Содержание
В 260 км к северо-западу от Санкт-Петербурга за рекой Свирь, что течет из Онежского озера в Ладожское, среди лесов на берегу озера стоит Александро-Свирский монастырь. Основал его русский святой – преподобный Александр, прозванный по месту основания монастыря Свирским.
Основатель монастыря
Преподобный Александр Свирский родился в благочестивой крестьянской семье в селе Мандера, что в приладожских лесах на реке Ояти. Вымоленный у Господа ребенок, названный Амосом, родился 28 июня 1448 года.
В 19-летнем возрасте любимый сын тайком покинул родительский дом: отец и мать заговорили о женитьбе, Амос же мечтал о монашестве, поэтому ушел из дома на Валаам.
Перейдя реку Свирь, он остановился отдохнуть на берегу лесного озера посреди соснового бора. Путник запомнил стоянку: девственная красота восхищала, из глубины души легко и свободно лилась горячая молитва.
Через 7 лет послушник принял монашеский постриг с именем Александр. Вслед за сыном монашество приняли родители, после смерти которых Александр ушел на уединенный остров Валаамского архипелага и прожил там, в узкой и сырой пещере, 10 лет, питаясь плодами северного леса.
Слава о святой жизни Александра распространилась по округе, но он ушел подальше, поселившись на памятном месте среди дремучего бора на берегу озера.
Начало Свирской обители
В 1508 году во время ночной молитвы вокруг хижины отшельника воссиял Божественный свет, и перед ним предстали три светоподобных Ангела, повелевшие монаху построить церковь и основать обитель.
Инок с трепетом спросил о том, как наречь церковь, и получил ответ: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобой в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы».
Вскоре на избушку монаха набрели охотники, и тайное убежище стало известно. Один из охотников, Андрей Завалишин, остался с монахом и навсегда стал его духовным чадом. К монаху Александру приходили желающие спасения и уединенной молитвы и селились рядом.
Монахи работали и молились вместе, больше всех молился Александр. В том же году построили деревянную Троицкую церковь, и монахи настояли, чтобы игуменом обители стал Александр.
Святой Александр, став игуменом, сделался еще смиреннее – ходил в рубище, спал на голом полу, трудился наравне со всеми. Однажды эконом попросил игумена послать кого-либо из праздных монахов нарубить дров. Преподобный со словами: «Я празден!», сам отправился в лес по дрова.
Игумен Александр никого не укорял строгим словом, все наставления давал в притчах, постоянно подавая братии пример смирения и трудолюбия.
Так в глухом Олонецком крае, в девственных дремучих лесах, среди коренного языческого населения основали монастырь. Местные жители – карелы, вепсы, чуди – обращались в христианскую веру, глядя на образ жизни старца Александра, и приходили в обитель для пострига и молитвы.
Архитектурный комплекс монастыря
Александро-Свирский монастырь сложился как объединение двух святых мест, расположенных на расстоянии 200 м друг от друга.
Две части комплекса
Первая – пустынька и место уединенных молитв преподобного Александра – Преображенская часть, названная в честь главного храма. Здесь Александру явилась Святая Троица.
Над входом в Преображенскую часть монастыря висят иконы с изображением преподобного Александра Свирского, где запечатлено явление Святому старцу Святой Троицы и Богородицы.
Вторая часть комплекса – Троицкая, по наименованию главного собора, – место братских келейных корпусов и общей монастырской жизни.
В Преображенской части находятся:
- одноименный собор с приделом преподобного Александра Свирского;
- церковь Захарии и Елисаветы;
- часовня Живоначальной Троицы;
- Преображенская колокольня;
- восточный настоятельский корпус со Святыми вратами;
- надвратная церковь Николая Чудотворца;
- южный братский келейный корпус;
- иконная лавка;
- надкладезная часовня.
В Троицкой части находятся:
- Троицкий собор;
- Троицкая звонница;
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
- церковь преподобного Иоанна Дамаскина;
- архиерейские кельи;
- западные братские кельи;
- больничный корпус;
- братское кладбище.
Обе части составляют единый архитектурный комплекс памятников XVI-XIX веков и одновременно действующим мужским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.
Храмы обители
Ранние постройки храмов Александро-Свирского монастыря не сохранились. На территории монастыря – 5 действующих храмов, неоднократно перестроенных.
Солидный храм с двумя приделами и 5 куполами на высоких барабанах – Преображенский собор построен на месте первой церкви, стоящей рядом с кельей преподобного Александра. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела исполнить волю преподобного, и старца похоронили рядом с Преображенским собором.
Внутреннее убранство собора Преображения Господня строгое. Главная святыня собора – рака с нетленными мощами преподобного Александра Свирского. Нетленные мощи Святого, которому являлась Богородица, обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового каменного Преображенского собора.
