Содержание
Цвингер – дворцовый ансамбль в Альдштадте – историческом центре города Дрездена, столицы Саксонии. Памятник немецкого барокко состоит из изящных нарядных павильонов, объединённых галереями, и здания Дрезденской картинной галереи.
Взгляд сквозь века
Слово «Цвингер» – средневековый немецкий военный термин, который обозначает узкое пространство между внутренними городскими стенами и внешними укреплениями. В 1547 году Дрезден стал столицей Саксонии, где находилась резиденция курфюрстов – влиятельных германских князей, поэтому для безопасности нужна была мощная крепость.
Прорвав первую линию обороны, противник попадал в каменную ловушку под обстрел с обеих сторон. В XVII веке положение изменилось: улицы Дрездена вышли за пределы городских стен, и такие сооружения оказались ненужными.
В 1709 году по приказу курфюрста Саксонии Августа Сильного на пустующем Цвингере выстроили оранжерею, где выращивали экзотические деревья и цветы. Позднее на месте бастиона устроили площадь для развлечений с амфитеатром, где проводились спортивные игры, пиры и праздники.
Летом 1719 года к свадьбе крон-принца Августа III с принцессой Марией, дочерью императора Иозефа II, в Цвингере развернулось грандиозное строительство. На месте унылых стен и бастионов возвели новые сооружения, торжественные и праздничные.
Постепенно, следуя изменившейся моде, оранжереи и павильоны для увеселений превратили в культурный центр, и в 1727 году по приказу курфюрста здесь открыли музей европейского искусства и достижений немецкой науки.
Дворцовые коллекции пополнялись экспонатами, на которые саксонские правители не жалели денег.
Невосполнимую утрату нанесли Цвингеру войны и пожары. В 1931 году нацисты, пришедшие к власти, сожгли коллекции художников-модернистов и абстракционистов. Во время Второй мировой войны сотрудники музея спрятали часть художественных собраний в заброшенных рудниках, но вывезти оттуда удалось не всё. Здания музейного комплекса превратились в дымящиеся руины, сгорели картины большого формата.
Новое время в жизни Цвингера
В 2017 году обновили интерьеры комплекса, стены залов – голубого и красного цветов, картины выставлены на зелёном фоне и бархатисто-сером. В 2019 году обустроили Музей скульптуры с коллекциями античных и средневековых изваяний.
Сегодня архитектурное чудо – дворцовый комплекс Цвингер – важная достопримечательность Дрездена, где приятно провести время, любуясь изящными сооружениями гуляя по ухоженному внутреннему двору с фонтанами и клумбами.
Традиция музея – симфонические концерты в залах, которые проводят музыканты Дрезденской оперы. Музыкальная программа каждого концерта посвящается одной из знаменитых картин собрания.
Блистательный Цвингер – архитектурное творение барокко
«Барокко» в переводе с итальянского – «причудливый», «склонный к излишествам». Здания, построенные по законам барокко, обильно украшают причудливые и живописные архитектурные детали.
Цвингер поражает великолепной, вызывающе пышной красотой. Светлое золото камня-известняка и архитектурные силуэты, шум искрящихся каскадов и изысканные цветочные клумбы, изящная лепнина и каменная резьба сливаются в мелодию пластики.
Архитектурный облик Цвингера
Комплекс сооружений Цвингера, будто сказочное королевство. В центре Цвингера – прямоугольный двор с фонтанами, цветущими клумбами и старинными фонарями. Периметр пространства обрамляют одноэтажные арочные галереи с плоской крышей и павильонами в форме подковы.
У входной арки – конная статуя создателя Цвингера, курфюрста Августа II. Входная арка – Коронные ворота – необычной архитектуры: соединение надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки. Купол венчает позолоченная польская корона – атрибут власти Августа Сильного, которую поддерживают четыре позолоченных орла. Окружают купол 8 скульптур в человеческий рост.
Павильоны комплекса
Самая высокая часть Цвингера – Павильон на валу. Здание, окружённое ровными рядами колонн, украшено аллегорическими фигурами, вводящими тщеславного Фридриха Августа в круг римских богов. Венчает павильон Геракл, в образе которого изображён курфюрст, держащий небесный свод, пока титан Атлас ходил за золотыми яблоками.
Слева от входа – Французский павильон, названный так потому, что на верхнем этаже в то время размещались полотна французских живописцев. У входа в павильон – грот Нимфебат (Купание нимф), подлинная роскошь саксонского барокко.
