Дворец Петра в летнем саду

Летний дворец в Летнем саду Санкт-Петербурга

Летний дворец – сохранившаяся до наших дней в первозданном виде резиденция Петра I, расположенная в Летнем саду Санкт-Петербурга. Мемориальный и исторический комплекс – свидетель всех событий, происходивших в жизни Петра I.

Первый император России

16 мая 1703 года на землях, недавно отвоёванных у шведов, Пётр I велел заложить город, в дальнейшем названный Санкт-Петербургом. Царь считал, что строительство должно вестись по плану, над которым император, не переставая, трудился и привлекал к работе лучших архитекторов того времени.

Летний сад в – наследие Петра I

Город быстро разрастался, и дальновидный царь задумывался о том, чтобы в новом городе появились не только современные каменные здания, но и сады, подобные знаменитым европейским паркам.

Летний сад – детище императора

Грандиозные насаждения, названные Летним садом, Пётр I решил создать в том месте, где соединяется река Фонтанка с Невой. Выбранное императором место для Летнего сада оказалось островом, который с севера омывала Нева, с юга – река Мойка, на востоке граница – правый берег Фонтанки, с западной стороны прорыли канал, названный Лебяжьей канавкой.

План Летнего сада при Петре

По замыслу Петра, Летний сад заложили ранней весной 1704 года. Начало работ оказалось очень сложным и трудоёмким делом. Для осушения топкой болотистой местности привозили плодородную землю, рыли каналы и пруды, создавали твердую поверхность, чтобы посадить деревья.

Зелёные насаждения

Со всей России и Западной Европы в Летний сад привозили саженцы дуба, лип, вязов и клёнов, рябины и ели, кедра и пихты, коренья белых лилий и кусты душистой сирени, луковицы голландских тюльпанов и семена лекарственных трав. Индийские деревья и травы доставляли на кораблях.

Сад Петра в 19 веке

В Летнем саду выращивали фруктовые деревья, ягодные кусты и овощи. Здесь росли яблони и вишни, груши и смородина. Между деревьями на грядках – петрушка и морковь, свёкла и бобы, огурцы и душистые травы. Для хранения в зимнее время тропических деревьев и кустов здесь построили девять оранжерей.

Планировка сада

Под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники и огородники. Геометрически правильная территория будущего парка делилась продольными, лучистыми и поперечными аллеями.

На центральную аллею, широкую и продольную, выходят фигурные цветники. За цветниками – аллеи молодых лип. Кроны деревьев подстригали в форме куба, шара или пирамиды. Рассаженные вдоль прямых аллей подстриженные деревья образовывали стены-шпалеры высотой 3 метра.

Интересно! В зелёных рукотворных стенах устраивали ниши для статуй.

Фонтаны

Особую роскошь придавали Летнему саду фонтаны: 50 водомётов, устремлённых вверх, соперничали по красоте со знаменитыми фонтанами Версаля. Водоёмы фонтанов изготовляли из мрамора, украшали раковинами и резным деревом, мрамором и свинцовыми позолоченными вазами.

В саду несколько фонтанов

Постоянное журчание струй воды, рябь и всплески в огромных чашах, сверкающие перламутром и серебром брызги наполняли сад жизнью.

Неподалёку от центральной аллеи по велению Петра вырыли огромный овальной формы пруд, в центре которого устроили небольшой островок с красивой беседкой.

Журчание воды создает особый фон

Временами на остров прибывал император, которого перевозил по воде на небольшом челне придворный карлик, ловко управляясь с посудиной. Здесь царь в тишине и одиночестве обдумывал государственные дела.

Скульптуры и павильоны

В Летнем саду строили Лабиринты – запутанную планировку дорожек, пересекающихся между собой. Площадки, образованные такими дорожками, украшали фонтанами, беседками и скульптурами. Летний сад украшают 200 скульптур: герои античной мифологии, учёные и философы древнего мира.

