Содержание
Величественный монумент – колонна Марка Аврелия, возведен в Риме на одноименной площади Колонны в честь триумфальных побед римского императора Марка Аврелия над варварскими племенами в северных краях Италии.
Марк Аврелий – легендарный римский император
Марк Аврелий – римский император (121-180 годы), политический деятель, философ и мыслитель, правил Великой Римской империей с 161 по 180 год до своей смерти.
Страсть к знаниям и ответственность – с детства
Марк Аврелий родился в 121 году н.э. в богатой римской семье. Отец рано умер, и мальчика усыновил сенатор Антонин Пий, жена которого была родной сестрой отца Марка. Приемный отец не жалел денег на образование сына, который с детства полюбил философию. Мальчик учился риторике и латыни в лучших школах Афин.
Талантливого и способного подростка выбрал своим преемником правящий император Адриан. На 15-летнего Марка Аврелия Адриан возложил огромную ответственность – организацию римских празднеств, проводимых императором.
Разумная строгость
Своего преемника Адриан готовил серьезно: в 19 лет Марк стал консулом – должностным лицом, обладающим высшей гражданской и военной властью. Будущий император на должности консула проявил строгость и требовательность, но в то же время покорял окружающих простым и доброжелательным обращением.
Марк Аврелий во время правления Адриана формировал легионы, созывал Сенат, отвечал за финансы и правосудие, обсуждал и предлагал новые законы.
Мудрость императора
Изучив юриспруденцию и ораторское искусство, в 161 году 40-летний император взошел на престол. Новое положение ко многому обязывало Аврелия: Марк правил мудро, рассудительно и благородно, усовершенствовал судебную систему, ограничил жестокость гладиаторских боев, искренне желая сделать мир лучше.
Желая воспитать молодых людей умными и ответственными, Марк Аврелий учредил в Афинах за счет государства 4 кафедры по изучению философии. Император заботился о народе. Когда бесконечные войны истощили казну, он заложил все ценности своей семьи и распрощался с художественными произведениями, принадлежащими ему, чтобы наладить жизнь в государстве.
Народ восхищался своим правителем, которому пришлось нелегко. Первые пять лет правления ознаменовались Парфянской войной. Парфия, могущественное царство, владеющее восточными землями, приближалось к римским владениям, перекрывая Риму путь на Дальний Восток.
Защитник границ государства
На империю обрушились и другие несчастья: эпидемия чумы, неурожаи и голод. Внутренними трудностями страны воспользовались древнегерманские племена маркоманов. В 166 году они подошли к восточным границам Италии и разрушили провинции – так началась Маркоманская война.
Марк Аврелий – правитель величайшей империи, всю жизнь ненавидевший войну, 14 лет из своего 20-летнего правления провел в военных лагерях. Защищая границы, он лично возглавил борьбу против германских племен. Во время военных походов в ночные часы отдыха занимался наукой – писал труды по философии и метафизике.
Мысли Марка Аврелия, записанные во время походов, стали афоризмами: «Ваши мысли становятся вашей жизнью», «Твоя душа приобретает цвет твоих мыслей».
Император остановил натиск вражеских племен и собирал новую армию легионеров, чтобы захватить земли противника, однако в 180 году скончался от чумы, находясь в походе далеко от Рима.
В памяти современников Марк Аврелий остался заботливым и терпимым человеком долга, доброжелательным и справедливым правителем, который умел ограничивать себя во всем, уважая других. В то же время император вынужденно временами проявлял жестокость, защищая империю от врагов.
Маркоманская война закончилась мирным договором – Риму вернули довоенные границы. Эпизодами из этой войны украшены рельефы колонны Марка Аврелия.
История империи в рельефе
В память о правителе величайшей империи, известной всему миру, в 180 году после смерти Марка Аврелия установили памятник.
Возведение колонны Марка Аврелия
В северной части Рима в центре площади – монументальная колонна, высота которой вместе с пьедесталом – 42 м. Ствол колонны изготовлен из 28 блоков отборного каррарского мрамора, привезенного из Америки. Сооружение украшает названную в его честь площадь Колонны.
