Павловский дворец и парк

Павловский дворец

Павловский дворец – бывшая резиденция императора Павла I. Здание построено в 37 км от Санкт-Петербурга, рядом с Царским Селом, на возвышенности у реки Славянки. Величественную парадную резиденцию хорошо видно со всех точек города. В создании архитектурной истории дворца участвовали известные мастера: Чарльз Камерон и Винченцо Бренна, Андрей Воронихин, Карло Росси и Джакомо Кваренги.

Екатерина II, Елизавета Петровна и Павел I

Появлению Павловского дворца предшествуют события, связанные с русским императорским двором.

С приходом к власти Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого, императрица, не имевшая официальных детей, задумалась о престолонаследии. Государыня решила в будущем передать власть племяннику, сыну старшей дочери Петра I, Анны Петровны и герцога Голштанского.

Шведский наследник русского престола

Карл-Петр-Ульрих, племянник шведского короля Карла XII, прибыл в Россию, где 7 ноября 1742 года Елизавета Петровна объявила своего племянника-лютеранина наследником российского престола. Перед тем он принял православие с именем Петра Федоровича, к имени приказано добавлять: «Внук Петра Великого».

Трехэтажный корпус дворца

Наследнику не нравилось жить в России, ведь его с рождения ждал шведский престол. Тогда тетушка решила женить Петра и выбрала ему немецкую принцессу Софию Фридерику Августу, хотя знала, что племянник предпочитал дочь генерала Воронцова Елизавету.

В 1744 году 16-летнюю принцессу, будущую Екатерину II, и 17-летнего наследника российского престола обвенчали в Успенской церкви.

Павел III – внук Петра Великого, обожал военное дело и часто маршировал у себя в покоях, чем раздражал молодую жену. Наследник так и не выучил русский язык, хотя владел английским, французским и шведским языками и читал философские труды.

Брак не заладился, но Елизавету Петровну это не смущало: государыня ждала внука. Молодые супруги терпеть не могли друг друга. Их первенец – Павел I – родился через 9 лет после заключения брака, и счастливая Елизавета Петровна немедленно унесла ребенка на свою половину, окружив мальчика штатом нянек и воспитателей.

Встречи Екатерины II с сыном контролировала Елизавета Петровна, со временем мать и сын отдалились друг от друга. Для будущей императрицы Павел был ребенком, рожденным от нелюбимого мужа в угоду интересам Елизаветы Петровны. Екатерина не любила Павла.

Интрьер дворца

Короткое царствование Петра III

После смерти Елизаветы Петровны в 1762 году Петр III занял русский престол и начал преобразования, которые пришлись не по нраву умной и расчетливой супруге. Царствование наследника Елизаветы Петровны продолжалось 186 дней, так что император не успел даже короноваться. 28 июня 1762 года Петр III был свергнут с престола, арестован и убит при загадочных обстоятельствах. На российский трон воцарилась Екатерина Великая, которая пообещала передать правление сыну.

Павел страдал от отношений с матерью, ведь всю ненависть к мужу императрица перенесла на сына. Он знал, что по ее приказу убили отца и затаил глубокую обиду, граничащую с ненавистью.

Противоречия Екатерины II с сыном Павлом I

Несмотря на обиды и недомолвки, Екатерина стала привлекать Павла к государственным делам и обнаружила, что у них с сыном полная противоположность мнений в этих вопросах. Павел не поддерживал императрицу. Выросший без родительской любви и заботы, внешне похожий на отца, характером и умом Павел пошел в мать, и она чувствовала, что сын стал опасным.

Екатерина мечтала передать престол внуку в обход законного наследника, его отца. Когда в декабре 1773 года в семье Павла I и его супруги Марии Федоровны родился первенец, бабушка, не разрешив роженице даже взглянуть на младенца, унесла новорожденного в свои покои и занялась воспитанием.