В струях фонтанов и нишах каменных стен, в замкнутом дворике, замерли статуи танцующих красавиц, за которыми с восторгом наблюдают сатиры – необыкновенные божества. На откосе старинного крепостного вала – гроты с фонтанчиками и скульптурные композиции, с террас из чаши в чашу ниспадают журчащие водопады.
Чудесное творение архитектора Готфрида Земпера – Павильон колокольчиков. Здесь устроены часы-куранты с колокольным звоном, который производят сорок колоколов разных размеров из позолоченного фарфора. Каждый колокол – со строго выверенной тональностью звучания.
Куранты воспроизводят мелодичный звон каждые четверть часа, затем полчаса и полный час, причем разными мелодиями. В праздники колокольчики исполняют торжественную музыку.
Музеи Цвингера
В зданиях Цвингера – картинная галерея Дрездена, музей фарфора, оружейная палата и физико-математический салон.
Дрезденская картинная галерея
Дрезденскую картинную галерею называют Галереей старых мастеров XV-XVIII веков. В середине XIX для галереи выстроили отдельное трёхэтажное здание с анфиладой залов и украсили полотнами мастеров эпохи Возрождения.
Основа коллекции – картины немецких и голландских мастеров, собранные саксонскими курфюрстами. Постоянная экспозиция Дрезденской галере – 750 картин, тысячи полотен – в запасниках.
Здесь экспонируются полотна:
- Боттичелли;
- Корреджио;
- Тициана;
- Джорджоне;
- Ван Дейка;
- Рембрандта;
- Рубенса;
- Якоба ван Рейсдала;
- Веласкеса.
Сикстинская Мадонна
Знаменитая работа Рафаэля – «Сикстинская Мадонна» изображает Богоматерь с Иисусом Младенцем на руках. Полотно размером 2,5*2,0 метра написано художником маслом на холсте в 1512 году по заказу Папы Римского Юлия II для украшения алтаря бенедиктинского монастыря святого Сикста в итальянском городе Пьяченца.
Перед ступающей из облаков Мадонной склоняются небесные покровители Пьяченцы – святая Варвара и святой Сикст. Глядя на картину и восхищаясь мастерством художника, перед нею заплакал Антонио да Корреджио, мастер драматических сцен, художник Возрождения.
Два столетия картина, висящая над алтарём провинциального монастыря, была неизвестна. Однажды её обнаружили посланцы короля Августа III, скупавшие для курфюрста произведения искусства в Европе. Несколько лет саксонский князь вёл переговоры с Папой Бенедиктом XIV, добиваясь разрешения купить картину.
В 1754 году венценосный ценитель живописи купил полотно Рафаэля за 20 000 цехинов, что соответствует 70 килограммам золотых слитков. Король Август часами рассматривал полотно и передвинул свой трон так, чтобы постоянно созерцать «Мадонну».
В Королевском музее «Сикстинской Мадонне» отдали отдельный роскошный зал. В 2012 году в Цвингере провели юбилейную выставку, посвящённую 500-летию создания знаменитой картины.
Девушка с письмом
«Девушка с письмом» – полотно кисти голландского художника Яна Вермеера. Девушка у открытого окна читает письмо от любимого: намёк на любовный сюжет скрыт под слоем краски, Живописец изобразил за окном Амура, но по какой-то причине скрыл бога любви
Шоколадница
«Шоколадница» – известная картина Жана Этьена Лиотара изображает молодую немецкую горничную, несущую на подносе чашку горячего шоколада. Выставленную в Венеции, картину в 1744 году купил для дрезденской галереи граф Франческо Альгаротти, доверенное лицо саксонского курфюрста.
Спящая Венера
«Спящая Венера» – полотно венецианского художника Джорджоне, написанное в 1521 году, изображает римскую богиню любви. Под впечатлением этой картины последующие поколения художников создали образы своей Венеры: Тициан и Рембранд, Рубенс и Луссен, Веласкес, Гоген и Мане.
Динарий кесаря
Картина, написанная Тицианом, отражает библейскую притчу о Христосе и фарисее. Полотно создано на контрасте высокого и низкого, светлого и тёмного. Иисус, отвечая на провокацию фарисея, сказал так: «Воздай Богу Богово, а Кесарю – кесарево!»
Блудный сын в таверне
Рембранд изобразил на картине, как блудный сын в таверне наслаждается жизнью с бокалом игристого вина за накрытым столом. О том, что за всё придётся платить, напоминает грифельная доска в углу изображения.
Охота на вепря
В полотне Рубенса – всё наполнено движением. Кульминационный момент, когда Тесей вонзает копьё в грудь загнанного зверя. Остальные: измождённые 10-дневной охотой люди, лошади, вставшие на дыбы, – застыли в напряжении.