За много веков монумент осел в землю, так что теперь высота колонны – 29,6 м, высота пьедестала – 10,2 м. Диаметр конуса сооружения – 3,7 м. Внутри полого конуса колонны – винтовая лестница с 203 ступеням, ведущими к вершине монумента. От полной темноты лестницу спасают лучи света, просачивающиеся сквозь художественный рельеф колонны.
Лестница строилась одновременно с возведением колонны – через каждые полметра ступени устанавливали очередной внешний мраморный блок. На верху колонны, на квадратной площадке, первоначально возвышалась скульптура Марка Аврелия, утерянная со временем.
В 1598 году по приказу папы Сикстуса V монумент отремонтировали, наверх установили бронзовую фигуру апостола Павла.
Особенности сооружения
Строительство памятника требовало много сил, времени и затрат, ведь поверхность колонны сплошь покрывают идущие по спирали сложные сюжетные барельефы, повествующие о событиях Маркоманской войны. В верхней части колонны – сцены битвы римлян с сарматами, в нижней части – с германскими племенами. Разделяет описание фигура богини Победы со щитом.
Каменный рельеф колонны вырезан так, чтобы глубина его элементов была неодинаковой. Это создает особую игру света и теней, рисуя динамичную реалистичную картину сражений.
Воины с колонны
Рельефы рассказывают о дунайских и маркоманских войнах Марка Аврелия, которые он вел с 166 года до своей смерти.
Победа над языгами
Особенно трудной была борьба римских легионов с языгами и квадами. Переломный момент в войне императора с язычниками-варварами – пересечение реки Дунай. Зимой на покрытом льдом Дунае военные столкновения противников были особенно опасны.
Могущественной армии Марка Аврелия победа далась нелегко. Чтобы не скользить и не попасть под удары языгов, легионеры раскладывали на лед щиты и, наступая на дерево, гнали противника. Большая часть армии языгов полегла на поле битвы, воины, оставшиеся в живых, бежали от Дуная.
Легионеры в доспехах и шлемах догоняли убегавших: выразительные фигуры барельефов не оставляют сомнения в превосходстве армии Марка Аврелия в этом сражении.
Борьба с квадами
Вдохновенный победой, Марк Аврелий повел армию покорять землю квадов, сражение с которыми пришлось на аномально жаркое лето. Рельефное изображение этого похода занимает центральное место на колонне в композиции, названной «Чудо дождя».
Квады с немногочисленным войском заманили мощную армию Марка Аврелия в западню и окружили, отрезав доступ к воде. Легионеры умирали от жажды на глазах, а с неба не падало ни единой капли.
Тогда весь 12-й легион вместе с командующим встал на массовую молитву, и случилось чудо: во время молитвы начался проливной ливень. Дождь спас армию Марка Аврелия, воспарявшие духом легионеры одолели противника, и победа над язычниками досталась христианам.
Барельефы запечатлели сцены, когда благодатный дождь взбодрил воинов, и легион снова стал боеспособным. Главная роль в композиции отведена Марку Аврелию.
Особенности изображение войны на колонне
Колонна Марка Аврелия, прославляя подвиги императора, в то же время показывает войну как жестокое и кровавое занятие. Батальные сцены барельефа, где изображены схватки римлян с германскими племенами, выражают сочувствие побиваемым германцам.
Римская конница атакует красивых, высоких людей, которые защищаются, как могут. Германцы бросают в римлян колеса от телег, горящие факелы и камни, мечи и сосуды с горячей водой, но это не приносит римлянам никакого зла.
Римские всадники преследуют конных германцев, которые умирают, лежа на земле. Победоносные римляне угоняют скот и кирками разрушают германские жилища.
Через батальные сцены барельефов проходит мысль: «Горе побеждённым»! Вот римский воин вонзает меч в глаз германца, другой – поджигает дома, легионеры тащат за волосы варварских женщин и вырывают из их рук детей.
Вместе с этим живописный язык колонны подчеркивает имперское господство и авторитет главнокомандующего.
Монумент Марка Аврелия и время
Восхождение по внутренней лестнице на верх колонны в Средние века, превратившееся в развлечение, стало настолько популярным, что право взимать вступительный взнос ежегодно продавалось на аукционе.
Сегодня подъем по лестнице запрещён, поднимается только обслуживающий персонал. На площади возле колонны – главного символа Рима – располагается Палаццо Киджи, где заседает итальянское правительство.