Содержание
Вандомская площадь раскинулась в историческом центре Парижа, в 3 км восточнее легендарной Эйфелевой башни. Возведенная по желанию короля Людовика XIV, она первоначально называлась площадью Завоеваний. В центре площади возвышается знаменитая Вандомская колонна.
История образования и концепция площади
Вандомская площадь – это шик и красота. Её украшают вывески бутиков люксовых брендов и дорогих отелей. Бриллианты и сапфиры, рубины и изумруды, жемчуг и золото, обрамленные в платину, слепят глаза в сияющих витринах ювелирных магазинов. Площадь окружают роскошные здания, построенные в стиле классицизма.
«Государство – это я!»
Давным-давно здесь колесили конные экипажи, прохаживались Его Величество Король-Солнце и император Наполеон Бонапарт, изящная Коко Шанель и страстная маркиза де Помпадур.
Придворный архитектор Людовика XIV Жюль Ардуэн Мансар получил от короля задание: возвести восхитительную, неповторимую и величественную площадь – такую, как он сам, Король-Солнце, живущий под девизом: «Государство – это я!».
По плану монарха, на площади должны находиться шикарные особняки, монетный двор, Академия и библиотека. Славу о себе Король-Солнце задумал увековечить величественной статуей, в которой он восседает на коне. Площадь должна стать дополнением к памятнику, достойным и изящным его обрамлением.
Создание площади
На месте будущей площади находилось поместье богатого и влиятельного герцога Сезара де Вандома, поэтому ее и назвали Вандомской. В 1680 году дворец герцога купил французский король, а в 1699 году на месте дворца появилась просторная площадь, в центре которой красовалась конная скульптура короля с огромным париком на голове, которая простояла здесь 100 лет.
Денег на строительство площади у монарха не было: королевскую казну истощила непомерная перестройка Парижа, которую затеял Король-Солнце, прославляя себя. Постоянные войны Франции с европейскими странами окончательно опустошили казну, и долгое время статуя короля возвышалась на просторной площади в одиночестве.
Дома здесь построили только в 1720 году. Прямоугольную площадь огромных размеров (213*124 м) с закругленными углами окружили однотипные здания в стиле классицизма. Фасады, созданные из трех частей, декорированы арками в первом этаже и коринфскими колоннами, охватывающими 2 и 3 этажи. Дворцы, расположенные по углам площади, украшали треугольные фронтоны – завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши.
В этажах под крышами зодчий устроил дополнительное жилье с косым потолком. Окна чердаков украсил изящной лепниной, выделив их на фоне строгих фасадов. Так мсье Мансар разработал новую деталь в архитектуре, названную в честь архитектора мансардой.
Площадь, на которую выходила одна улица, была тихим аристократическим районом, где только раз в году стоял людской гул, когда проводилась ярмарка. В построенных зданиях поселились знаменитости, и каждый из одинаковых домов обладает интересной историей, связанной со знатными владельцами сооружений.
Особняки Вандомской площади
Восьмиугольная площадь, окруженная единообразной элегантной
застройкой, смотрится монументально. На фоне фасадов дворцов туристы фотографируются и делают покупки в роскошных Домах одежды и ювелирных магазинах.
Дом № 11
Особняк принадлежал богатейшему жителю Вандомской площади – биржевому маклеру Пуассону, который оказался в Бастилии за нечестные сделки. Мошенник получил свободу, подарив свой особняк властям. Здесь по сей день – Министерство юстиции и канцелярия Франции.
Дом № 12
Владелец дома – барон Бодар де Сен-Джеймс, казначей морского флота Франции, преподнес в подарок королеве Марии-Антуанетте ожерелье стоимостью 800 тысяч франков. В этом доме 1838-1848 годах размещалось русское посольство.
В 1948 году здесь жил польский композитор, виртуозный пианист Фридерик Шопен, возлюбленный Жорж Санд. 100 лет дом принадлежал ювелирам Шоме, один из представителей династии соорудил корону для Наполеона.
Дом № 13
На доме поместили на обозрение мраморный метр – так горожан приучали к новой для них мере длины. Дворец принадлежал деду писательницы Жорж Санд.
Дом № 14 и 15
В доме № 14 после разгрома Наполеона в 1814 году разместилось посольство Российской империи.
Дом № 15 на Вандомской площади занимает шикарный парижский отель Риц, получивший название в честь основателя Сезара Рица. В элитной гостинице все продумано до мелочей, начиная от ванны в каждом номере до великолепных интерьеров и высочайшего уровня обслуживания. Изысканностью и элегантностью отель Риц спорит с дворцами королей и принцев.
Здесь даже освещение устроено так, чтобы на лицах дам всегда играл свежий румянец. Заботу хозяина о гостях, выраженную принципом «клиент всегда прав», оценили многие. Здесь любил проводить время Эрнест Хемингуэй, гостили Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Марсель Пруст и Коко Шанель, прожившая в гостиничных апартаментах 30 лет.