Ненавидевшая сына, Екатерина страстно любила внука и считала, что она, царственная бабушка, вылепит из мальчика идеального государя. Александр купался в бабушкиной любви, рос добрым и любознательным ребенком. Екатерина считала, что любимому внуку Александру I совсем не обязательно терпеливо дожидаться смерти отца, чтобы взойти на престол.

После рождения внука императрица сделала своей невестке Марии Федоровне поистине царский подарок: 362 десятины земли вместе с крестьянами в 5 верстах от Царского Села – щедрая плата матери за то, что у нее отобрали первенца. Здесь супруги возвели Павловскую резиденцию.

Император Павел I

17 ноября 1796 года после смерти государыни 42-летний Павел I стал императором. Противоречия с матерью наложили отпечаток на недолгое царствование наследника Екатерины II.

Монумент в честь Павла I

Павел лишил права женщин наследовать трон, власть передавалась только от отца к сыну или брату. Ослаблялись привилегии дворян, а положение крестьян улучшилось. В военной сфере Павел отменил указы Потемкина, фаворита матери.

Архитектурные вкусы нового монарха также отличались от веяний екатерининской эпохи. Здания, возведенные по приказу Екатерины II, Павел приказал снести или переоборудовать под казармы.

Дворцы император перестроил в форме замков: ров, башни и разводной мост – частые архитектурные элементы во времена Павла I.Свою резиденцию в Павловске император устроил по-новому, в противоположность дворцам, построенным по приказу матери.

Из истории Павловского дворца

На подаренных императрицей землях возникают деревянные строения, которые Мария Федоровна и Павел I назвали Павлова утеха и Мариина долина. Великокняжеская семья увеличивалась, поэтому решили построить большой каменный дом на высоком холме над рекой Славянкой.

Приглашенный Екатериной II британский архитектор Чарльз Камерон проектирует и строит трехэтажный корпус дворца, увенчанного колоннадой, и две боковые полуциркулярные галереи.

Дело идет медленно, потому что Павел часто конфликтует с зодчим и вносит изменения в первоначальный замысел, строительство затянулось на 50 лет. Финансирует проект Екатерина II, денег на строительство постоянно не хватает, приходится на всем экономить.

Строительство затянулось на 50 лет

За время возведения Павловского дворца сменилось несколько архитекторов. Придворный зодчий Винченцо Бренна расширил дворец, который строили и после смерти императора. В 1806 году Пьетро Гонзаго расписал фресками стену галереи, обращенной к Славянке. Андрей Воронихин построил мраморное крыльцо с балюстрадами и застекленным балконом. В 1822 году Карло Росси разместил над галереей библиотеку с арочными окнами и бюстами философов между ними.

Спустя 2 года после убийства Павла I дворец пострадал от пожара, последствия которого восстанавливали 3 года. Второй серьезный пожар повредил дворец во время Великой Отечественной войны, так что реставраторы работали 30 лет. В 1983 году дворцово-парковому ансамблю Павловска присвоили статус музея-заповедника.

Павловский дворец и его первые хозяева

По велению Павла I архитектор Камерон строил Павловский дворец совсем не похожим на великолепные парадные резиденции екатерининских времен, от которых веяло холодом. Он не хотел, чтобы бесконечные анфилады залов подавляли обитателей дворца масштабами и ослепительным блеском.

Хозяева украсшали дворец со вкусом

Дворец должен быть удобным и уютным жилищем, а мягкость и спокойные тона строгой отделки подчеркивают приветливость и изящность здания.

Хозяева любили свой дом и стремились украсить со вкусом по моде того времени. Путешествуя по Европе, супруги заказывали и покупали для дворца коллекции картин, скульптуры, мебель и книги. Они завезли собрание европейской графики и живописи, изделия из бронзы и мрамора, мебель и керамику, предметы интерьера.

Открытие памятника Павлу I

В римских мастерских заказывали мраморные античные скульптуры и бюсты. В Италии и Франции, Германии и Нидерландах покупали полотна известных живописцев. Привлекали внимание Павла I и его жены русские художники, скульпторы и ювелиры.

