Содержание
Собор Парижской Богоматери – католический храм в центре Парижа, кафедральный собор архиепархии Парижа, расположен в восточной части острова Сити на месте первой христианской церкви – базилики святого Стефана. Место, на котором построен собор, считалось священным со времен появления здесь первых поселенцев.
Notre-Dame de Paris – известнейший памятник архитектуры в мире, воспетый в искусстве. Каждый год посмотреть на устремленный вверх готический силуэт собора, украшенного живописными витражами, приезжают 13-14 миллионов туристов.
Notre-Dame de Paris через века
Собор Парижской Богоматери, заложенный в 1163 году епископом Парижа, Морисом де Сюлли, возводили 180 лет, до 1345 года. Проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало воздвигнуть прекрасный органичный ансамбль. Основные создатели собора – архитекторы Пьер де Монтрей и Жан де Шель.
Во времена царствования Людовика VII, когда закладывались основы здания, смешение популярного в то время готического стиля с романским создало уникальный облик собора, неразрывно связанного с историей Франции. Здесь возносили молитвы к Богу рыцари, отправляясь в Крестовые походы, здесь короновались и сочетались браком правители Франции, здесь праздновали победу над Гитлером.
Во время Французской революции якобинцы едва не разрушили собор, готовились его сжечь, но почему-то на складе неожиданно закончился порох. Тогда революционеры, разграбив ценную утварь, забросили здание.
Собор, превращенный в продовольственный склад, от полного разрушения уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». История любви безобразного горбуна Квазимодо к красавице цыганке Эсмеральде, развернувшаяся на фоне таинственных шпилей, привлекла внимание публики к ценности древнего здания.
Собор реконструировали по всем правилам старинных технологий. За 25 лет реставрации восстановили фасады и внутреннее убранство, на крышу установили шпиль высотой 95 метров. С тех пор парижане трепетно относились к святыне, так что храм практически не пострадал во время двух Мировых войн. Очередная реставрация, проведенная в конце XX века, очистила здание от городской пыли, песчанику, из которого сложен фасад, придали первоначальный золотистый оттенок.
Симфония в камне
Виктор Гюго назвал собор «застывшей каменной симфонией», к нему ведут все дороги Франции. Считается преступлением, посетив страну, не побывать в Соборе Парижской Богоматери: здесь по внутренним фрескам можно изучить содержание Библии. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что подвигают на молитву даже закоренелых атеистов.
Внешний облик собора
Собор Парижской Богоматери – величественное здание длиной –130, шириной – 48 и высотой –35 метров. Высота колокольни превышает собор – 69 метров.
Стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы украшают фасад, разделенный на три части и по вертикали, и по горизонтали. В нижней части – три портала (монументальных входа), каждый из которых назван по-своему:
- портал Богоматери;
- портал Страшного суда;
- портал святой Анны.
В соответствие с названием на сводах порталов – скульптурные композиции. Арки центрального портала поднимают по 7 статуй с каждой стороны. Изгибы свода заняты изображением ангелов, патриархов, пророков, мучеников. В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, увлекаемые Дьяволом в Ад, по правую – праведники, идущие в Рай.
Портал святой Анны украшает изображение Пресвятой Девы с Младенцем. Портал Богородицы рассказывает об Успении Девы Марии, ее вознесении в рай и коронации как Царицы Небесной. Огромные двери украшены коваными рельефами. Поражает мастерство затейливых узоров, переплетенных в волшебную композицию. Вход в собор – через арочный портал на главном фасаде.
Крыша со шпилем и статуями
Крыша собора из свинцовых плиток толщиной 5 мм, уложенных внахлестку весом 210 тонн. На верхней части собора – горгулии, торчащие концы балок, украшенные изваяниями фантастических существ. Каменные демонические существа на крыше – это не только украшение, они незаменимы и с практической стороны.
Сложная конструкция не позволяет накопившимся осадкам свободно стекать вниз. Чтобы камень не разрушался от сырости, устроили оригинальные водостоки, которые установили по проекту реставратора Виолле-ле-Дюка.
Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то можно близко рассмотреть химер. Это фантастические изваяния, олицетворяющие людские грехи и пороки и одновременно охраняющие собор. Священная обитель христианства и злые духи на его колокольнях существуют здесь независимо друг от друга в «застывшей музыке».
