Содержание
Меншиковский дворец построен для сподвижника Петра I, приближенного и друга императора, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова. Старейшее здание Санкт-Петербурга, дворец – единственное сохранившееся жилое строение того времени.
О владельце Александре Меншикове
Генерал-фельдмаршал, первый помощник и любимец царя-реформатора, богатейший человек, Меншиков помогал царю утверждать новый уклад жизни в России. С юных лет «Алексашка» (так называл его царь) служил императору.
Денщик Петра I, бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра, усмиритель «стрелецкого бунта». Александр Данилович Меншиков – тайный советник, светлейший князь Российской империи и герцог Ижорской, князь Священной Римской Империи, президент военной коллегии.
Талантливый военачальник, мужественный, преданный, Меншиков пользовался безграничным доверием Петра. Головокружительная карьера при покровительстве царя помогла ему получить титул графа, став генералиссимусом, занять пост генерал-губернатора Петербурга. Властолюбивый и алчный, князь владел несколькими городами и десятками тысяч крепостных крестьян.
После смерти Петра I, Меншиков, опираясь на гвардию, возвел на престол жену царя Екатерину I и сам стал править страной. Дочь Меншикова, Мария, стала невестой наследника престола Петра II. Однако недальновидное поведение князя принесло неприятности.
В сентябре 1727 года обвиненный в государственной измене князь Меншиков с семьей оказался в ссылке. По пути в Тобольскую губернию к месту ссылки скончалась княгиня Дарья Михайловна. В городке Березове сосланный Меншиков лично срубил избу и поселился с семейством. В сентябре 1729 года на 56 году жизни Меншиков умер от апоплексического удара и похоронен близ алтаря построенной им же церкви.
Строительство дворца
«Родовое гнездышко» Светлейший князь начал строить в 1710 году, в разгар Северной войны. В 1709 Россия разгромила шведов под Полтавой. В знак благодарности за заслуги в этой баталии Петр I пожаловал Меншикову крупнейший Васильевский остров площадью 11 квадратных километров.
Петербург в тот период только-только возник как город. А поодаль развернулось грандиозное строительство, в короткий срок князь построил богатейший дом в Санкт-Петербурге.
Каковы же заслуги Меншикова перед царем, если государь, считавший каждый положенный камень в болотистое основание новой столицы, предпочел не заметить сверхрасточительства князя! Летом 1714 года князь с семьей вселился во дворец, самое высокое здание Петербурга. Внутренняя отделка покоев продолжалась до 1727 года.
Особенности строительства
Строительством руководили архитекторы Джованни Фонтана и Иоганн Шедель. На подаренной царем территории Меншиков построил усадьбу с цветниками и садом, протянувшуюся через весь Васильевский остров. Одновременно строили комплекс зданий: церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец и каменные палаты, дворец Меншикова.
Фасад Посольского дворца украшала балюстрада на крыше. Двухэтажное здание с высоким крыльцом в центре дома с башенками, ведущее сразу на второй этаж. Со стороны Невы, возле крыльца – деревянная пристань, раскрашенная под кирпич, к которой причаливали лодки и гондолы с гостями. По центру здания проходила деревянная галерея, с которой музыканты встречали подъезжающих гостей «живой» музыкой.
Возведение каменных палат
Место для строительства дворца на Васильевском острове выбрано не случайно. Здесь, на острове, Петр I задумывал создать центр будущей столицы. Зная о желании государя видеть в столице каменные здания, Меншиков построил дворец, который одновременно стал и административным зданием. Здесь первый помощник царя Александр Данилович устраивал дипломатические приемы и заседания.
В строительстве дворца для князя участвовали все зодчие и строители Петербурга того времени. Каменщики и керамисты, художники и крестьяне, солдаты, даже каторжники трудились здесь, создавая дворец. На фронтоне здания красуется цифра «1710» – дата основания дворца светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.
Чем уникальна архитектура
Выстроенный в стиле петровского барокко, четырехэтажный дворец под высокой, с переломом, кровлей поражал высотой – таких зданий еще не было в Санкт- Петербурге. Дворец превратился в замкнутый четырехугольник, когда пристроили двухэтажные боковые флигели и здания со стороны сада.
На главном здании красуются пилястры, придавая зданию презентабельный вид вертикальными выступами. По бокам, в верхней части здания, на фронтонах сияют позолоченные княжеские короны и вензеля.
Парадный фасад дворца, украшенный скульптурами римских богов, выходит на берег Невы.
Пышный сад со скульптурами и прудами, гротами и оранжереями оттенял великолепие каменных палат.
Обзор помещений
Петр I, скромный в быту и одежде, восхищался «палатами» любимца. Гобеленовые обои и венецианские зеркала, хрустальные люстры с золотом и серебром, стулья и диваны с княжескими гербами, столы на золоченых ножках – свидетельства богатого дома светлейшего князя. Александр Меншиков украшал дворцовые стены картинами, изящными скульптурами, бархатными тканями, мраморной отделкой и мебелью из орехового дерева.