Сервизы Императорского фарфорового завода, изделия из декоративных камней Екатеринбургской гранильной фабрики, картины Ф. Рокотова, О. Кипренского и И. Прокофьева заняли почетное место в Павловском дворце.

Интерьеры дворца оформлены новыми материалами: бронзой и стеклом неодинаковых оттенков, вставками из мрамора и драгоценными самоцветами. Стены в помещениях покрашены по штукатурке и оклеены шёлковыми обоями.

Основное украшение залов – лепные карнизы и пилястры: вертикальный выступ стены украшают причудливые капители (венчающая часть пилястры).

Внешний вид дворца

После вступления Павла I на престол Павловск становится загородной императорской резиденцией. Золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден с самых дальних точек парка и города.

Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна возвел вторые этажи над служебными корпусами. На один этаж выросли галереи колоннады. Центральный корпус, увенчанный плоским куполом на 64 колоннах, сохранил главное место в композиции дворца, выделяясь изысканной отделкой и изяществом.

Широкий парадный двор в виде подковы образуется закругленными галереями, которые соединяют центральный корпус со служебными корпусами.

Дворцовый комплекс

Главный фасад украшен портиком из 4 пар сдвоенных колонн без фронтона-перекрытия Белая колоннада образует открытые галереи. На боковых фасадах колонны сдвоены в неодинаковом ритме: отсюда открывается вид на парадный плац.

Дополняет декор тонкий лепной фриз с листьями аканта, который опоясывает здание. На главном фасаде – три круглых барельефных медальона с аллегорическим изображением Архитектуры, Скульптуры и Живописи.

Фасады резиденции оформлены лепниной и императорскими вензелями, коронами и гербами, римскими доспехами и трофеями. С 1796 года, когда Павел стал императором, дворец приобрел торжественный и парадный облик, соответствуя статусу хозяев. После убийства Павла I здесь жила его вдова Мария Федоровна, пережив супруга на 27 лет.

Фасады оформлены лепниной

Жилые и парадные помещения

Павел Петрович и Мария Федоровна пользовались небольшой частью покоев на первом этаже, оставляя парадные интерьеры для приема гостей и торжественных случаев. На первом этаже дворца – служебные комнаты и жилые комнаты императрицы, второй этаж занимают в основном парадные залы.

Второй этаж занимают парадные залы

Танцевальный зал

Угловой зал первого этажа в северной части центрального корпуса использовался для\ проведения небольших семейных праздников с танцами и играми. На стенах – зеркала и кронштейны со свечами.

По периметру зала – фриз: тонкая золоченая лепка в виде веток и ваз на фоне розово-голубых стен придает залу изысканность. Стены зала украшают картины французского художника Г. Робера. На камине – произведения французской художественной бронзы: таганы в виде женских фигур в античных хитонах.

Танцевальный зал

Между окнами – консоли русской работы, на которых установлены японские вазы и французские канделябры из золоченой бронзы в виде ваз с букетами лилий. Люстра – из золоченой бронзы с хрустальным убором и стержнем из рубинового стекла.

Парадная лестница

Старая гостиная

Стены комнаты обиты зеленой тафтой, на фоне которой выделяется мебельный гарнитур золоченого резного дерева в стиле Людовика XVI. Диваны и кресла обиты шелком с вышивками, заказанными в Лионе.

Справа у дивана – раскрытый ломберный стол с перламутровыми фишками и щеточками для игры. Слева у дивана – столик-треножник золоченой бронзы со столешницей из зеленого мрамора.

Старая гостиная

На камине – часы «Ночь» и бронзовые золоченые канделябры. На потолке – бронзовая золоченая люстра с хрустальным убором, выполненная в Петербурге.

