Начало ансамблю площади Регистан, было положено при правлении Улугбека постройкой с западной стороны площади медресе, а с восточной — хонако. К XVII веку полуразрушенное хонако Улугбека было разобрано, и на его месте в 1619—1636 «годах построено медресе Шир-дар.
В это время Самаркандским вилайетом (областью) управлял Ялангтуш из узбекского рода Алчин, талантливый военачальник, прославившийся удачными походами и грабительскими набегами на соседние страны. Награбленные богатства, труд военнопленных и рабов Ялангтуш использовал при постройках ряда крупных и богато украшенных зданий, из которых два, медресе — Шир-дар и Тилля-Кари — воздвигнуты на площади Регистан.
Медресе Шир-дар построено мастером Абул-Джаббаром напротив медресе Улугбека, согласно бухарскому приему «кошмедресе» (двойное медресе). На Регистане этот прием усилен тем, что главный фасад Шир-дара, а отчасти и план, скопированы с медресе Улугбека.
Однако двести лет, которые отделяют постройку памятников, сказались на технике и художественных облицовках: Бели общие формы и (размеры медресе близки к медресе Улугбека, то в отделке чувствуется некоторая неуравновешенная пестрота, свойственная керамическим облицовкам Бухары XVII века (включение в красочную гамму ярко-желтых и зеленых тонов).
Характерно появление в большом тимпане портала парного изображения зверей: тигроподобный лев (шир), с косматой привой и раскрытой пастью, кидается на маленькую белую испуганную лань.
В мусульманских странах изображение живых существ было запрещено. Шир-дар не является единственным нарушением этого запрета. Но все известные изображения живых существ в архитектуре трактовались условно, как орнаментальные мотивы.
В XV веке в Герате процветала знаменитая школа миниатюристов, рисовавших не только сказочные изображения, но и портреты живых людей. По-видимому, появление в Шир-даре композиции из фигур льва, горной лани и солнца уже не было одиозным.
Медресе Шир-дар довольно хорошо сохранило свой первоначальный облик. В мечети (северо-западный угол) богато отделан сталактитовый купол и ниши. Интерьер расписан техникой «кундаль» по золотому фону.
При Ялангтуше с северной стороны площади Регистан построено медресе Тилля-Кари, начатое в 1646—1647 годах и завершенное в 1669—1660 годах.
Это здание по замыслу строителей должно было совмещать в себе пятничную мечеть я медресе, поэтому его общая композиция необычна. Западную сторону двора занимает мечеть, состоящая из большого портально-купольного здания с примыкающими с обеих сторон купольными галереями на восьмигранных столбах.
Три других стороны двора занимает медресе. Фасадная двухэтажная часть на южной стороне двора решена по типу бухарских медресе с хиджрами, выходящими на улицу, и с порталом, имеющим пятигранную нишу, перекрытую полукуполом. Верх портала переложен в начале XIX века. Облицовка главного фасада и дворовых аркад выполнена преимущественно из кирпичной мозаики.
Некоторые детали и тимпаны имеют неплохую майолику и резную мозаику. В мечети хорошо сохранился интерьер, пышно отделанный сталактитами, росписью с обилием золота и мрамором. Поэтому мечеть-медресе получила название Тилля-Кари, т. е. «покрытая золотом».