Легкую воздушность монолитному зданию дарит конструкция шпиля. Дубовый, покрытый свинцом 96-метровый шпиль, у основания украшен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – тетраформ евангелиста: лев –символ Марка, телец – Луки, орел – Иоанна, ангел –Матфея. Все изваяния обращены лицом к столице, Фома рассматривает шпиль.
Над порталами – галерея царей, представленная 28 статуями ветхозаветных правителей, над ними – окно-роза. Со стороны западного фасада – две колокольных башни с едва уловимой асимметрией: левая башня чуть массивнее правой.
Колокола
Все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена: Анжелина-Франсуаза весом 1765 кг. Антуанетта-Шарлотта – 1158 кг. Гиацинт-Жанна – 813 кг. Самый большой колокол Эммануэль весит 13 тонн, язык весом 500 кг. Раскачать его неимоверно трудно, поэтому звенит он редко, только во времена главных праздников. Остальные – регулярно оглашают Париж в 8 часов утром и в 7 – вечером.
Интерьер собора
Особенность внутреннего устройства собора Парижской Богоматери – внутренние поддерживающие стены заменены многогранными колоннами с арками.
Концепция оформления
На стенах храма нет росписей и икон, но он полон света, проникающего через огромные окна, украшенные витражами с библейскими сценами. Единственный источник света в соборе – многочисленные витражи больших высоких стрельчатых окон, которых в храме насчитывается 110.
Средневековое стекло, массивное и неровное, с пузырьками воздуха и случайными вкраплениями. Витражисты храма умело использовали «дефекты» для отражения, сверкания, теней и отблесков, мерцания и варьирования оттенков и вспышек света.
Причудливая игра света на сводах центрального нефа зрительно увеличивают его объем, хотя здесь свободно может уместиться 10-этажный дом. Неудивительно, ведь по задумке создателей, собор должен был вмещать все население Парижа, которого в то время насчитывалось 10 000 человек.
Алтарь
Продуманная система освещения, при которой ярче высвечивается алтарь, расположенный в середине центрального нефа, создает здесь особую, мистическую атмосферу. По обеим сторонам от него – алтарная преграда, на которой в скульптурном исполнении запечатлены сцены из Евангелия. Алтарная преграда охватывает 14 сцен из Библии, рассказывая о рождении и жизни Иисуса Христа.
Сюжетная линия – непорочная Дева Мария встречает праведную Елизавету, потом следует Рождество Христово и благая весть пастухам, волхвы подносят свои дары. Далее – убиение невинных младенцев и бегство в Египет.
Выбраны такие сцены: встреча Младенца Иисуса с мудрым старцем Симеоном в храме Иерусалима, Крещение и свадьба в Канне, вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря и омовение ног ученикам.
По бокам главного алтаря – фигуры четырех библейских пророков: Исайи, Иеремии, Иезикилия, Даниила. Впереди – фигуры 4 евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, символизирующие связь Ветхого и Нового Заветов.
Пьетта – статуя скорбящей матери
За алтарем – скульптурная композиция, статуя скорбящей матери «Пьетта»: Дева Мария, удерживающая на руках мертвого сына, только что снятого с креста. Взгляд Богоматери устремлен на небеса, в нем одновременно скорбь о сыне и надежда на воскресение Христа, обещанное ей свыше.
По обеим сторонам от Девы Марии – изваяния двух монархов: Людовика XIII и Людовика XIV. Необычный ансамбль окружен шестью бронзовыми ангелами, держащими в руках символы Страстей Христовых: терновый венец и гвозди, губку с уксусом, бич и пику, табличку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».
Часовня рыцарей Гроба Господня
В центре собора – Часовня рыцарей Гроба Господня. Здесь, в современном реликварии из красного стекла, лежит сокровище – терновый венец Христа, завернутый в пурпурную мантию. Священный венец – пучок сплетенных терновых веток без шипов, которые в древние времена разобрали по храмам и монастырям, с вплетенными в него веточками ароматического растения зизифуса. Венец заключен в хрустальное кольцо с золотой оправой.
В 1238 году король Людовик IX выкупил венец у римского императора за 135 000 ливров, сумму, равную половине годового бюджета королевства. Людовик лично встречал святыню. Босой, в нательной рубахе, без королевских регалий, он нес венец в Париж лично 40 километров. Для хранения реликвии построили часовню, где венец и хранился 500 лет.
