Содержание
Свято-Боголюбский монастырь – женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области, основанный князем Андреем Боголюбским.
Князь Андрей Боголюбский
Князь Андрей Боголюбский жил в то время, когда Русь раздирали междоусобные войны. Разделённая на десятки мелких княжеств, страна не могла дать достойного отпора половцам и страдала от их частых набегов.
Кем был основатель обители
Внук великого князя Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого – Владимиро-Суздальский князь Андрей не любил ссор. Благородный и мужественный, отважный и мудрый, он унаследовал от деда усердие в молитве и чтении Священного Писания.
За чуткую веру и благосклонность к Богородице князя прозвали Боголюбским. 18 июня 1155 года великий князь Владимирский выехал из Киева: он спешил доставить в Суздаль чудотворный образ Божьей Матери византийского письма.
Интересно! Князь даровал Руси две чудотворные иконы и построил 30 храмов и монастырей.
Явление Богородицы
Неподалёку от Владимира, на берегу Клязьмы, лошади встали, как вкопанные. Князь приказал разбить шатер для ночлега и всю ночь молился Божьей Матери. Среди ночи перед удивлённым князем предстала Богородица и повелела возвести здесь храм.
В память о видении князь Андрей повелел написать икону Боголюбской Божьей Матери – первую икону, написанную на Руси, до неё привозили иконы из Византии. Богородицу изобразили так, как она явилась князю: в полный рост с воздетыми в мольбе к Господу руками.
Белокаменный замок Андрея Боголюбского
На месте явления Божьей Матери, на высоком берегу Клязьмы, Андрей Боголюбский основал свою резиденцию – двухэтажный «град камен» Боголюбово, в котором воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. С высокого берега открывается панорама на заречные леса и бескрайние просторы.
Загородная резиденция Владимиро-Суздальского князя – небольшой, хорошо укреплённый замок, окружённый земляными валами до 6 метров в высоту. Поверх валов – белокаменные стены с боевыми башнями. За валами – рвы, наполненные водой.
Каменная стена с воротами окружала комплекс дворцовых построек, которые группировались вокруг площади, вымощенной плитами.
В центре дворцового ансамбля – собор Рождества Богородицы. Княжеские покои с Рождественским собором соединяли арочные переходы с винтовыми лестницами внутри. Перед Рождественским собором – «светлый собор», поставленный на тонкие колонки: символ того шатра, где явилась князю Богородица.
Убийство князя Андрея
Андрей Боголюбский 17 лет провёл в своём замке. Князь старался объединить разрозненную Русь и сделать её могучей. Такая политика нравилась не всем боярам, в том числе и тем, кто находился в близком окружении князя.
В ночь на 29 июня 1174 года Андрея Боголюбского предательски убили в своем замке заговорщики-бояре, братья его жены.
Интересно! Тело князя, выброшенное убийцами с высокой башни, трое суток лежало во дворе.
Резиденцию князя разграбили, а на месте замка со временем появился Боголюбский монастырь. В XIII веке его разорила Орда, в XIV здесь хозяйничали воины хана Тохтамыша.
Взлёты и падения обители
Обитель претерпела взлеты и падения: жизнь здесь на протяжении восьми веков то бурлила, то замирала.
Почётные богомольцы
Обитель часто посещали князья, цари и именитые государственные и духовные лица. Здесь молился святой Александр Невский, Святитель Московский митрополит Пётр совершал здесь богослужения. В 1552 году во время похода на Казань сюда заезжал помолиться Иоанн Грозный.
Часто бывал в Боголюбове русский иконописец Андрей Рублёв. В 1860 году здесь останавливался царь Фёдор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божьей Матери свой наперстный крест. Сюда на богомолье приезжали патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон.
В числе почётных богомольцев значился князь Дмитрий Пожарский и генералиссимус Александр Суворов. Обитель посетили Пётр I, Павел I, Александр I, Александр II и великие князья.
В 1908 году в монастыре побывала греческая королева Ольга Константиновна и великий князь Константин Константинович. 13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим вниманием последний русский император Николай II с семейством и прикладывался к чудотворной иконе.
Судьба обители после 1917 года
С установлением Советской власти в уезде хозяйством и монастырским имуществом завладела сельскохозяйственная коммуна. Захваченные земли урожая не принесли, начался голод, и насельницы покинули разорённый монастырь.
В 1919 году из монастыря вывезли мебель и ценности, бриллиантовые оклады икон. 3 июня 1923 года монастырь закрыли, верующие чудом вынесли и сохранили Боголюбскую икону.
С колокольни сбросили и разбили колокола, перекопали и разорили монастырское кладбище. В здании устроили приёмник-распределитель для беспризорников и телятник.
В годы Великой Отечественной войны в монастыре размещался штурмовой инженерно-сапёрный батальон. В разорённый монастырь регулярно приходили верующие и молились. В заброшенном виде обитель простояла до 80-х годов XX века.