Бильярдный зал

Угловой квадратный зал первого этажа, перекрытый легким сферическим сводом с лепным орнаментом. Стены расчленены легкими лепными тягами на прямоугольники, сверху – широкий орнаментальный фриз.

В зале русская мебель: гарнитур красного дерева с латунными украшениями, ломберные столики наборного дерева и стол, отделанный золоченой бронзой и фарфоровой вставкой.

Здесь – уникальный музыкальный инструмент: клавикорды в корпусе наборного дерева с клавишами, декорированными перламутром. На камине – вазы-кувшины и вазы-курильницы, куда помещали ароматные травы для очищения воздуха. В центре – бильярдный стол красного дерева, покрытый зеленым сукном.

Белая столовая

Белая столовая – самый большой зал в покоях первого этажа, откуда три большие застекленные двери ведут на крыльцо с видом на Славянку. Стены и потолок декорированы лепниной.

В простенках – живописные виды Павловского парка. По углам – четыре мраморные вазы с изображением мифологических персонажей. Над камином – на цепях золоченой бронзы светильники молочного стекла.

В зале накрывали столы для обедов и ужинов: на столе «гербовый» сервиз на 606 предметов, подаренный Николаем I матери Марии Федоровне. На блюдах и тарелках – писаный черной краской императорский герб. По центру стола – декоративные вазы для фруктов в виде скульптурных фигур античных воинов.

Угловая гостиная

Стены комнаты, разбитые на панно, облицованы искусственным мрамором лилово- сиреневых тонов и украшены росписью под бронзу. В обстановке – мебельный гарнитур из волнистой березы, обивка которого выполнена из шелка и шерсти с рисунком по канве.

На камине – канделябры, часы и вазы Императорского фарфорового завода. На фоне окон – мраморная скульптура Венеры, богини красоты и любви. Люстра – янтарного стекла с накладками из золоченой бронзы.

Эти вещи помнят хозяев

Новый кабинет

Стены кабинета облицованы искусственным мрамором. По центру стен – зеркала в обрамлении гирлянд, написанных маслом по мрамору. На центральной стене – консоли с вазами из цветного камня.

Мебель в кабинете русской работы: в центре – стол-пюпитр, образец кабинетной мебели. На столе установлен чернильный письменный предмет из бронзы, мортиры-чернильницы и пушки-подсвечники.

На мраморном камине – французские часы золоченой бронзы, в углах кабинета – канделябры. На потолке – люстра из золоченой бронзы с синим стеклом и хрустальным убором.

Общий кабинет

Здесь собиралась вся семья Павла I с 10 детьми. Комната похожа на картинную галерею, хранящую 163 семейные портрета. В центре галереи – большая картина всей семьи. Кабинет обставлен мебелью русских и западноевропейских мебельщиков.

В центре – бюро красного дерева с бронзовым декором. У левой стены – два детских бюро. В глубине кабинета – письменный стол Марии Федоровны из красного дерева с бронзовыми позолоченными деталями и со стеклянной расписной столешницей.

Камердинерская

Камердинерская – небольшая круглая комната для дежурного секретаря-камердинера в часы деловых приемов. Мебели немного: письменный стол и бюро из красного дерева с бронзовыми накладками, на бюро – живописные виды Петергофа и акварели с видами Павловска.

Комната секретаря

Пилястровый кабинет

Кабинет назван так потому, что по периметру стен украшен пилястрами – вертикальными выступами на поверхности стены. Кабинет предназначался для аудиенций у императора и небольших приемов.

Гарнитур красного дерева: диван, кресла и стулья – с золоченой резьбой спинок и подлокотников. Стенки мебели украшает резное сплетение двух змей и вышивка гладью из шелка и шерсти по сукну. Вышивки, сделанные Марией Федоровной, искусной рукодельницей, украшают столики и шкафчики. Коврики ручной работы в виде цветочных клумб покрывают стулья.

Кабинет украшают вазы, выполненные из хрусталя, яшмы и синего стекла, а также обелиски из камня, канделябры и часы.

