Мраморный дворец на Дворцовой набережной

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Мраморный дворец – один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга. Этот архитектурный ансамбль целиком создан из натурального камня. Фасады и интерьеры оформлены и облицованы различными сортами мрамора. Отсюда и произошло название.

История Мраморного дворца

Мраморный дворец – одно из самых красивых зданий Петербурга на Дворцовой набережной

Подарок фавориту

Дворец был создан по заказу Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Императрица преподнесла шикарный подарок в знак благодарности за деятельное участие в событиях 1762 года, в результате которых она оказалась полноправной владычицей престола.

Возлюбленный Екатерины не остался в долгу, он подарил ей огромный персидский изумруд, ценность которого почти равнялась стоимости дворца.

Автор проекта – итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он полностью претворил в жизнь все пожелания императрицы, которая, приказав не жалеть средств на строительство, лично наблюдала за ходом работ.

Фото из архива

По ее повелению над входом во дворец сделана надпись, адресованная Орлову, – «Здание благодарности». Начавшееся в 1768 году строительство продолжалось так долго, 17 лет, что граф Орлов умер до завершения работ, не успев справить в нем новоселье.

Владельцы дворца

В 1785 году Екатерина выкупила дворец у наследников за 1,5 миллиона рублей и вскоре подарила его своему 16-летнему внуку Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.

Впрочем, скоро ей пришлось лишить наследника подарка за «недостойное поведение». Молодой князь, издеваясь над 14-летней супругой, стрелял в коридоре из пушки живыми крысами.

Затем в Мраморном дворце жили поочередно сын и внук Николая I. Так он стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых – Константиновичей, хотя и предназначался графу Орлову.

В годы первой Мировой войны дворец использовался как госпиталь для раненых офицеров. В Советское время там располагалась Российская академия истории материальной культуры. В это время многие интерьеры были утрачены.

Позднее бывшая великокняжеская резиденция превратилась в музей Ленина. Ее внутренний двор украсил броневик «Враг капитала», с которого вождь революции произносил свои пламенные речи.

Сейчас на месте броневика поместили конную статую Александра III. С 1994 года здание Мраморного дворца перешло в ведение Русского музея.

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Архитектура здания

Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.

По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус, в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.

Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.

Часы

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».

Наружные фасады

Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.

Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды.

В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.

Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.

Вид с моста

Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.

Интерьеры Мраморного дворца

Интерьеры дворца отличаются богатой внутренней отделкой с использованием редкого и дорогого камня – агата. Вся эта роскошь призвана подчеркнуть силу и мужественность его владельца, графа Орлова.

Росошная отделка

По замыслу Ринальди, художественная отделка внутренних помещений должна была стать достойным продолжением каменной отделки фасадов. Свою идею зодчий претворил при отделке парадной лестницы и залов дворца.

Парадная лестница

На второй этаж в анфилады парадных залов ведет величественная лестница, отделанная различными сортами цветного мрамора. Удивительно живописны ее монолитные колонны.

Парадная лестница выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков.

Парадная лестница

Перекрытие лестницы венчает плафон «Суд Париса». Многочисленные скульптуры, украшающие лестницу, созданы из итальянского мрамора архитектором Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца.

Напротив входа на стене – мраморный рельеф с портретом Антонио Ринальди. Он появился здесь по желанию графа Григория Орлова в знак признания заслуг архитектора. Незадолго до завершения работ зодчий получил тяжелую травму, упав со строительных лесов. Не дождавшись конца строительства, по этой причине он уехал из России в Италию.

Основой художественного убранства парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в специальных нишах. Рельефная композиция на стенах третьего этажа и декоративное перекрытие дополняют необычное убранство парадного входа.

Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца представляют аллегорический ансамбль. В нишах между первым и вторым этажами установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток и символизирующие жизненные этапы человека.

  • Утро – детство человека. Это женская фигура в виде богини утренней зари Авроры. У ее ног – солнечный диск, а руки обвивают гирлянды роз.
  • Полдень – юность человека. Женская фигура со стрелой, символом солнечных лучей. Солнечные часы показывают полдень.
  • Вечер – зрелый возраст. Женская фигура в образе богини охоты Дианы, которая в сумерках выходит на охоту, захватив лук и колчан со стрелами.
  • Ночь – старость человека. Женская фигура с атрибутом ночи – совой.

