Содержание
Колизей (с латинского языка «громадный, колоссальный») или амфитеатр Флавиев, сохранившийся до нынешнего времени и расположенный в центре Рима, в 3 км от самого маленького государства – Ватикана. Колизей – самая большая арена за историю человечества, знаменитая достопримечательность в мире, памятник архитектуры древнего Рима.
Амфитеатр – центр жестоких увеселительных зрелищ Древнего Рима, на арене которого убиты сотни тысяч людей и животных. Место, где песок молча впитывал литры крови, где даже корабли участвовали в сражениях. Здесь в едином порыве воздух разрезался возгласами десятков тысяч зрителей: на потеху толпе и патрициям устраивались гладиаторские бои и звериная травля.
Путешествие сквозь время
14 лет Римом правил деспотичный Нерон, ради власти убивший мать, прославившийся произволом. Отношения правителя с народом обострил великий пожар Рима, опустошивший 4 из 14 кварталов города и нанесший огромный ущерб еще 7.Поползли слухи, что пожар совершен по приказу царя, который желал построить дворец в центре города, занятого домами и лавками.
Дворец – Золотой дом Нерона – на склонах трех римских холмов на территории 120 га император заложил там, где рассчитывал. Рядом по прихоти Нерона создали искусственный пруд с соленой водой. Среди садов Нерон вознес себе гигантскую бронзовую статую высотой 37 метров в образе Колосса Родосского.
Окончания строительства правитель не дождался. Потерявшие веру в императора римляне, на стороне которых оказалась армия и Сенат, подняли восстание, которое Нерон не смог остановить. В 68 году царь покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло.
Колизей, которого нет
После кончины тирана на трон взошел военачальник Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, правивших римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец Нерона и заложить здесь фундамент для будущего Колизея – амфитеатра, предназначенного для развлечения народа Рима.
Веспасиан хотел преподнести гражданам Рима подарок и показать, что новая императорская династия заботится о них. Люди, помня о страшных годах правления Нерона, обрадовались и уверовали в нового императора.
Строительство Колизея
В 72 году на месте пруда Золотого дома Нерона заложили амфитеатр, на строительство которого привели 100 тысяч рабов, захваченных в войне с Иудеей. После 8 лет изнурительных круглосуточных работ в 80 году Колизей освещен сыном Веспасиана, императором Титом.
Рабы выполняли тяжелую работу, не требующую знаний – добывали травертин (ценный мрамор для строительства), доставляли на место, обрабатывали и поднимали наверх. Над оформлением Колизея трудились скульпторы, художники, инженеры, декораторы.
Помимо травертина использовали кирпич, бетон, вулканический туф. Кирпич и бетон – для внутренних перекрытий и перегородок, туф – для возведения верхних ярусов.
Для строительства потребовалось 100 тысяч кубометров натурального камня, для внешней стены – 45. Камни вытесывали и скрепляли стальными скобами, на изготовление которых ушло 300 тонн металла.
Конструкция здания
Колизей сооружен в форме гигантского эллипса, два полукольца, соединенные в форме овала, дали зданию название «двойной амфитеатр». Площадь арены 85 на 53 м. Здание амфитеатра поражает размерами. Сооружение 50 м в высоту (12-этажный дом), 189 м в длину и 156 м в ширину, площадь которого сопоставима с размерами 3 футбольных полей, – огромнейший амфитеатр античности.
Гениальное инженерное решение: фундамент толщиной 13 метров держит на себе арочную конструкцию из 240 арок, придающих зданию воздушный, легкий вид. Над арками нижнего яруса – арки среднего и верхнего ярусов по 7 метров каждая. Пролеты арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса, украшались статуями и полуколоннами. Стены – из бетона и кирпича из терракота, которого потребовалось один миллион штук.
Каркас Колизея – из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены. Над стенами – зрительные ряды. Над верхними рядами – навес по периметру амфитеатра с 240 мачтами и канатами, с помощью которых несколько тысяч обученных матросов натягивали громадный тент (веларий), заменявший потолок, защищая зрителей от дождя или палящего солнца. С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором и украшен статуями.
Места для зрителей
По периметру сооружения – 80 равномерно расположенных входов, за счет чего зрители заполняли и покидали Колизей за 10 минут. Входы украшали мраморные статуи богов и знатных горожан. Четыре входа предназначались для знатных особ. Центральный вход – для императора и свиты. 76 лестниц и коридоров располагались так, что представители одного сословия не встречались с другим.
Натиск толпы, стремящейся попасть внутрь, сдерживали ограждения: граждан Рима пускали в Колизей бесплатно, поэтому зрители заполняли амфитеатр до отказа. Здесь же раздавали бесплатную еду – императорская власть хлебом и зрелищами поддерживала авторитет.
Зрители рассаживались на сидениях шириной 35 см, расположенных в три яруса, строго по социальному признаку. Специальное место, возвышающееся над всеми (подиум), отводилось для императора, восседающего на троне под балдахином. Здесь же сидели члены императорской семьи, весталки (жрицы) и сенаторы.
В первом ярусе – городские власти, знатные горожане, всадники (сословие в древнем Риме). На втором ярусе – места для римских граждан – мужчин. Третий ярус занимали бедняки.
Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали. Император Домициан построил четвертый ярус без мест для сидения. Здесь стояли бедные женщины и рабы. Актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам запрещалось посещать Колизей.
Ставки на кровь
В Колизее проводились гладиаторские бои – сражения, травля и казнь диких животных. Первые гладиаторские битвы, продолжавшиеся 100 дней, проводились в честь победы императора Тита в Иудее.
Во время торжества убито 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году в честь победы императора Траяна в Дакии на арене Колизея провели игры с участием 10000 гладиаторов и 11000 диких животных длительностью 123 дня.
