Содержание
Николо-Угрешский мужской монастырь – удивительное место, где собраны православные святыни со всех уголков мира. Монастырь находится в городе Дзержинском на крутом берегу реки Москвы, рядом с местной ТЭЦ. Здесь спокойно и красиво. Большой пруд с черными лебедями, окруженный высокими деревьями, высокая колокольня и тюльпаны, спокойные и ласковые кошки, неторопливые гуси, добрые и строгие батюшки – все ласкает и успокаивает душу.
Возникновение обители
Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской. Отправляясь на битву с монголами на Куликовом поле, князь беспокоился об исходе сражения. В 15 верстах от Москвы он остановился, чтобы помолиться, и увидел на сосне сияющую икону Николая Чудотворца, которая укрепила князя верой и мужеством для битвы. Вдохновенный князь сказал: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое»). С тех пор это место называют Угреша.
Вернувшись с победой с поля брани, великий князь повелел основать на месте явления чудотворной иконы монастырь во имя Николая Чудотворца в благодарность Богу за победу над монголами. Исполняя повеление, 9 августа 1380 года заложили монастырь, названный Николо-Угрешским.
Высокие покровители монастыря
Со времени образования монастырь прозвали великокняжеским и царским. Потомки Дмитрия Донского даровали обители великие милости. Направляясь в охотничьи угодья, расположенные по дороге в монастырь, цари заезжали в обитель, оставляя щедрые вклады. Внук Дмитрия Донского, Василий Темный, подарил обители ближайшие села – Капотню и Жирошкино, а Иван Грозный закрепил право монастыря на неуплату пошлин и безвозмездную ловлю рыбы, запретив рубить лес в монастырских рощах.
С восхождением на трон Дома Романовых появилась традиция «Угрешских походов», когда царь вместе со свитой, в окружении народа, отправлялся в монастырь на молебен в день Николая Чудотворца.
Традиция, возникшая при Михаиле Федоровиче, утвердилась и расцвела во времена правления его сына, набожного Алексея Михайловича. Наведывался сюда и Петр I, не очень жалующий монастыри. После подавления стрелецкого бунта он сослал сюда своих мятежных противников для присмотра и исправления.
Расцвет и упадок монашеской жизни
В середине XVII века монастырь достиг зенита славы. В собственности обители находились 14 сел в 4 уездах России.
Золотое время
Вместе с царем обитель посещают патриархи, при венчании на царство Федора Алексеевича угрешский игумен, удостоенный высокой почести, подавал скипетр патриарху. На территории Московского Кремля в это время Николо-Угрешский монастырь располагал своим подворьем – признак высочайшего почета и доверия.
Серьезный удар по благосостоянию монастыря нанесли реформы Екатерины II. Храм лишился земель и почти всех насельников, которых осталось 6 человек. Речь шла о закрытии обители. Монастырь спас прибывший сюда отец Пимен.
Строгий, умный, дипломатичный, он превратил захудалую обитель в красивейший монастырь в Москве и близлежащих уездах. С 1850 года под руководством отца Пимена начинается грандиозное каменное строительство монастыря. Обитель огородили стеной с 8 воротами и 16 башнями в русском стиле.
В 1890 году возвели огромный Спасо-Преображенский собор, второй по величине после собора Христа Спасителя. В обители жили 170 насельников, сотнями шли сюда паломники, которых привлекала уникальная достопримечательность, украшающая северную стену – «Святой град Иерусалим» или «Палестинская стена».
Декоративная краснокирпичная постройка, вытянутая вдоль монастырской ограды с декоративными башнями и килевидными формами, имитирует строения Иерусалима.
Годы советской власти в жизни монастыря
К началу XX века монастырь имел 11 храмов, училище с церковью Сошествия Святого Духа и странноприимный дом. В 1924 году монастырь закрыли и разместили в нем трудовую коммуну, детскую исправительную колонию, больницу, спортивный зал, фабрику-кухню и заводские помещения. В монастырских кельях в «коммуналки» поселили людей. Новая власть снесла 4 храма из 11, в том числе Никольский собор.
Шаги к возрождению
Возрождение обители началось в 1991 году, когда ее вернули церкви. Начатая реставрация завершилась в 2000 году, построены новые храмы и хозяйственные корпуса. С 1996 года выходит газета «Николо-Угрешский вестник». В 1998 году открыто духовное училище, преобразованное в семинарию, работает монастырский музей-ризница.