Для поклонения верующим венец торжественно выносят каждую пятницу во время Великого поста и в первую пятницу каждого месяца в 15:00. Демонстрируют реликвию торжественно: по собору проходит процессия из рыцарей ордена Гроба Господня, дам из этого ордена, священников и хранителей святыни. Венец несут на носилках, обитых бархатом. Здесь же – статуя Богоматери Семи Скорбей, которая держит в руках гвозди и венец, изранившие ноги, руки и голову ее сына.
Часовня пресвятых даров
Рядом с часовней Рыцарей Гроба Господня – Часовня пресвятых даров, посвященная Матери Иисуса Христа. На алтаре часовни, которая увенчана статуей Девы Марии, – Святые Дары: хлеб, ставший Телом Христовым, символизирующим присутствие самого Бога. Люди приходят сюда, чтобы молча созерцать Бога, просто побыть перед ним, мысленно поговорить с ним в тишине и покое, отрешившись от повседневной суеты.
Сокровищница
Храмовая сокровищница находится в небольшом здании – пристройке. Здесь коллекция старинных золотых и серебряных изделий, церковная утварь и одежда священников, древние манускрипты. Особая ценность – терновый венец Иисуса Христа и Крест-реликварий, где под стеклом в нижней части –гвоздь, а в верхней – 7 частиц Животворящего Креста.
Коллекция реликвий Собора Парижской Богоматери собирали с начала его возникновения, и к концу XVIII века сокровищница считалась самой великолепной в Европе.
Статуя Парижской Богоматери
Справа от главного алтаря, в глубине храма, – статуя Девы Марии с Младенцем на руках, созданная в XIV веке, – Парижская Богоматерь. Это одно из 37 изображений Девы Марии, представленных в соборе. Оконца под потолком украшены витражами, которые иллюстрируют библейские сюжеты.
От скульптуры исходит голубоватый свет. Огромный букет королевских лилий, постоянно обновляющийся у подножия, источает тонкий изумительный аромат. Все устроено в знак глубочайшего поклонения Богородице.
Трансепт
Трансепт – это поперечный неф в храме, посвященный святым покровительницам Франции: Жанне де Арк и святой Герде, покровительнице младенца Иисуса. Здесь состоялся знаменитый судебный процесс, на котором полностью оправдали Жанну де Арк, к сожалению, уже после смерти.
Окна-розетки
Впечатляют окна-розетки в виде круга с лучами из мрамора. На южном фасаде нефа – огромное витражное окно в форме розы диаметром 13 метров с изображением в центре Иисуса Христа, окруженного апостолами и почитаемыми во Франции святыми и мучениками. 20 ангелов держат в руках венки, свечи и кадильницы.
По левой стороне от алтаря – витражное окно-роза, расположенное на высоте 21 метр диаметром 13 метров. В центре – Дева Мария с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – судьи, пророки, цари и первосвященники. В окне-розе диаметром 10 метров, благодаря игре света видны изображения Богоматери, сцены из крестьянской жизни, изображение грехов и достоинств людей.
Орган – самый крупный во Франции
В соборе Парижской Богоматери самый крупный во Франции орган. С момента построения собора за прошедшие века инструмент многократно настраивали. В XX веке заменили кабель и компьютеризовали управление. Должность органиста собора Парижской Богоматери – престижнейшая во Франции. Собор – действующий католический храм, в котором постоянно проходят богослужения.
При помощи спецэффектов на огромный экран проецируются молитвы на английском и французском языках. Свои молитвы к Богу верующие возносят под звуки самого большого во Франции органа, в котором 110 регистров и 7400 труб.
Посещение Нотр-Дама
Каждый день порог Нотр-Дама переступают 30-50 тысяч человек. В пятницы Великого поста и первые числа каждого месяца сокровища собора бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Вход в собор бесплатный. Плата взимается за вход на колокольню и сокровищницу.
К услугам посетителей – аудиогид на английском, немецком, французском и португальском, испанском и китайском, японском языках стоимостью 5 евро. Перед фасадом – конная скульптура Карла Великого, позади собора – фонтан Девственницы и сквер.
Здесь тихонько журчит вода в фонтане, благоухают цветочные клумбы, в тени деревьев отдыхают прохожие. Венчает тишину и спокойствие собор Парижской Богоматери – место невероятной силы. Так называют его парижские гиды во время экскурсий.
Трагедия Франции – пожар
Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.
Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.
Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.
На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.