миллионов человек. Люди часами стоят в очереди, чтобы пройти через таинственное сооружение. Между тем попасть в Лувр без очереди можно еще через 2 входа.
Юная соседка Лувра
Ночью подсвеченная пирамида – впечатляющее зрелище: в темноте сверкает холодным светом в объятьях старого здания, словно драгоценность из сокровищницы мирового искусства. Воображение рисует картины из прошлого – интриги, заговоры и дворцовые перевороты.
Кажется, что где-то бродит бравый мушкетер Д’Артаньян, Габриэль Д’Эстре, она же маркиза Д’Бофор, так и не ставшая королевой, и Железная Маска – таинственный узник, чье лицо никому не дано было увидеть.
Нравится или не нравится людям неординарное создание архитектора, но Великий Лувр принял юную соседку.