Содержание
Храм Рождества Христова в Вифлееме – действующая церковь на территории Палестинской автономии, построенная над пещерой, где появился на свет Иисус Христос. Здание, возведенное полторы тысячи лет тому назад, дошло до нашего времени почти в неизменном виде и стало объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Взгляд сквозь века
Скромное здание в Палестинской провинции привлекало взоры могущественных монархов и патриархов. Его громили и грабили враги веры Христовой, украшали и восстанавливали благочестивые люди.
Первую базилику (прямоугольную постройку, внутри которой ряды колонн образуют помещения – нефы) над пещерой возвели по желанию царицы Елены, матери первого христианского царя Константина, через 300 лет после рождения Иисуса.
Археологические изыскания, проведенные царицей, обнаружили Гроб Господень, Крест Господень и гвозди, которыми Спасителя прибивали к кресту.
Царица пышно украсила базилику, а император Константин лично доставил туда драгоценные украшения и дорогие завесы.
Базилику царицы Елены, простоявшую 200 лет и уничтоженную пожаром, заново выстроил православный христианин, император Юстиниан. Это здание и сохранилось до наших дней.
Войны за Святую Землю
Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 629 году Вифлеем оккупировали персы, которые уничтожили христианские сооружения, но оставили невредимым храм Рождества Христова. Захватчики увидели на стене храма золотую мозаику с изображением волхвов в персидских одеждах с драгоценными дарами для Богомладенца, что и остановило их.
В 1009 году Вифлеем захватили мусульмане, но и они не разрушили храм, отделив южную часть здания для мечети. До 1187 года базиликой владели крестоносцы, затем ее заняла армия султана Салах Аддина, повелителя Египта, и в 1244 году Вифлеем вошел в состав Малелюкского Египта.
В 1500 году Вифлеем завоевали турки-османы, и XVI-XX века Вифлеем и Иерусалим входили в Османскую Империю. В 1922 году Вифлеем перешел под влияние Великобритании, а с 1947 года с образованием государства Израиль Вифлеем и Иерусалим – особые районы под юрисдикцией ООН. С 1995 года Вифлеем – столица Палестинской автономии со 180-тысчным населением.
Боевики в храме Рождества Христова
В 2002 году храм Рождества захватили боевики-радикалы, которые укрылись там от израильской армии. Совершившие в Израиле теракты бандиты сочли, что храм, похожий на крепость, – хорошее убежище.
Мирных жителей и монахов францисканского монастыря, оказавшихся в храме, боевики объявили заложниками. Переговоры, длившиеся три недели, завершились мирным соглашением. Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за свое освобождение.
Вифлеем – место, где родился Христос
Храм Рождества Христова, построенный в Вифлееме на месте рождения Христа, строили не столько для богослужений, сколько для того, чтобы верующие собственными глазами увидели место рождения Спасителя.
Храм состоит из двух частей – Пещеры Рождества (Вертепа) и стоящей над ним церкви Рождества Христова.
Самая древняя церковь в Палестине
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова, внешне выглядит сурово и похожа на крепость. Здание длиной 50 и шириной 25 метров, выложенное из невзрачного серого камня, не соотносится с образом христианской церкви. Об этом напоминает только небольшая светлая колокольня над одним из монастырей и кресты на крыше.
Перед храмом – небольшая площадка, выложенная каменными гладкими плитами. Площадка окаймлена забором с чугунными решетками. Возле стен – одинокие южные деревья.
Христианские общины храма
Вокруг – постройки христианских общин:
- монастырь Святой Троицы армянской общины;
- православный монастырь святого Георгия Победоносца;
- храм святой Екатерины католиков-францисканцев.
Католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей Пещеры Рождества. Главный алтарь – у греческой церкви. Армянская апостольская церковь служит в приделе Трех Царей. Ключи от входа в храм – у представителей греческой православной Церкви, которой принадлежит базилика Рождества Христова.
