Конец XII — начало XIII века — время государства хорезмшахов. Куня-Ургенч — один из древнейших городов Хорезма. В XII и в начале XIII века он был столицей могущественного государства хорезмшахов.
При последнем правителе — Мухаммеде-хорезмшахе город, в 1221 году, был разрушен монголами.
Действительно, от домонгольского периода на территории городища Куня-Ургенч сохранилось лишь несколько памятников и руин, из которых выделяется монументальный мавзолей, известный под именем «Шейх-Шереф». Он приписывался мистику Шейх-Шерефу-ходже, жившему в начале XIV века.
Но из архитектурно-стилевых данных, мы приходим к выводу, что постройка мавзолея не может быть отнесена к XIV веку, а относится к концу XII или к началу XIII века. Принадлежал мавзолей султану Текешу, основателю могущественного государства хорезмшахов. Мавзолей построен или им самим или его сыном Мухаммедом.
В основе мавзолея лежит квадрат размером 11,5 X 15 м, на площади которого вполне может уместиться мавзолей Исмаила. Внутренний купол опирается на восемь арок.
Ярус парусов с внешней стороны обнесен круглой стеной. Образующиеся между выступами западины перекрыты системой из трех крупных сталактитов и создают переход к фризу, опоясывающему кругом основание величественного конического купола.
Барабан и конический купол напоминают прием, который употребляли при строительстве башнеобразных мавзолеев Хорасана, северо- западного Ирана и Азербайджана. Башнеобразные мавзолеи в плане имели круг, восьмигранник или двенадцатигранник.
Внутреннее перекрытие устраивалось в виде сфероконического купола, а внешний купол имел коническую форму или форму многогранного шатра (мавзолеи в Нахичевани, в Рее, башня Кабуса, мавзолей в Радкане и др.). Эта группа башнеобразных усыпальниц являлась типом, противоположным портально-купольным (Узген и др.).
В мавзолее Текеша мы находим удивительное сочетание этих двух типов. Приемы башнеобразных мавзолеев использованы в нем для оформления барабана и внешнего купола. Основной объем имеет форму обычного портально-купольного здания. Портал со стрельчатой нишей, перекрытой сталактитовым полукуполом, не носит законченного характера.
Имеются данные, по которым можно предполагать, что с северной стороны к мавзолею примыкало помещение или открытый дворик с четырьмя большими нишами, и теперешний портал мавзолея является лишь остатком одной из них.
Особого внимания заслуживает отделка барабана с двухгранными выступами, выложенными из шлифованного кирпича. По фризу кругом шла надпись из терракотовых плит с бирюзовой глазурью. Конический купол был облицован шлифованными и голубыми кирпичами, образующими геометрические узоры.
В интерьере необычной формы и отделки три ниши перекрыты полукуполами, свесы которых поддерживают три ряда сталактитов. На штукатурке полукуполов вырезаны крупного рисунка орнаменты. Углы парусов сглажены нависающими стенками, которые снизу поддерживаются сталактитовыми полукуполами. Системы декоративных сталактитов также поддерживают нависающие пяты парусов. Над восьмигранником выложен шестнадцатигранник, в гранях которого -размещены арочки и ниши, оформленные в виде раковин. Интерьер выполнен в белой штукатурке.