Кабинет «Фонарик»

Уютный кабинет «Фонарик» устроил архитектор Воронихин. Он убрал наружную стену и заменил ее полукруглым «фонариком», выступающим в садик. Колоннада из белого искусственного мрамора с застеклённым пространством между колоннами создает иллюзию «перетекания» пространства кабинета в живую природу.

Свод полуротонды увеличивает высоту кабинета, широкая арка поддерживается двумя кариатидами. Нежно-зелёная окраска стен перекликается с цветом зелени за окном. Через окна-стены льются потоки воздуха и света.

Фонарик

«Фонарик» – любимый рабочий кабинет Марии Федоровны, одновременно и личная библиотека, и картинная галерея, где собрано 40 картин западноевропейских художников из коллекции императрицы.

В центре кабинета – письменный стол с письменными принадлежностями. У стола –корзина красного дерева для бумаг, с вышитым бордюром и позолотой. Вдоль стен – невысокие книжные шкафчики белого цвета с чёрными тягами, которые служат подставками для скульптур, каменных ваз и часов.

Здесь императрица читала, вела дневник, переписывалась с дочерьми и друзьями, любовалась пейзажем за окном.

Туалетная комната

Стены туалетной комнаты облицованы белым искусственным мрамором, между окнами – большое зеркало. В центре комнаты – стол из черного янтарного стекла с умывальным прибором, тазом и кувшином из сине-белого граненого хрусталя.

Туалетная комната

Справа у стены – зеленый туалет, подарок сына, Александра I. В приборе – 34 предмета для туалета и завтрака. Скромная мебель: кресла, кушетки банкетки. Над каминным экраном – кашпо для живых цветов. На каминной полке – нарядные вещицы из золоченой бронзы и вазы из цветного стекла.

«Палатка»

Кабинет «Палатка» – небольшой овальный будуар. Стены облицованы белым искусственным мрамором, в росписи плафона – цветочная гирлянда с летающими птицами.

Полукруглый мягкий диван покрыт накидкой, вышитой крупными цветами. На полу перед диваном – подлинный вышитый коврик ручной работы с изображением красных попугаев в цветах.

В стенной нише – мраморный камин с цветными вставками, на полке камина – французские часы в виде колесницы с циферблатом, вмонтированным в колесо. Из «Палатки» дверь ведет на балкон-веранду.

Египетский вестибюль

Египетский вестибюль – небольшое помещение со стенами, окрашенными под пудожский камень, с лепными карнизами, барельефами и плафоном с изображением резвящихся амуров.

Украшают вестибюль 12 выступающих из стен статуй, окрашенных под темную бронзу в стиле изваяний древних египтян. Каждая статуя олицетворяет месяц года, над ней – барельеф знака зодиака, у подножия – декоративная деталь с изображением традиционных занятий человека в определенное время года.

Египетский вестибюль

Праздничный вид вестибюлю придают три стеклянных фонаря в форме перевернутых колоколов, украшенные хрустальными подвесками.

Итальянский зал

Итальянский зал – одно из роскошных помещений второго этажа, центр главного корпуса. Стены покрывает искусственный мрамор розово-лилового тона.

Под высоким потолком – световой фонарь-купол, украшенный живописью. Зал освещается большим проемом в куполе. Люстра Итальянского зала – самая красивая в Павловском дворце. В зале расположена небольшая коллекция античных мраморных скульптур.

Малиновый кабинет

Личный кабинет Павла I, получивший название по цвету оконной драпировки и обивки мебели малиновым штофом. Кабинет выглядит просто и строго: оштукатуренные стены покрашены клеевой краской, по периметру – лепной карниз.

Освещается кабинет стеклянным фонарем с бронзой и хрустальным убором. На стенах – виды Павловского парка. Мебель из красного дерева украшена золоченой бронзой. Нарядное бюро с тремя столешницами, большие напольные часы с музыкальным механизмом, корпус которых увенчан фигурой Аполлона.