Представители трех разных ветвей христианства, сосуществующие в храме, содержат свои монастыри и празднуют Рождество в разные дни:
- 7 января – православные христиане;
- 25 декабря – католики;
- 19 января – армянские христиане.
Внутреннее убранство
В здании, сложенном из каменных глыб, всегда прохладно. Справа и слева – ряды из 44 потемневших от времени колонн, разделивших храм Рождества Христова на 5 нефов. Колонны, сделанные из розового известняка, когда-то украшенные золотом и росписью, тщательно отполированы и блестят, будто мраморные.
На одной колонне – лик Христа, глаза которого кажутся порой закрытыми, а порой – открытыми. Другая колонна примечательна тем, что хранит на поверхности 5 отверстий в виде креста, из которых якобы вылетел рой пчел и прогнал отряд сарацин, устроивших в храме конюшню для лошадей.
Внутри церкви нет окон: искусственное освещение сумрачно, так что создается впечатление, будто человек входит в пещеру.
Стены облицованы мрамором и покрыты средневековой золотой мозаикой. Здесь находится стол, на который волхвы возложили дары, принесенные Богомладенцу.
Пол, облицованный мрамором, местами хранит древние фрагменты с мозаикой. Паникадила подарены русскими царями Александром III и Николаем II. В царской России сделаны и колокола. Простой иконостас, привезенный из Греции в XVIII веке, позднее украсили роскошной позолотой.
Святыни и мощи
Врата смирения – главная дверь высотой 120 см названа так, потому что, вступая сюда, человек должен наклониться. Низкий вход христиане сделали во времена турецких завоеваний, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошади.
В Пещеру Рождества, находящуюся под алтарем, ведет древняя лестница. В Вертепе площадью 32 кв. метра холодно: здесь скрывались от непогоды пастухи.
На иконах Рождества Святое семейство окружили волы, овцы и ослы, согревающие людей своим дыханием. В этой обстановке, полной лишений, появился на свет Богомладенец.
Сегодня в пещере уютно: стены задрапированы дорогими тканями, повсюду лампады и свечи. Кормушка для скота, ясли, ставшие первой колыбелью Христа, первоначально сделанные из глины, заменили на золото и серебро, обрамленные мрамором.
Рядом со спуском в Пещеру – чудотворная икона Божьей Матери или «Улыбающаяся Богородица». Автор иконы апостол Лука изобразил Марию улыбающейся: Богородица еще не знала о грядущем распятии своего сына.
Оклад иконы украшен приношениями людей, исцеленных ею: колечки, браслеты и цепочки из драгоценных металлов. За каждой вещицей – свершившееся чудо, чье-то счастье, дарованное Святой Марией и Её Божественным Сыном.
Молочный грот – большая пещера неподалеку от храма, где Святое семейство скрывалось от воинов Ирода, получивших приказ найти и убить Младенца Иисуса. Когда Божья Матерь кормила Младенца, капли молока упали на землю, и своды пещеры внезапно побелели.
Известняк со стен грота паломники соскабливают, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молока.
Грот украшает икона «Млекопитательница», рядом – многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами. Стены испещрены надписями счастливых родителей.
Пещера Вифлеемских младенцев, где погибли 14 тысяч мальчиков возрастом до 2 лет и их родителей. Ослепленный страхом за власть царь Ирод, узнав о рождении Спасителя, приказал заколоть малышей, в надежде, что среди них окажется и новорожденный Христос.
Христа спасло бегство Святого семейства в Египет по совету Ангела. Вифлеемские младенцы – первые мученики за Христа, большая часть останков перенесена в Константинополь, часть останков – в Пещере.
Звездой Рождества пометили место рождения Спасителя. В мраморный пол пещеры, где Мария родила своего сына, вмонтировали 14-конечную серебряную звезду (столько остановок сделали мучители Иисуса, когда вели Его на Голгофу для распятия).
Звезда окружена 15 серебряными лампадами, представляющими христианские общины: 6 – греческих, 4 – католических и 5 лампад – армянской церкви. Здесь ежедневно проводят богослужения.