Содержание
Слово «палаццо» в переводе с итальянского означает «дворец». Городской дворец-особняк XV-XVIII веков, характерный для итальянского Возрождения, получил свое название от Палатинского холма, где древнеримские императоры возводили свои дворцы.
Флоренция – родина палаццо
Первые городские особняки появились в XV веке в основном во Флоренции.
Работу по их проектированию и возведению проводили архитекторы Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Бенедетто да Майано, Арнольфо ди Камбио.
Классический палаццо – это 3-х, реже 2-х и 4-х этажное здание, фасад которого выходит на улицу. Композиционным центром является внутренний двор, обнесенный арочными колоннадами.
На первом этаже расположены служебные помещения. На втором – парадные помещения, на третьем – жилые. Самые ранние палаццо отличаются замкнутостью, суровостью внешнего облика, сохраняют многие черты средневекового замка.
Палаццо Рима, Генуи, Венеции имели свои архитектурные отличия. Особенно славились палаццо Флоренции.
История строительства палаццо Веккьо
В 1298 году правители Флоренции решили построить новую ратушу, соответствующую высокому статусу города.
Дворец возвели в 1299 году по проекту известного архитектора Арнольфо ди Камбио, который создал его мощным и нерушимым. Палаццо Веккьо, старый дворец на площади Пьяцца Синьория, – важнейшее общественное здание Флоренции на протяжении многих веков.
Сегодня большую часть здания занимает музей, в нем работают и муниципальные власти, это ратуша. Старинный мрачный замок в центре оживленного и яркого города напоминает надежную крепость, хотя это правительственная резиденция. Чтобы скрыть чрезмерную мрачность дворца, архитектор декорировал его изящными арками.
Особенности архитектуры палаццо Веккьо
Здание имеет необычный для светской архитектуры облик. Построенное в виде прямоугольника, оно представляет собой оборонительный форт со сторожевой башней и мощными зубчатыми стенами. Городские власти в то время опасались внезапных вторжений, поэтому дворец имел столь внушительный вид.
Фасад палаццо
Дворец выглядит монолитным, будто вырубленным из одного куска скалы. Строгие черты внешнего облика без особых изысков. Стены трехэтажного здания сложены из обычного красного кирпича.
Нижний уровень не имеет украшений: он использовался для защиты от врагов. Фасад прорезан двумя рядами арочных окон. Тонкие карнизы зрительно четко делят его на три блока.
Окна второго этажа более широкие, оконные проемы разделены переплетами. Все это придает дворцу более светский облик.
Зубчатую стену по периметру здания поддерживают арочные карнизы. В нишах под арками – 9 гербов, принадлежащих правителям флорентийской республики. Над ними – ряд окон-бойниц, которые служили для обороны замка: через них можно было выливать на врагов раскаленное масло и смолу.
Над главным входом – изящный синий фронтон с монограммой Иисуса и двумя золотыми львами, которые дали название входу в ратушу «Львиные ворота». По углам установлены статуи Давида и Геркулеса.
В 1478 году на окнах палаццо Веккьо были казнены заговорщики во главе с Франческо Пацци, пытавшиеся свергнуть власть Медичи. После этого за дворцом закрепилась мрачная слава.
Часовая башня
Особую величавость незамысловатому палаццо придает увенчанная зубцами башня, высота которой равна 94 метрам. Строение почти до самого верха построено без окон. В ней находились камеры для заключенных.
Верхушка башни увенчана ажурной башенкой, а фасад украшен часами работы Джордано Ледерле. Установленные в 1667 году, часы исправно показывают время до сих пор. Старый замок с выдающейся вверх часовой башней – один из узнаваемых символов Флоренции.
Особенности интерьера палаццо Веккьо
За мрачными кирпичными стенами дворца скрывается пышное убранство залов. Все фрески внутри здания окаймлены позолотой. Внутренние дворики и коридоры обставлены прекрасными скульптурами и фонтанами. Много работ в интерьере выполнено знаменитым Микельанджело. Каждый зал оформлен по-своему в индивидуальном стиле.
Внутренний дворик Медичи
Сразу за Львиными воротами начинается уютный внутренний дворик. Его пол оформлен каменными плитами, по периметру – массивные колонны с ажурной резьбой.
Стены и потолок украшены живописью. В центре двора – чаша фонтана с Амуром. Небольшие апельсиновые деревья растут в кадках, расположенных вдоль стен.
