Массандровский дворец в Ялте

Массандровский дворец в Ялте

Массандровский дворец расположен в Крыму, на северо-востоке от Ялты, около небольшого поселка Массандра. Это один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма.

Дворец Александра III, сказочный замок посредине леса, привлекает своей легкостью и изяществом. Здание четко вырисовывается островерхой крышей на фоне покрытых лесом гор.

История Массандровского дворца

История дворца загадочна и любопытна. Инициатором строительства был князь Семен Михайлович Воронцов. Боевой генерал, участник военных походов, он на старости лет решил завести собственные апартаменты в красивом и теплом месте.

К возведению Массандровского ансамбля приступили в 1881 году. Через год работы пришлось прекратить из-за ухода владельца в мир иной. Недостроенный дворец наследники Воронцова продали императорской семье.

Дворец Александра III

С 1889 года начинается история Массандры как императорской резиденции. Царь поручает достроить дворец крупнейшему русскому архитектору Максимилиану Егоровичу Месмахеру.

Архитектор до неузнаваемости преобразил дворец, превратив аскетический рыцарский замок в сказочный терем. Под его руководством построили третий этаж, фасад сделали более пышным при помощи декоративных элементов.

Открытые галереи, витые лестницы, шикарные балконы и террасы придали строению презентабельный вид. Также были отделаны внутренние помещения, облицованы плиткой парковые дорожки и лестницы.

Месмахер выбрал для царского дворца стиль раннего барокко времен Людовика XIII. Проект предполагал постройку флигелей, работа продвигалась быстро, но неожиданная смерть Александра III прервала строительство.

По желанию сына Николая II в память об отце дворец был достроен и сохранил его имя. Особого же интереса к Массандре молодой царь не проявлял, лишь иногда останавливаясь здесь для отдыха после охоты. Новый дворец так и не был обжит.

В трехэтажном здании были построены только спальни императора и императрицы, их кабинеты, несколько комнат для отдыха и помещения для прислуги.

Дворец в стиле раннего барокко

Дворец очень компактный, он предназначался только для отдыха императорской семьи. В нем нет ни огромного бального зала, ни больших комнат для приемов. Царское семейство наведывалось во дворец, но ни разу не оставалось там на ночлег.

Назначение в советский период

В советское время в течение 12 лет дворцовый комплекс служил туберкулезным санаторием. После Великой Отечественной войны в нем обустроили институт виноградарства. Дворец облюбовала партийная верхушка, и с 1948 года он служил тщательно охраняемой резиденцией для генсека КПСС. Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев.

После присоединения Крыма к России в 2014 году дворец передан под административную ответственность Управлению Делами Президента Российской федерации. 1 июня 2017 года на территории Массандровского дворца торжественно открыли бюст императора Александра III работы скульптора А.А. Аполлонова.

Фото из архива

После распада СССР здание превратилось в достопримечательность и является филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея. Сейчас в залах восстановлены исторические интерьеры, выставлены подлинные экспонаты семейства Романовых.

В музее находятся уникальные предметы быта: камин из цельного куска коричневого мрамора, люстра ручной работы, мебель из красного дерева, зеркала изначального интерьера. Во дворце и теперь так же уютно, как и 100 лет назад. Миллионы туристов со всего мира посещают ежегодно сказочный дворец-музей.

Архитектура дворца

Массандровский дворец возводили из природного камня теплых желтовато-коричневых оттенков. Внешний вид его завораживает изящностью и сказочной красотой.

Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша. Стреловидное завершение башен, высокие каменные трубы придают строению устремленность ввысь. Дворец кажется легким и изящным.

Стреловидное завершение башен

Западный фасад обрамляется открытыми террасами и галереями, балюстрадами и витыми лестницам с ажурными решетками. Дополняет композицию разноуровневая фигурная кровля, мансарда, каменные фронтоны с резьбой, вазы.

Каменные резные колонны с факелообразным завершением предназначены для световых фонарей. В отделке фасадов архитектор применил метлахскую керамическую плитку. В интерьерах – витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской.

Гармонично соединенные элементы архитектуры и изобразительного искусства создают неповторимый облик в оформлении дворца.

С восточной стороны здания – подпорная стена, построенная с практической целью, чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушили дворец. Украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она гармонично вписывается в дворцовый комплекс. Даже высокая труба «кочегарки», стилизованная под минарет, гармонирует с узором изразцовой крыши.

Подпорная стена

Вся поверхность стены живописно выложена метлахской плиткой, украшена декоративными узорам, ее красота манит взгляд, очаровывает.

Кровля выложена чешуйчатым графитным шифером. Вокруг дворца были установлены 29 скульптур. Среди них статуи Цезаря, Софокла, Эсхила, а дальше скульптурный ряд продолжают сатиры и химерные драконы.