Сад украшают 200 скульптур

В 1714 году построили Грот – красивейший садовый павильон, украшенный разноцветным мрамором и раковинами, резными мраморными нишами, скульптурами и органом. Яркая роспись купола, зеркала и резьба, декоративные тропические растения и мраморные полы дополняли убранство Грота, который называли диковинкой Петербурга.

Осуществилась мечта русского императора. В безоблачный день в саду всё струилось, переливалось, сверкало, воздух наполнялся ароматом душистых трав и цветов, слышалось журчание фонтанов и пение птиц.

Садовый павильон

Интересно! В 1720 году Пётр I сказал: «Если проживу еще три года, буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля».

С середины XVIII века Летний сад перестал считаться царской резиденцией и его разрешили посещать петербургской знати, а с 1755 года сад открыли для публичных гуляний. Так Летний сад стал лучшим местом Петербурга для прогулок и отдыха.

Статуи античной мифологии

Летний дворец Петра I

Одновременно с закладкой сада началось строительство летнего дома для Петра I. Чтобы лично контролировать работы в новом саду, государь приказал возвести императорскую резиденцию вблизи сада.

Летний дворец Петра I в 19 веке

Царский дворец, заложенный в 1711 году, построили не в центре сада, как было принято в те времена. Резиденцию возвели в уединённом углу, на окраине парка, у самой воды. Император, тяжело переносивший шум, устроил новый дом, названный Летним дворцом, для отдыха и личных занятий. Летний дворец дал одноимённое название вновь возведённому парку.

Пётр торопился со строительством нового дома – 17 апреля 1712 года император поселился в Летнем дворце. Царя не волновало то, что отделка не закончена: ещё вовсю штукатурили стены и настилали полы. Для ускорения работ вместе с Петром во дворце жил архитектор Андреас Шлюттер, приехав из Берлина завершить строительство.

Архитектура Летнего дворца

Двухэтажный дворец для Петра построили на месте обжитой шведской мызы. Государь лично составил проект, который подкорректировал архитектор Доминико Трезини. Отделка и планировка здания подчинялись запросам и вкусам императора.

Летний дворец в наши дни

Прямоугольное кирпичное сооружение в виде голландского домика в стиле петровского барокко выглядит строго и неброско. Лужёное железо четырёхскатной кровли выкрашено в серый цвет, под сланец. Крышу дворца венчает позолоченный флюгер в виде Георгия Победоносца с поверженным змием. По бокам – водостоки в форме крылатых драконов, множество окон с декорированными наличниками.

Цоколь здания – из тёсаного камня, фасад дворца и лепной фриз украшают 29 барельефов, созданных в технике ручной намазки на высоте между первым и вторым этажом. Главная тема барельефов – прославление побед России в Северной войне.

Дополняют украшения фасадов сказочные морские обитатели: тритоны, ниреиды, дельфины и морские кони в чешуе с рыбьими хвостами.

Две стороны дворца обращены на Неву и Фонтанку, с третьей – искусственная гавань с пристанью для небольших галер, так что к главному входу подплывали на лодках. Дворец, окружённый водой, напоминал плывущий корабль.

Барельеф над входом

Над входом, обрамлённым чёрным мрамором, – барельеф, изображающий Минерву. Могущественная древнеримская богиня, мудрая покровительница воинов, стоит с многочисленными военными трофеями.

Интерьеры

Интерьеры дворца сохранились до наших дней такими, как были при Петре I. Комнаты дворца хранят атмосферу семейного уюта. Больших залов во дворце не запланировано. На каждом этаже – по 7 комнат, которые вполне удовлетворяли потребности семьи.

Летний дворец, интерьеры

Все комнаты соединёны между собой внутренними коридорами. Здесь Пётр разговаривал с близкими, отвлекался от государственных дел и чувствовал себя отцом семейства.

Комнаты первого этажа

Внизу – покои императора и Приёмная, где Пётр принимал жалобы и просьбы.