Этот уютный романтичный дворик создан в честь свадьбы Франческо Медичи, герцога Тосканы, с Иоанной. Кстати, этот брак оказался неудачным. За 12 лет брака нелюбимая жена герцога родила 8 детей и умерла в возрасте 32 лет.
Залы Веккью
Внутренний уютный дворик ведет в Зал Пятисот. Это огромное помещение длиной 52 метра и шириной 23метра. Стены и своды зала покрыты фресками со сценами сражений. Прекрасный кассетный потолок расписан батальными сценами в жанре «подвигов Геракла».
Именно здесь заседал большой совет в составе 500 человек. В нишах, расположенных по периметру зала, статуи Пап, бывших в дружеских отношениях с династией Медичи.
Кабинет Медичи
За огромным залом Пятисот – небольшая комната, в которой Козимо Медичи, один из правителей, оборудовал свой кабинет, где много картин и статуэток. Герцог с разносторонними интересами использовал его как лабораторию, студию, сокровищницу. На стенах под многими из картин скрываются тайники.
Более жизнерадостно оформлены залы второго этажа. Наиболее красивый из них – зал Лилий. Вход в него отделан мраморными плитами. Оригинально оформлен потолок: на нем множество золотистых сот с голубой сердцевиной и золотой лилией внутри ее.
На стенах по всей высоте – фрески с библейскими сюжетами, портреты важных персон Римской Империи в шикарных рамах.
Потолочные своды Зала Стихий оформлены аллегорическими изображениями четырех сил природы: Огня, Ветра, Земли, Воды. Через широкие окна зала льется теплый, естественный свет, щедро заливая все пространство. На крыше дворца – терраса Сатурна, откуда можно любоваться великолепной Флоренцией.
Кусочек рая на земле – палаццо дель Те
Дель Те расположен на юге Мантуи, древнего города Италии в регионе Ломбардии. В переводе с итальянского дель Те обозначает «разъединенный». Раньше дворец стоял на маленьком островке посреди канала, соединяющего два озера. Со временем канал засыпали, остров дель Те стал частью общей суши, а название сохранилось.
Из истории палаццо
Сразу же после постройки палаццо дель Те, в 1534 году, слава о нем прогремела по всей Италии и Европе. В чем причина такой популярности?
Дворец невелик по размерам, стоит на отшибе, в низине. Построен герцогом Федерико II на месте конюшен отца, страстного коннозаводчика, который выращивал здесь знаменитых на всю Европу скакунов.
Популярность вовсе не случайна потому, что от неприметного на первый взгляд здания кружится голова.
Двадцать с лишним расписанных комнат «взрывают» изнутри скромное снаружи палаццо. В здании нет ни одной детали, ни одного помещения, которое бы не было сделано по контрасту с другим.
Контрасты ошеломляют. Человек, сотворивший это, хотел быть непредсказуемым, и добился этого. Звали его Джулио Романо, это был любимый ученик Рафаэля.
Особенности палаццо дель Те
Дель Те – настоящее воплощение райского сада для тонких наслаждений души, а не для грубых удовольствий тела. Все работы, до самых мельчайших деталей, совершались под личным руководством Романо.
Во дворце 20 залов и 2 лоджии. Восточная лоджия выходит во внутренний сад, а северная – в открытый парк. Каждый зал расписан по своей литературой программе и абсолютно не похож ни на какой другой.
Самый знаменитый из них – Зал Гигантов. Он расположен строго симметрично залу Психеи. Это две крайние точки крыла дворца, соединенные анфиладой комнат.
В Зале Гигантов представлена борьба титанов против Юпитера и олимпийских богов.
Фигура мечущего молнии Юпитера прорезает клубящиеся облака. Внизу – разверзшийся от сотрясений Тартар, глубочайшая бездна, куда Зевс низвергнул титанов.
Они падают в провалы, погибая под огромными обломками скал. Отчаянные жесты, корчащиеся тела выражают боль и безысходность. Этому огромному немому отчаянию вторят резкие кричащие краски.
В Конском зале росписи посвящены лошадям. Зал Амура и Психеи подробно иллюстрирует историю их любви. Взволнованное воображение успокоит расположенный рядом небольшой сад с фонтаном.
Палаццо в наши дни
Знаменитые постройки-дворцы по сей день украшают итальянские города, особенно славится ими Флоренция. Интерес к палаццо не ослабевает и в наши дни. Владение таким особняком или виллой в подобном стиле – показатель успешности и респектабельности.
Тысячи итальянцев приобретают и реставрируют старые постройки. После реставрации они выглядят по-прежнему роскошно и сочетают представление о старине и комфорте.