Музей фарфора
Август Сильный, страстно любивший фарфор, в шутку называл своё увлечение «фарфоровой болезнью». В 1710-1730 годах он собрал крупнейшую коллекцию фарфора в Европе. Теперь в музее 35000 предметов китайского, японского и мейсенского фарфора.
Саксонские правители после смерти Августа Сильного потеряли интерес к коллекции и хранили её в подвалах. В начале XIX века о необычном собрании вспомнили и составили справочник о марках фарфора и фаянса коллекции Августа.
Коллекция представлена в трёх галереях и двух залах Фарфорового павильона. Здесь – изделия, произведённые в Китае (1368-1644 годы), японский фарфор XVII-XVIII веков. В экспозиции отражена история мейсенского фарфора.
Расписные вазы и столовая посуда, чайные сервизы и скульптурные композиции: на драгоценный фарфор курфюрст тратил огромные деньги. Как-то саксонский правитель выменял у прусского короля, с которым велась война, старинные китайские вазы, отдав за них сотни пленных солдат и офицеров противника.
Открытие мейсенского фарфора
Во всём великолепии в музее представлен мейсенский фарфор. Немецкие учёные по приказу Августа Сильного разгадывали тайну производства фарфора. Оказалось, что основной элемент в структуре фарфора – минерал каолинит, месторождения которого обнаружили в Саксонии.
Рудники засекретили, приставив охрану, и через 2 года в саксонском городе Мейсен открыли Королевскую фарфоровую мануфактуру. Секрет производства мейсенского фарфора охранялся суровым законом, за разглашение полагалась смертная казнь.
Саксонские фарфоровые изделия
Мейсенские фарфоровые сервизы украшали столовые европейских монархов и аристократов, в Мейсене делали фамильные сервизы и для русских императоров. Фарфор, произведённый в Саксонии, представлен великолепной посудой, вазами и декоративными статуэтками, многофигурными композициями и табакерками с раскрашенными барельефами.
Яркие букеты из цветного фарфора скомбинированы с металлом. Здесь – мелодичные колокольчики и зоосад с фигурками животных, изящные настольные статуэтки и фарфоровые каминные часы, даже керамические монеты, которые поступали в денежный оборот Германии, и серия памятных медалей в фарфоровых футлярах.
Физико-математический салон
Экспонаты салона демонстрируют, как менялась наука. Здесь 300 лет хранится коллекция подлинных научных приборов эпохи Просвещения. В знаменитый период стремительного прогресса науки этими приборами пользовались европейские учёные.
С помощью простых приспособлений совершены великие открытия и технологические прорывы, плодами которых люди привычно пользуются и сегодня.
В 1728 году Август Сильный учредил Королевский кабинет физических и математических приборов, в четырёх залах которого тысяча старинных приборов, покрытых позолотой. В коллекции – древние карты мира и глобусы, часы, показывающие время в разных часовых поясах.
Механические хронометры и телескопы, призмы, одометр – предшественник спидометра, а также измерительные уровни и приборы для определения угла наклона солнца – всё вызывает неустанный интерес.
В музее представлены музыкальные автоматы: музыкальный часовой шкаф, созданный в 1625 году. На его полочках – статуэтки, которые приводятся в движение с помощью заводного ключа. Демонстрации проводятся по особым случаям.
Автомат «Шиворот-навыворот» создан в 1590 году. В центре конфигурации – обезьяна, которая сидит в костюмчике и с барабанными палочками в руках. Обезьяна вращает глазами и каждый час бьёт барабанную дробь. После этого начинается движение диска с зверушками и охотниками, причём, животные гонятся за охотниками.
Главный экспонат салона – паскалика, прибор, созданный Паскалем в XVII векеЮ, прообраз калькулятора.
Оружейная палата
Оружейная палата интересна коллекцией из 10000 экземпляров средневекового оружия и рыцарских доспехов. Коллекция – бывшая личная собственность курфюрста Саксонии. Парадное оружие, сделанное из ценного материала, богато украшено драгоценными камнями.
Восточное оружие, доставшееся курфюрсту как военная добыча над турками, украшает снаряжение верховой лошади. Роскошные сёдла, украшенные вышивкой из золота и серебра, чепраки, расшитые жемчугом и драгоценными камнями, позолоченные латы для всадников – всё покоряет воображение.
В музее много огнестрельного оружия – 1400 пистолетов и 1600 ружей. Холодное оружие – 2200 предметов – представлено мечами, саблями и кинжалами. Меч 1590 года – 3,5 метра в длину.