Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

На одной из самых красивых площадей Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге во всей красе возвышается памятник Николаю I – царственный всадник, устремившийся к златому куполу Исаакия. Возведенный по велению сына, Александра II, монумент возведен на одной линии с Медным всадником.

Память об отце

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом был сооружён памятник Николаю I. Император был шефом расквартированного неподалеку Конногвардейского полка, поэтому для монумента выбрали данную площадь.

Работу над проектом памятника Николаю I на Исаакиевской площади император лично поручил придворному архитектору Огюсту Монферрану, который, приступив к работе в 1856 году, получил от государя два пожелания:

  • памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора – знаменитый монумент Петра I, «Медный всадник» работы Этьена Фальконе;
  • при оформлении скульптуры должны быть отмечены важные дела покойного императора.

Создание монумента

К созданию монумента приступили через год после смерти императора. Александр лично контролировал ход работ, делая замечания.

Монферран умер, не дождавшись установки памятника на Исаакиевской площади, но успел создать проект, по которому всадник должен находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами. Конную статую высотой 6 метров создал скульптор Петр Карлович Клодт, который сначала изобразил Николая I на неподвижно стоящем коне.

Скульптура отражала характер государя, но не совпадала с замыслом Монферрана. В новом варианте скульптуры отразилось главное – стремительное, изящное движение коня, встающего на дыбы. Изящество, легкость и стройность монумента подчеркивает неподвижно-торжественная суровая фигура всадника.

Главное – стремительное движение коня, встающего на дыбы

На создание памятника потратили 753000 серебром, на отливку статуи ушло 1300 пудов (21,3 тонны) металла. Многие современники считали, что скульптура перенасыщена деталями. Время показало, что масштабный монумент гармонично связан с простором огромной площади.

Необычная скульптурная композиция

Чтобы новый памятник привлекал внимание, он должен быть необычным, с чем и справился гениальный скульптор Клодт. Конной натурой послужил любимый жеребец государя – Амалатбек, мельчайшие детали которого реалистично изображены в скульптуре.

Ретро, фото из архивов

Образ императора

Император – в парадном мундире и каске, украшенной двуглавым орлом, изображен верхом на скачущем коне. Николай I – высокий, красивый и стройный, великолепный наездник и профессиональный военный, гордо и властно держится на коне. Лицо императора строго и бесстрастно.

Конная композиция воплощает тщеславие и желание Николая I быть похожим на знаменитого предка Петра Великого. Император поднимает коня на дыбы, но в отличие от Петра I, статуя опирается только на две точки опоры – задние ноги коня.

Статуя опирается только на задние ноги коня

В момент открытия памятника Николаю I– 25 июня 1859 года – все ждали, когда у коня подломятся ноги, но Клодт отлично знал дело, за которое взялся. Копыта коня продолжаются металлическими столбами, идущими до основания памятника. Две точки опоры до сих пор вызывают дрожь у зрителей: ведь это первая в Европе подобная статуя.

Пьедестал

16-метровый памятник Николаю I представляет не цельную каменную глыбу, а конструкцию из разных пород. Многоярусный пьедестал в виде эллипса работы Монферрана составлен из 118 блоков малинового карельского кварцита и белого итальянского мрамора. Цоколь пьедестала – из темно-серого финляндского гранита.

Император приложил все усилия для укрепления империи. Он полжизни провел в походах, спал на раскладных кроватях и стремился навести в стране порядок так, как диктовало время.

Барельефы рассказывают о периоде правления императора

Барельефы, оформляющие пьедестал, напоминают потомкам о событиях периода правления императора:

  • восстание декабристов на Сенатской площади – 1825 год;
  • усмирение холерного бунта на Сенатской площади – 1831 год;
  • награждение Сперанского за составление первого свода законов – 1832 год;
  • открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург-Москва – 1851 год.

В каждой сцене есть император

В каждой сцене главная фигура – император. На лицевой стороне пьедестала, под золоченым двуглавым орлом – бронзовая надпись: «Николаю I, императору всероссийскому, 1859 год».

Бронзовая надпись

С четырех сторон пьедестала – аллегорические женские фигуры, в которых видны черты лиц жены и дочерей Николая I:

  • Веры (с крестом и Евангелием).
  • Мудрости (с зеркалом).
  • Правосудия (с весами).
  • Силы (со щитом и копьем).

Нижняя часть памятника украшена 4 торшерами и тремя ступенями. На каждом из торшеров – 3 двуглавых орла и 5 фонарей, самых красивых в городе.

В 1860 году между памятником Николаю I и Исаакиевским собором разбили сквер и установили бронзовую решетку из 20 звеньев.

Советское время и скульптура

В марте 1917 года во время «борьбы с царями и воспоминаниями о них» общественный деятель Пантелеев предлагал снести памятник, а на пьедестале водрузить монумент «декабристам».

Памятник на Исаакиевской площади

В 1930 году предлагали заменить фигуру императора на коне Буденным или Фрунзе. Памятник отстояли: искусствоведы сумели убедить, что это инженерное сооружение стоит оставить потомкам.

В ночь на 18 июня 2011 года вандалы повредили наконечник копья, их задержали, памятник Николаю I отреставрировали, и конная статуя по-прежнему украшает Исаакиевскую площадь.

Видео: какие секреты раскрыла реставрация

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (35 оценок, среднее: 4,74 из 5)
Загрузка...