Здесь останавливались Скотт Фитцджеральд и принцесса Диана. Из этого отеля выехал «Мерседес» с принцессой Дианой в трагическую ночь аварии перед мостом Альма.
К отелю гости подъезжают незаметно через подземный паркинг. В каждом номере – мини-бар, терраса или балкон, современные средства связи. Стоимость проживания в номере – от 18 000 евро за ночь. Оценивая гостиницу, Хемингуэй говорил так: «Приехав в Париж, нет причин не жить в Рице, если, конечно, вы можете себе это позволить!».
Дом № 16
В доме № 16 обитал австрийский врач Франц-Антон Месмер, который верил, что планеты лечат людей. Целитель создал учение о «животном магнетизме», или месмеризме, и лечил парижских аристократов от нервных болезней.
Быстро разбогатев, Месмер потребовал для себя замок, но гордыня обернулась против врача. Правительственная комиссия признала месмеризм мошенничеством и намеревалась репрессировать наглого знахаря. Вовремя предупрежденный почитателями, Месмер сбежал в Англию, где продолжил свое прибыльное дело.
Дом № 17 и 19
Домами № 17 и 19 владели самые богатые люди Франции – банкиры Кроза. При Людовике XIV Пьер Кроза собрал коллекцию из 400 живописных полотен, 19 тысяч рисунков и 1,5 тысячи драгоценных камней.
За мизерную цену сын Кроза продал богатейшую коллекцию русской императрице Екатерине II при посредничестве французского философа и искусствоведа Дени Дидро. Сегодня полотна Рафаэля, Джорджоне и Рубенса, Тициана и Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка украшают собрание Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Дом № 23
В доме № 23 жил шотландец Дасон Лоу – изобретатель первой в мире финансовой пирамиды. В 1725 году он устроил торговлю акциями «Индийской компании», которая якобы осваивала американские владения Франции. В акции, выпущенные в безумном количестве, люди вложили свои сбережения, с которыми Лоу успешно скрылся.
Вандомская колонна
Посреди площади возвышается величественная Вандомская колонна. 44-метровый монумент, водруженный на мраморный пьедестал, поднял 6-метровую статую монарха-победителя. Во времена Французской революции со статуей Короля-Солнца безжалостно расправились, оставив пустой пьедестал.
В 1806 году Наполеон захотел увидеть в центре французской столицы монумент в честь триумфальных побед своей армии. Местом для «колонны Побед», отлитой из бронзы 1250 трофейных пушек, выбрали Вандомскую площадь.
Время триумфа
На пустом пьедестале установили колонну в честь блистательной победы французской армии под Аустерлицем, которую при рождении назвали Аустерлицкой.
По спирали сооружения от основания к вершине – бронзовые барельефы, изготовленные по эскизам художника Жана-Батиста Лепера. 76 барельефов на стволе колонны изображают сцены военных походов армии Наполеона в победной кампании 1805 года.
Время поражений
Колонну со статуей Наполеона в римской тоге построили в августе 1810 года. В 1814 году победившие французскую армию союзники сняли памятник и переплавили его, соорудив монумент Генриху IV, который установили на Новом мосту. На монументальную колонну водрузили белый флаг.
Через 20 лет, в 1833 году, король Луи-Филипп велел установить наверх колонны статую Наполеона в образе «маленького капрала».
Коммунары и колонна Наполеона
В 1871 году, во время Французской революции, на короткое время (72 дня) к власти пришли коммунары. Революционное правительство создало комиссию по делам искусств, председатель которой – Гюстав Кюрбе – настоял на уничтожении колонны, объявив её «символом ложной славы».
Под улюлюканье толпы колонну свалили в навоз и утопили в Сене. После падения Коммуны пришедший к власти племянник императора предписал вернуть монумент на место за счет личных средств Курбе.
Художник разорился, до конца жизни возмещая расходы на восстановление статуи, и умер в бедности и забвении. Колонна стоит на прежнем месте к восторгу жителей и гостей Парижа. Памятник «маленькому капралу» установили у Дома инвалидов.
Сегодня колонну на Вандомской площади венчает статуя Наполеона работы французского скульптора Огюста Дюмона. Император изображен в коротком римском плаще, на голове красуется лавровый венок, а в руках – меч и земной шар с крылатой богиней Победы. Под выразительной статуей – прямоугольная площадка с перилами.
Мировое имя Вандомской площади
Теперь имя Вандомской площади ассоциируется с ювелирными домами мира: Шоме, Бушерон и Мобуссен, Ван Клиф и Арпельс. Ни в одном из элитных магазинов, чередой расположенных близ площади, вы не увидите ценников.
Туристы всего мира, посещая площадь, замирают в восхищении от знаменитой Вандомской колонны.