Чем интересен дизайн
Особенность интерьеров – голландская узорчатая плитка, украшающая стены. Бело-синяя керамическая «диковинка», полученная князем в подарок от голландских купцов, вдохновила русских мастеров в Стрельне на кирпичных заводах изготовить точную копию.
Стены Меншиковского дворца украшает 27810 изразцов, половина из которых сделана русскими мастерами. Следуя моде времени, князь позаботился о том, чтобы украсить залы наборным и резным деревом, изразцами и кожей. Мебель доставлялась из Франции и Италии.
Помещения расположились анфиладами. Фаянсовые изразцы, лепнина, обилие живописи, шелка на стенах, большие мелкорасстеклованные окна – дань европейской моде. Кирпичные печи, внутренние ставни на окнах, обилие дерева и резьбы – русские элементы в интерьере.
Залы Меншиковского дворца
Парадный вестибюль поражает гостей торжественностью и нарядным обликом. На первом этаже обустроены служебные помещения и мастерские. Второй этаж занимала княжеская семья, здесь большие богато украшенные залы, парадные комнаты.
Дворец Меншикова – жилое здание и одновременно административный центр новой столицы в ранний период развития. Здесь решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков – проводник в жизнь России европейских ценностей, что определило особенность устройства залов дворца. Иностранцы называли дворец Меншикова «великолепнейшим во всем Петербурге».
В двусветном зале для приемов и ассамблей торжественно встречали иностранных дипломатов, устраивали пиры и маскарады в честь побед в Северной войне, праздновали шумные свадьбы. Стены украшает золоченая лепнина и картины. В торце зала – уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу.
Многочисленных гостей развлекала «живая» музыка оркестра и пение крепостного хора. Часто под руководством царя здесь устраивали Петровские ассамблеи, во время которых знать обязана танцевать и культурно общаться. Обязательной считалась одежда по-европейски. Мужчины должны являться на ассамблеи чисто выбритые.
Большой зал украшен 14 золочеными напольными подсвечниками с фигурами купидонов и австрийскими хрустальными люстрами. Здесь заседала военная коллегия.
Стены столовой декорированы китайскими шелковыми обоями в дубовых рамах. Нижняя часть стен отделана панелями из плиток. В центре – шкаф-горка красного лака с восточным фарфором и росписью в китайском стиле.
Наборное панно из персидского ореха, дополненное золоченым орнаментом – уникальная отделка стен Ореховой комнаты. Напольные часы в ореховом корпусе изготовлены в Англии. Декоративный плафон расписан французским художником Филиппом Пильманом. Здесь гостили члены императорской семьи, отдыхал Александр Данилович и принимал дипломатов, ведя секретные переговоры.
В Большой палате – зале для парадных приемов, стены прокрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены – древнеримская скульптура Аполлона. В центре зала на персидской скатерти серебряная лохань для льда.
Княжеские покои
Парадная лестница из дуба ведет в княжеские покои.
Варварин покой – комната сестры княгини, Варвары Арсеньевой. Горбатая от рождения, она не вышла замуж и нянчила детей Меншиковых. Интерьер комнаты создают дорогие изразцы и гобелены. Фаянсовой плиткой на стенах выложены голландские морские пейзажи. Роскошная кровать под расписным балдахином – любимое место детей.
В комнате княгини Дарьи Михайловны на обитых тканью стенах – портреты дочерей, Александры и Марии. Обе прожили недолго. Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в ссылке отца в день своего восемнадцатилетия. Роль украшений в комнате выполняют большие фарфоровые блюда. Рядом с резной французской мебелью стоит примечательный деревянный сундук.
В кабинете с живописью у стены – секретер XVII века с живописными мраморными вставками. На стенах, обитых синим сукном, симметрично развешаны картины европейских художников. На потолке размещен огромный плафон, изображающий Марса с лицом Петра Великого.
В азиатском стиле оформлен Китайский кабинет. Комнату украшают напольные вазы, скульптуры, панно на стенах.
В Красном кабинете, обитом по периметру красной узорчатой тканью, много картин и статуэток.
На усадьбе Меншикова построены бани, медоварня, кузница, пекарня. Огромный штат прислуги, французские повара обслуживали семейство князя и многочисленных гостей дворца.
Меншиковский дворец и время
В 1727 году дворец оказавшегося в ссылке князя поступил в казну. В 1731 году во дворце расположился Кадетский корпус, на территории построили комплекс новых зданий. В советское время здесь устроили Военно-политическое училище имени Энгельса. В блокадном Ленинграде во дворце находился госпиталь.
В 1966 году началось возрождение дворца. Реставрация завершилась в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа с экспозицией культуры России петровского времени.