Малиновый кабинет

На каминной полке – гарнитур фарфоровых ваз, над зеркалом между окон – букет белых мраморных роз в резной раме. На консоли у зеркала – античная лампа из слоновой кости янтаря, оправленная в бронзу.

Залы войны и мира

Зал необычной планировки в форме восьмиугольника с нишами между оконными и дверными проемами, украшен пышной лепниной на темы военных атрибутов Римской империи. По обеим сторонам ниш – рельефное панно с композицией вооруженных римских воинов и военных трофеев.

Позолоченные резные двери, высокие торшеры, щиты и шлемы римских воинов из резного золоченого дерева смотрятся торжественно и необычно.
В нишах – античные мраморные бюсты и лепная печь, увенчанная фигурой орла, сидящего на ядрах с пламенем.

Зал войны

Зал облицован белым мрамором с золоченым лепным декором на темы военных атрибутов Римской империи. Сочетание белого цвета с блеском золота придает помещению парадность и торжественность. Напротив окна – декорированная ваза из синего с золотом фарфора – дипломатический подарок Наполеона I русскому двору.

По архитектуре Зал мира – копия зала войны, шлемы и мячи заменены на мирные скульптуры. Зал украшают символы домашнего тепла и уюта – павлины.

Тронный зал

Просторный зал площадью 400 кв. м, самый большой зал дворца. В углах – широкие ниши с лепными печами. Середина каждой стены прорезана арочными проемами, которые обрамляют кариатиды. Огромные арочные окна, арки которых также поддерживают кариатиды.

Тронный зал

Картинная галерея

Эффектный изогнутый зал, скромную декоративную отделку которого обрамляют красочные ковры из 100 картин, покрывающих поверхность стен. Это произведения самых модных западноевропейских художников того времени.

Светлое помещение украшает резная золоченая мебель и две парные вазы Императорского фарфорового завода, а также декоративные вазы из цветного камня и две парные люстры золоченой бронзы с хрустальным убором.

Греческий зал

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня квадратной формы 6,8*7,7 м. Стены затянуты белым шелком с росписями в виде букетов цветов и плодов, перевитых лентами. Потолок оформлен в виде беседки, увитой розами. В просветах голубого неба – павлины, символ семейного благополучия.

Дополняет отделку камин из белого мрамора, декорированного вставками из цветного камня в обрамлении золоченой бронзы.

Мебель, выполненная по заказу в Париже, выглядит по-особенному, торжественно. Большая золоченая кровать, кушетка и 6 кресел декорированы резьбой и вензелями владельцев дворца. Высокая спинка кровати затянута шелком, на верхней раме – целующиеся голубки и фигуры амуров. Изящество форм демонстрируют кушетка и кресло.

Парадная опочивальня

Дополняет убранство Парадной опочивальни фарфор. Уникальный туалетный прибор, преподнесенный французским королем Людовиком XVI великой княгине Марии Федоровне. Прибор из 60 предметов, выполненных из фарфора и покрытых кобальтом. В состав прибора входи то, что необходимо даме в XVIII веке:

  • большое настольное зеркало в бронзовой раме, увенчанное русским императорским двуглавым орлом;
  • таз и кувшин для умывания;
  • коробки с пудрой;
  • флаконы для духов и туалетной воды;
  • баночки для помад;
  • воронки для наливания жидкостей;
  • табакерки;
  • ванночка для промывания глаз;
  • чернильный прибор;
  • часы с колокольчиком;
  • подсвечники;
  • нож для разрезания бумаги.

Предметы расписаны золотом и отделаны эмалью. Мария Федоровна ценила подарок и никогда им не пользовалась. Хозяйка поместила набор на специальном столике.

По сторонам стола – две большие кобальтовые вазы в форме античных урн, установленные на мраморные полуколонны. Перед кушеткой – длинный столик.