Восстановление монастыря
В 1980 году на территории монастыря планировали сделать выставочный зал «Перспективные проблемы архитектуры» и устроить гостиницу, кинозал, лекторскую аудиторию и фотолабораторию.
Верующие в это время обратились к властям с просьбой открыть Свято-Боголюбский собор для богослужений. Прихожанам пришлось обратиться даже в Москву, но разрешение на передачу церковной общине собора было получено.
В июле 1991 года патриарх Алексий II служил молебен, благословляя новоустроенную обитель. Тогда же в цокольном помещении собора освятили первый на Владимирской земле храм в честь преподобного Серафима Саровского.
Из Задонского Преображенского монастыря перевели 63 сестры вместе с архимандритом Петром, которые восстановили обитель. Монастырь преобразился и стал духовным паломническим центром Руси.
Со временем выложили полированный гранитный пол и мраморную белоснежную солею В 2002 году в соборе на средства благотворителей установили трёхъярусный позолоченный иконостас. На месте старых сараев посадили фруктовый сад, расчистили территорию монастыря, возвели хозяйственные постройки и мастерские, наладив подсобное хозяйство.
С 2000-2010 годы при монастыре работал детский приют. В настоящее время в монастыре 160 сестёр, которые несут послушание, здесь ежедневно проходят богослужения, во время которых поёт монастырский хор. Ежедневно в обитель приезжают тысячи паломников.
Комплекс Свято-Боголюбского монастыря
Особенность Боголюбского монастыря в том, что он занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского. В состав монастырского комплекса входят:
- собор Рождества Пресвятой Богородицы;
- колокольня Всех Святых;
- храм в честь иконы Божьей Матери «Боголюбская»;
- часовня.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Это первый белокаменный собор в Боголюбове, центр ансамбля, построенный в 1751 году. Одноглавый крестово-купольный храм, глава и крыша которого покрыты листовым золотом. Полы выложены золочёной медью. Иконы на стенах украшают драгоценные камни и жемчуг.
В дорогих окладах – иконы на иконостасе, восковые свечи – в золотых подсвечниках. Внутри церкви – четыре круглых стройных колонн, вытесанных из белого камня. В нижней части колонны расписаны под мрамор, заканчиваются пышными лиственными вызолоченными коронами. Пол на хорах выложен разноцветной узорчатой плиткой.
Со всех сторон снаружи собор охватывает каменный пояс в виде разноцветных арок. Стены покрыты белокаменной резьбой. Камни цоколя, выдвинутые вперёд прихотливыми выступами, украшены соколиными когтями.
Храм в честь иконы Божьей Матери «Боголюбская»
Храм в русско-византийском стиле построен в 1866 году на пожертвования почётной гражданки купчихи Анны Герасимовны Алексеевой и её сыновей Симеона и Дмитрия. В строительство, продолжающееся 11 лет, вложили деньги московские, владимирские и шуйские купцы. Освящал храм святитель Феофан Затворник.
Храм в честь иконы «Боголюбская» – самый массивный в комплексе монастыря с входами с трёх сторон через высокие крыльца. В церкви – два придела: во имя святого Симеона Богоприемца и Анны Пророчицы.
Крестово-купольный храм устроен с пятью тесно примыкающими друг к другу главами Главы храма – на гранёных барабанах с постаментами
Фасады собора украшают пилястры – высокие плоские выступы на стенах. Крышу поддерживают изящные карнизы – горизонтальные выступы на стенах, защищающие их от стекающей воды. Дополняют картину храма закомары с архивольтами и круглыми нишами.
Закомары – килевидные или полукруглые завершения внешней стены, архивольты – наружные обрамления арочного проёма, которые выделяют дугу арки из плоскости стены.
Собор отапливается: в цокольном помещении сделаны печи с пневматическим отоплением. В 70-е годы XIX века храм расписали масляной росписью, сделали новый резной иконостас с колоннами, вызолоченными червонным золотом.
Колокольня
С левой стороны от входа на территорию монастыря – колокольня Всех Святых. В первом ярусе 58-метровой трёхэтажной колокольни – Святые Врата. Во втором ярусе – храм Успения Божьей Матери, в третьем – звонница с колоколами, самый большой весит 8 тонн.
На решетчатых створах Святых Врат – образа благоверных князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними – образ Спасителя.
Интересно! В 1884 году на колокольню установили куранты с четырьмя циферблатами, которые каждые 15 минут вызванивали мелодию: «Боже, царя храни!»
Часовня
С южной стороны Рождество-Богородского храма, где трое суток лежало выброшенное убийцами тело князя Андрея, – небольшая часовня. Внутри, на стене часовни, – изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковёр для прикрытия останков своего господина.
Киворий
Против юго-западного угла собора – примечательная постройка: резной киворий в виде восьмиколонной аркады. Это ряд одинаковых по форме и размеру арок, каждая арка поддерживается колонной. Сооружение поставлено на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божья Матерь.
Внутри – белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из неё наделял деньгами строителей храма благоверный князь Андрей Боголюбский.