Развлечения в Колизее
При императоре Домициане, внуке Веспасиана, в амфитеатре построили подземный этаж – гипогей с двухуровневой системой клеток и тоннелей, где содержались дикие животные и гладиаторы, помещения для раненых и умерших. Участники битвы и декорации поднимались на арену подъемными механизмами. Через скрытые люки в деревянном полу на арену неожиданно выпускали диких животных, что чрезвычайно нравилось толпе зрителей.
Ревущая толпа умоляла императора освободить самого храброго гладиатора. Если гладиатору вручался деревянный меч, то он становился свободным человеком и навсегда освобождался от сражений.
Утренние игры – бои с животными. Толпу зрителей в Колизее развлекали бестиарии – гладиаторы, обученные биться с дикими животными: носорогами и львами, леопардами, слонами и крокодилами, страусами и жирафами, дикими лошадями и зебрами, тиграми и медведями. Часто без оружия к битве с дикими животными приговаривали преступников и военнопленных.
Вечерние игры – бои гладиаторов. Битвы между гладиаторами готовили тщательно. Соревнующихся подбирали по весу, росту, опыту, боевому навыку и стилю борьбы. Здесь бились рабы и военные, пленники и преступники. Через «Ворота Триумфа» гладиаторы выходили на арену, через эти же ворота возвращались выигравшие сражение.
Победителей награждали медалями, записывая в очередном бою победу. Бывший воин, закончивший участвовать в битвах, получал пожизненную пенсию. Проигравших уносили через «Ворота Либитины», названные в честь богини смерти.
Зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, нередко бросали на арену, если их поведение не нравилось правителю. Император Коммод сам участвовал в гладиаторских боях: жестокому правителю ничего не угрожало на арене, битвы подстраивались так, чтобы император побеждал, убивая противников под восхищенный рев толпы.
За 400 лет гладиаторских боев, проведенных на арене Колизея, убито 500 000 человек и 1 миллион диких животных, так что в Северной Африке исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты. Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 405 году, к тому времени Колизей обветшал, а бои обходились дорого. Император Гонорий ввел запрет еще и потому, что они противоречили идеям христианства – религии империи. Инсценировка охоты на диких зверей продолжалась до 523 года.
Арена Колизея покрыта досками, которые при необходимости быстро убирались, чтобы организовать битвы с животными или морские сражения. Корабельные битвы устраивали в честь великих морских побед. Арену специально затапливали на один метр водой, которая поступала в амфитеатр по специальным каналам.
Запустение и разрушения
После падения Римской империи Колизей постепенно начал разрушаться. Здесь обосновались ремесленные мастерские и торговые лавки, овощехранилище. Предприимчивые люди пытались приспособить помещение под суконную фабрику с жильем на верхних ярусах и рабочим местом на арене.
Колизей пережил три сильнейших землетрясения и разрушительный пожар. Средневековые римляне организовали здесь мусорную свалку и каменоломню. Из камня травертина и мрамора, добытого из стен амфитеатра, строили церкви, мосты, дома аристократов и даже здание канцелярии Римского папы. Могущественная римская семья Франджипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.
Спасение амфитеатра
От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV, освятивший древний амфитеатр в память о ранних христианах, погибших здесь мученической смертью. Тогда же на стене Колизея появился крест, выбитый в камне, а в центре арены установили алтари. Реставрация амфитеатра началась с середины XVIII века. Колизей восстанавливали столько же времени, сколько потребовалось для строительства.
По традиции на Страстную пятницу в 9 часов вечера в римском Колизее начинается богослужение «Крестного пути» в память о страданиях крестного пути Иисуса Христа. Возглавляемое Папой богослужение в виде факельного шествия состоит из 14 стояний – эпизодов земной жизни последнего дня Христа от осуждения на смерть до погребения. Во время каждого стояния произносится молитва.
Колизей сегодня
Колизей – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, достопримечательность Италии и одно из семи новых чудес света, за которое в 2007 году проголосовали 90 миллионов человек. Проведена частичная реставрация здания, но ритм города наносит вред сооружению, которому 2000 лет. С внешней стены осталось из 80 только 30 входов. В 2013 году начались работы по реставрации Колизея. Амфитеатр почистили и облагородили, потратив 25 млн. евро. Планируется потратить 20млн. евро на обустройство арены.
Миллиардер Диего Делла Вале для восстановления Колизея планирует вложить 33 млн. долларов, чтобы почистить мрамор, восстановить арки, построить туристический центр и кафе. Министр культуры Италии планирует сделать Колизей со сценой 1800-х годов, которая накроет открытые подземные тоннели.
С января 2016 года Колизей принимает туристов, желание которых увидеть древний монумент не зависит от сезона. Проводятся экскурсии об античном времени. Развалины Колизея и сегодня впечатляют своим величием. В Колизее выступали Пол Маккартни, Элтон Джон, Стивен Тайлер. Летом здесь проводятся концерты.
Сооружение особенно красиво ночью, благодаря подсветкам. Колизей, где погибло столько животных и людей сегодня – символ движения против смертной казни. Колизей меняет свет подсветки с белого на золотой, когда где-нибудь в мире отменяют смертную казнь.
Время работы, билеты, экскурсии
Колизей открыт ежедневно с 10:30 до 19:15. В праздничные дни график может меняться. Для посещения необходима онлайн-резервация на определенное время.
Существует более 10 типов билетов, стоимостью от 16 евро, смотрите подробную инструкцию по покупке.
Индивидуальные экскурсии на русском языке по Колизею, Римскому Форуму и Палатинскому могут проводить только лицензированные гиды. Продолжительность экскурсий от 2 до 4 часов.