Сатиры – демоны плодородия, все они разные, и каждый изображен играющим на своем инструменте. Задача химер – отгонять злых духов, поэтому все они очень серьезные и сосредоточенные.

Церковь императора

Напротив дворца – восьмиугольный бассейн с фонтаном и золотыми рыбками. От бассейна к дворцу ведет широкая лестница, которую «охраняет» женщина – сфинкс, тело животного с верхней частью молодой девушки.

Лестница в форме полукруга приводит к дороге, ведущей в храм, который возродил граф Воронцов. Новый храм оригинально смотрелся на фоне густого леса. Его колокольню тоже разместили на ветвях старого дуба.

Восьмиугольный бассейн с фонтаном

Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм заставляли задуматься о вечности. Освятили его в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Из-под алтаря церкви вытекал источник, который образовал небольшой водоем, украшенный иконами. Храм посещали члены императорской семьи. После революции храм снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох.

Интерьер дворцовых палат

В оформлении внутреннего убранства дворца сказались вкусы заказчика – Александра III.

Крупный и рослый мужчина, царь лучше чувствовал себя не в больших парадных апартаментах, а в маленьких уютных комнатах. Поэтому все они были небольшие с невысокими потолками. Каждая из комнат неповторима и оригинальна.

Зал с с невысокими потолками

Атмосфера уюта и тепла царит везде:

  • Просторный вестибюль с толстыми стенами, арками, узкими окнами
  • Строгая приемная императора с дубовыми панелями, с объемной резьбой. на дверях.
  • Бильярдная, украшенная картинами известных художников.
  • Приемная императрицы с лепниной на высоком потолке, зеркалом-трюмо и встроенным книжным шкафом.
  • Торжественный кабинет царя с портретами членов семьи.
  • Кабинет императрицы, украшенный фарфоровыми вазами и камином из коричневого мрамора.
  • Интимная опочивальня с резными шкатулками императрицы.
  • Уютная парадная столовая с камином, изящным столовым сервизом и встроенным в стену буфетом.
  • Нарядная праздничная гостиная императрицы, очень уютная, без помпезности.
  • Изящная винтовая лестница, ведущая на второй этаж.

Кабинет императрицы

Внутреннее убранство комнат очень красивое, их отделкой занимались лучшие мастера того времени.

Согласно моде, архитектор при убранстве комнат использовал разные породы дерева: дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украшены изразцами. Все двери – олицетворение искусства выжигания панно по дереву.

Разные породы дерева

Расписные и лепные потолки, резные панели, резьба по мрамору, красная медь в обшивке каминов, витражи, живопись по стеклу – все это создает особую атмосферу уюта, домашнего тепла.

Приглушенный мягкий свет, льющийся сквозь цветные стекла дверей, вызывает чувство покоя. Массандровский дворец предназначался для семейного отдыха без присутствия посторонних.

Лепные потолки

Задуман и построен дворец по последнему слову инженерной мысли – динамо-машина и мощный котел снабжали царский двор электроэнергией и теплом.

Придворцовый парк

После окончания строительства на территории имения заложили парк. На площади в 42 га растет более 150 видов зеленых насаждений. Обустройством садового комплекса занимался знаменитый немецкий садовник Карл Кебах. В 1822 году на месте грабового леса он заложил парк в английском стиле.

Парк формировался постепенно – местные дубово-грабовые леса ежегодно заменяли привозными экзотическими деревьями и кустарниками. Массандровский парк состоит из трех последовательно снижающихся уровней с секвойями-великанами и цветочными склонами по сторонам. Композиция дворца и парк создают уникальный неповторимый ансамбль.

Придворцовый парк

У самого дворца – газоны, цветники и невысокие кустарники. Все клумбы придворцового пространства засажены розами, наполняющими воздух пьянящим ароматом.

На территории растут разные виды роз, есть сад ароматов, где размещены душистые розмарин, лаванда, мелисса, шалфей, бархатцы. Уникальные столетние кедры дарят прохладу и тень.

Цветочные насаждения плавно переходят в сенокосный луг. Зеленое раздолье обширными полянами взбирается к самому подножию гор.

А дальше – лиственные леса чередуются с сосновыми. В лесу проложили дорожки, устроили аллеи, обрамленные лавровыми кустами, разбили цветники.

Парк поражает множеством экзотических насаждений. Здесь прекрасно уживаются можжевельники, кедры, бамбук, кипарисы, средиземноморские сосны. Фруктовые деревья: фиги, лимоны, апельсины, маслины – все свидетельствует об особенности парка. Радует глаз самшит, тис ягодный, пиния, катальпа, мускатный шалфей.

Сейчас это один из лучших ландшафтных парков площадью 42 га. Атмосфера уюта, тепла и отдыха постоянно присутствует в сказочном тереме – Массандровском дворце государя Александра III.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (39 оценок, среднее: 4,82 из 5)
Загрузка...