Библиотека Марии Федоровны

Парк Павловского дворца

Дополняет дворцовый ансамбль огромный Павловский парк площадью 600 га, на месте которого первоначально был лес для царской охоты. Когда в Павловске появились скромные деревянные строения, вокруг на холмистых берегах Славянки создали небольшие сады с мостиками, беседками и цветниками.

Парк вокруг дворца создал Чарльз Камерон, начав работу с прорубки просек. Постепенно парк, расположенный по обоим берегам реки Славянки, расширяли и изменяли.

Павловский парк состоит из 7 ландшафтных районов:

  1. Придворцовый.
  2. Долина реки Славянки.
  3. Большая звезда с долиной прудов.
  4. Старая Сильвия.
  5. Новая Сильвия.
  6. Парадное поле.
  7. Белая береза.

Украшают парк павильоны:

  • Храм дружбы.
  • Колоннада Аполлона.
  • Вольер.
  • Холодная баня.
  • Круглый зал.
  • Розовый павильон.
  • Молочня.
  • Пиль-башня.
  • Памятник родителям.
  • Мавзолей супругу-благодетелю.
  • Мосты над Славянкой и мраморные и бронзовые скульптуры.

Дворец и парк расцвели, когда сюда после смерти Павла I приехала императрица Мария Федоровна. На окраине парка по ее приказу соорудили ферму, развели кусты редчайших сортов роз перед дворцом, а в центре Парадного плаца возвели памятник Павлу I.

Павловский парк не похож на чопорные парки первой половины XVIII века с четкими геометрическими дорожками подстриженными деревьями. Здесь деревья сплетаются ветками, а живописные островки заросли ивами.

Парк лишен строгости

Большую широкую просеку – главный въезд дворцовой усадьбы – оформили в Тройную липовую аллею, обсадив 4 рядами лип. Средняя часть аллеи – для карет, две по сторонам – для пешеходов.

Каменные террасы, каскады и лестницы, беломраморные и бронзовые скульптуры вписываются в зеленые апартаменты. Огромный вековой лес, окружающий Павловский дворец, архитектор превратил в произведение искусства.

Затейливый рисунок дорожек и зеленые стены кустарника, берега прудов с зарослями плакучих ив манят покоем и свежестью. Широкие и прямые, удобные для прогулок в колясках и верхом, дорожки ведут в Круглый зал, предназначенный для небольших концертов.

Круглые площадки с цветниками и каменными террасами неожиданно выступают на конце тенистой аллеи. К дворцу ведет широкая каменная лестница в 64 ступени, на нижней площадке – два чугунных льва, наверху лестницу стерегут мраморные львы.

Архитектурные формы украшают парк

Недалеко, среди хвойного леса – своеобразный музей: в центре на высоком пьедестале статуя Аполлона и полная грации – статуя Венеры богини любви и красоты. Напротив – юная Флора, богиня цветов и красоты, рядом – покровитель торговли Меркурий.

На берегу реки – каскад, ниспадающий в Славянку. Через бурный поток перекинут мостик с необычной оградой. Перила заменяют тонкие стволы берез, которые соединяют каменные постаменты с вазами и фигурами львов.

Далее – купальня с круглым бассейном и комнатой для отдыха, в середине пруда, расположенного рядом, – прямо из воды поднимается мраморная статуя купальницы. На противоположном берегу – обелиск памятника в честь основателя Павловска.

Ротанда

Вдоль широкой поймы реки – деревья, собранные в живописные группы. Над рекой склонились кусты, словно вглядываясь в свое отражение. Крепкие высокие деревья стоят по одному, красуясь раскидистой кроной. Белеют чистые стволы берез. Чем выше берег, тем гуще растут деревья.

Прошли десятилетия, забыты лицемерные отношения Екатерины II и ее наследника, но прекрасное творение Камерона радует.

Видео: обзор Павловска

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (58 оценок, среднее: 4,79 из 5)
Загрузка...