Скульптуры

В прямоугольных нишах между вторым и третьим этажами две статуи:

  • Весеннее равноденствие – женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у ее ног – голова барана, зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после дня весеннего равноденствия.
  • Осеннее равноденствие – мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.

На стенах третьего этажа – рельефные изображения четырех главных Добродетелей:

  • Умеренность.
  • Благоразумие.
  • Справедливость.
  • Сила духа.

На западной стене – композиция «Игра Амуров», которую венчает богатый циферблат часов.

На всем протяжении лестницы располагаются скульптуры нимф. Все символы парадной лестницы прославляли воинскую доблесть, твердость духа и подвиги Григория Орлова.

Мраморный зал дворца

Мраморный зал дворца уникален. Украшая зал, архитектор использовал различные сорта русских и итальянских мраморов, разнообразно сочетая их между собой.

Мраморный зал

Стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором. В убранстве главного помещения дворца архитектор использовал редкий поделочный камень – лазурит.

Потолок поддерживают опоры в виде тонких колонн, переходящих в веерные своды. По сторонам дверного проема установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей.

На восточной стороне зала скульптор изобразил двуглавых орлов. По периметру стен – 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношение».

Оконные рамы и балконные двери выполнены из золоченой бронзы. Дверные полотна и потрясающая облицовка пола из наборного паркета со сложным рисунком создают неповторимую атмосферу, характеризуя тонкий вкус архитекторов и скульпторов.

Люстры из золоченой бронзы

Зал украшают люстры из золоченой бронзы с хрустальным убором. Два мраморных камина с зеркалами в золотых резных рамах подчеркивают щедрость императрицы, по чьему повелению был построен дворец.

Зимний сад

Рядом – зимний сад, устроенный на террасе второго и третьего этажей. Его декоративные арки опираются на чугунные колонны и полуколонны.

Металлический потолок украшен кессонами, изящными геометрическими углублениями по всей его поверхности.

На восточной стороне – балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами.

Большая трехстворчатая стеклянная дверь открывает вход в Цветник, в котором мраморный камин с зеркалом гармонично вписывается в цветочное море.

Мраморные стены

Залы Мраморного дворца

Мрамор использовали и при оформлении других залов дворца.

  • Белый зал выглядит богато и утонченно, украшенный стройными белыми колоннами.
  • Лаковый зал отделан деревом, стены украшают панно с картинами подвигов Александра Великого. Бархатные стены венчают вензеля императрицы. Перед ее величавым портретом – пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.
  • Орловский и Екатерининский залы прославляют деятельность, символизируют доблесть и роскошь императрицы и ее фаворита. Выделяются идеальной белизной барельефы русского скульптора М. Козловского, прославляющие долг, верность Отечеству, самопожертвование и великодушие полководцев.
  • Китайский зал очень красивый и модный. Во время важных приемов выполнял функцию парадной столовой.
  • Картинная галерея представляет 206 шедевров живописи.

Современное состояние

С 1994 года во дворце регулярно проходят художественные выставки, встречи, концерты. Здесь открыты постоянно действующие экспозиции:

  • Русское искусство в контексте искусства мирового.
  • Иностранные художники в России 18-19 веков.
  • Музей Людвига в Русском музее.
  • Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Выставка в Мраморном дворце

Также регулярно проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников. Супруги Питер и Ирэне Людвиг передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX века из своего собрания.

В 1998 году Русскому музею передали свою коллекцию петербуржские собиратели братья Ржевские, в течение полувека хранившие произведения русской живописи. Среди них работы Айвазовского, Клевера, Дубовского, Машкова, Кончаловского, Кустодиева.

Особенно редкая часть коллекции – часы каминные, напольные и дорожные, выполненные разными часовыми мастерами 18-19 веков. Все часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, с интересным декоративным оформлением циферблата и корпуса.

Большая часть коллекции представляет графику, скульптуру, мебель, осветительные приборы, художественную бронзу. В 2015 году Банком России выпущена памятная монета номиналом 25 рублей, посвященная Мраморному дворцу.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (26 оценок, среднее: 4,23 из 5)
Загрузка...