Храмы и часовни монастыря
В южной части монастыря – пятиглавый крестовокупольный четырехстолпный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1894 году в память 500-летия основания монастыря. Храм, поставленный на подклете, внушительных размеров. Высота купола – 68 метров, вместимость – 7000 человек.
Здесь хранятся ценные вклады. Царь Михаил Федорович пожаловал воздух (тканый покров для сосудов) и два покрывала красного атласа с надписью, вышитой золотом и мелким жемчугом, а также напрестольный восьмиконечный крест с 16 частицами святых мощей. От царя Алексея Михайловича – житие и чудеса святого Николая: книга, написанная полууставом на бумаге и переплетенная в доски и синий бархат, листов счетом 421, с 407-ю изображениями.
Храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом преподобной Марии Египетской. Храм построен в 1763 году на месте упраздненных царских палат, хранит одну из главных святынь – Тихвинскую икону Божьей Матери, особо почитаемую в монастыре. После закрытия храма в нем размещались жилые помещения и школа. Богослужения начались 19 декабря 1990 года.
Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1860 год) строился как больничный, так как примыкал к монастырской больнице. Пятиглавый храм восстановлен в 1999 году. Среди храмовых икон – образ Спаса Нерукотворного в серебряном золоченом окладе и древний иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.
Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери (1870 год) построен на деньги благотворителя Рогаткина при богадельне, находящейся в Южном братском корпусе. Небольшой храм с ажурным пятиглавым завершением в стиле барокко восстановлен в 2004 году.
Никольский собор, построенный в конце XIV века, закрыт в 1925 году, а в 1940 году разобран. Храм восстановлен в 2006 году в формах XVI века.
Никольская часовня, где в дореволюционные годы хранился фрагмент ствола сосны, на которой в 1380 году явился Дмитрию Донскому образ Николая Чудотворца. Разоренную в 1920 году часовню восстановили в 1998 году.
Храм во имя преподобного Пимена Угрешского построен на территории монастырского кладбища. Здесь же часовня, в которой покоился прах отца Пимена, настоятеля монастыря 1852-1880 годов, много сделавшего для процветания обители.
Около Пруда – Часовня «Взыскание погибших» иконы Божьей Матери и Петропавловский храм. Недалеко от монастыря – памятник Николаю Чудотворцу, покровителю земли русской, с мечом в одной руке и городом – в другой.
На главной дороге от Святых ворот – 93-метровая шестиярусная проездная колокольня с церковью Усекновения главы святителя Иоанна Предтечи во втором ярусе на средства купца Пятницкого и его супруги.
Колокольню высотой 77 метров называют «угрешной свечой», на стенах колокольни – стихотворные строки о зарождении Николо-Угрешского монастыря на старославянском языке. В воротах колокольни – старинные фрески. С запада к колокольне примыкает корпус Государевых, Патриарших и Игуменских палат.
Больничный храм во имя великомученика Пантелиимона открыт в 1993 году, еженедельно здесь совершается Божественная Литургия, после которой священнослужители приходят в стационар Дзержинской больницы, чтобы совершить над больными таинство исповеди и Причащения.
В храме во имя святого Благоверного Макария Московского регулярно проходят богослужения.
Храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского, в новом храме регулярные богослужения начались 31 октября 2006 года.
Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов освящен 20 августа 2008 года.
Святыни монастыря
- Ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца. Мощи перенесены в монастырь 22 мая 2000 года из Греции из монастыря Иоанна Предтечи, расположенного на острове Пелопоннес.
- Рака со святыми мощами преподобного Пимена, трудами которого возрожден монастырь.
- Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских.
- Ковчег с частицами мощей святителя Игнатия Бренчанинова.
- Крест- мощевик VII века, вырезанный из дерева. На передней стороне – Крещение Господне, на задней – Распятие Христа, в нижней части – небольшое отверстие, где в древности хранилась часть Древа Креста Господня.
- Икона великомученика и целителя Пантелиимона.
- Мощи великомученицы Варвары.
- Мощи святителя Иоанна Крестьянкина.
- Мощи преподобного Пимена Угрешского.
- Икона Божьей Матери «Взыграние».
- Икона Божьей Матери «Угрешская».
- Список с Тихвинской иконы Божьей матери.
- Список с иконы Николая Чудотворца, явившейся Дмитрию Донскому.