Бюро Петра

В вестибюле, украшенном панелями из резного дуба,– портреты сподвижников Петра:

  • Александра Менщикова,
  • Петра Толстого,
  • Франца Лефорта,
  • Фёдора Головина,
  • Фёдора Апраксина,
  • Якова Брюса,
  • Михаила Голицына,
  • Тихона Стрешнева,
  • Бориса Шереметева.

В Приёмной – рабочий стол Петра с письменными приборами. Здесь же – Ветровой прибор: три стеклянных табло среди резной деревянной фигуры, похожей на корму уходящего корабля. Прибор соединён с флюгером, установленным на крыше, и до сих пор исправно работает.

Кабинет Петра

Кухня и столовая во дворце расположены рядом. В столовой семейство завтракало, обедало, ужинало. Пётр, любивший пообщаться во время застолья, обычно приглашал на обеды одного или двух гостей.

Интересно! Император с удовольствием ел самые незамысловатые блюда, в их числе – гречневая и перловая каши.

В углу кухни, отделанной голландской плиткой, – гранитная чёрная раковина: во дворце было проведено водоснабжение. Огромная вытяжка поглощала запах пищи, который не должен расползаться по императорским покоям.

Круглый стол

На первом этаже находится и Карцер для наказания за провинности. Сюда под арест сажал сам император, и сам же потом выпускал виновных на свободу. На первом этаже устроен и Нужный кабинет, так Пётр называл туалетную комнату, оборудованную канализацией.

Служебные помещения устроены так, что прислуга не появлялась в парадных покоях без разрешения хозяев.

Комнаты второго этажа

На втором этаже жили жена и дети императора. В покои императрицы ведёт крутая лестница из дуба напоминающая корабельный трап, ведь Пётр видел свой дворец подобием фрегата.

Картинами с изображением морских судов и сражений, лепниной с позолотой украшен Зелёный кабинет. В шкафах, стоящих здесь, хранились зарубежные диковинки, привезённые из-за границы.

Кровать петровских времен

В спальне Екатерины I – бархатная кровать и зеркало, окантованное деревянной резной рамой, которую вырезал собственноручно Пётр I. Царь-реформатор владел 14 ремёслами и не чурался никакой работы.

Любимая комната государя в Летнем дворце – Токарная. Здесь он вытачивал изящные вещицы из кости и дерева, принимал сановников и обдумывал государственные дела.

Токарная, музей

В Детской комнате с оригинальной китайской обивкой рос сын Екатерины и Петра, резвый любознательный мальчик. Будущему российскому императору суждено было прожить только четыре года.

В Танцевальном зале дочери Петра I разучивали танцы. Пётр, любивший танцевальные вечера, хотел, чтобы его дочери хорошо танцевали.

Дворец после смерти Петра I

В 1725 году, после смерти Петра, дворец опустел. При Екатерине I, недолго царствующей после смерти мужа, здесь заседал Верховный тайный совет, орган высшей власти. Потом во дворце жили придворные и сановники.

При Александре I во дворец Петра I начали пускать публику. В 1903 году, к 200-летию Петербурга, во дворце открыли выставку памяти Петра Великого. В 1934 году здесь открыли историко-художественный музей.

Парк доступен для прогулок

Реставрация дворца, пострадавшего во время Великой Отечественной войны, началась сразу после Победы, и в 1947 году музей открыли для посетителей. В 2014-2018 годах проведена новая реставрация. Сегодня Летний дворец – филиал Русского музея, открытый для посетителей.

Музей Петра I знакомит с прошлым , когда Русь была Российской Империей, одной из сильнейших морских держав в мире, когда начала расцветать культура и развиваться наука, строились новые учебные заведения.

Летний дворец – филиал Русского музея

Летний дворец – образец творчества первого императора России, в архитектуре сооружения отображена личность Петра I, личность своеобразная и великая

Видео: символы Летнего сада

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (58 оценок, среднее: 4,79 из 5)
Загрузка...