В начале XVIII века к собору пристроили придел в честь преподобного Александра Свирского. С 1644 года здесь почивают мощи Святого.
Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 году. Она составляет единый комплекс с Преображенским собором, связанный с ним галереей. В церкви хранится святыня – мироточивая копия Туринской плащаницы.
Троицкий собор построен при жизни святого Александра в 1508 году на месте, указанном преподобному Ангелом. Заново построен мастером из Костромы П.И. Потемкиным по собственному проекту в 1698 году.
Большой, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами по одной стороне. Апсиды – пониженные выступы здания, примкнувшие к основному строению. Три другие стороны опоясаны галереей на подклети.
Высокое крыльцо – с шатровой крышей и крестом. По фасадам – закругленные окна неодинаковых размеров. Величественный, основательный, без излишеств собор венчает один купол.
Собор расписан в начале XVIII века. Изнутри купол расписан образом Господа Вседержителя, благословляющего не открытой рукой, а сжатой десницей – знак того, что Господь держит здешние земли и монастырь в своей руке.
На стенах – библейские сюжеты и евангельские притчи. На восточной стороне стен изображены райские кущи, на западной зияет геенна огненная. Среди грешников аду – исторические персонажи петровской Руси. Царь Петр I – среди праведников в виде библейского Иакова, пасущего стадо овец.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена при жизни Святого в 1533 году. Строительство благословила, указав место, сама Богородица, явив себя преподобному. Церковь, построенная в Новгородском стиле, – самое древнее строение монастыря.
Строили на пожертвования великого князя Василия III. Кирпич для строительства делали монахи.
Украшение обители – звонница, расположенная между Покровской церковью и Троицким собором, увенчана куполами-луковками с крестом. Белоснежное здание – символ чистоты и святости.
Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, однокупольное невысокое здание, построенное в 1716 году, разрушено и восстановлено в 1896 году на пожертвования мирян, называют больничной церковью: здесь располагались больничные палаты. В церкви молился Петр I.
В архирейском корпусе над воротами – церковь Николая Чудотворца, построенная в стиле классицизма.
Расцвет монастыря
Александро-Свирский монастырь быстро рос, место стало изобильно и многолюдно. Обитель среди первозданных лесов стала так знаменита, что на ярмарки, проходящие у стен монастыря, съезжались люди не только из окрестных деревень, но и из северной столицы.
Монахи, следуя строгому уставу, усердно молились неусыпаемой молитвой. Послушники и работники трудились, благоустраивая обитель. Богатые вклады жертвовали на монастырь именитые люди, князья и цари.
При жизни преподобного Александра великий князь Василий III посылал в монастырь строительные материалы и щедрые пожертвования. Не забывал обитель и Иван Грозный: он считал Александра Свирского великим чудотворцем и прислал в монастырь иконы, колокола и серебряный крест.
Преподобного Александра считали своим заступником царь Федор Иоаннович и семейство царя Бориса Годунова. Особенно почитал святого Михаил Федорович Романов. Петр I приезжал в монастырь, чтобы помолиться, поклонившись мощам Александра Свирского.
К началу XVII века Свирская обитель превратилась в богатейший монастырь на северо-западе Руси. Многочисленные пожары, разорения и бедствия монастырь преодолевал, восстанавливаясь в прежней красоте и силе.
В начале XX века обитель имела 8 храмов, богатую ризницу, дорогие оклады на иконах сияли драгоценными уборами. При монастыре создали архиепископскую кафедру и семинарию. Под управлением Свирской обители находилось 27 монастырей.
Здесь работала мельница, иконописные, резные и столярные мастерские. Предмет гордости монастыря – богатейшая библиотека и хранилище древних рукописных книг. На изготовление раки преподобного Александра Свирского обитель потратила 11 пудов чистого серебра.
200 человек монастырской братии занимались хлебопашеством и сенокосами, огородами и лесом, держали 40 лошадей и 100 коров, продавали молоко и овощи.
Местное население пользовалось щедрой благотворительностью монастыря. В обители воспитывалось 40 сирот, бедных жителей окрестных деревень в монастыре лечили и бесплатно давали лекарства.
Русская Голгофа
Новые власти разграбили Александро-Свирский монастырь. В январе 1918 года в монастырь прибыл вооруженный отряд красноармейцев. С подворья вывели скот, реквизировали монастырскую казну и земли, изъяли ценности, имущество и хлеб.
В сентябре 1918 года арестовали наставника монастыря архимандрита Евгения, казначея и священников.1 ноября 1918 года их расстреляли в центральном парке, где и закопали. Монахов разогнали, святые мощи Александра Свирского увезли из монастыря.
В помещениях обители устроили исправительно-трудовой лагерь, детдом и интернат для инвалидов. Позднее на территории появился техникум, психиатрическая больница и слесарные мастерские. Братские корпуса приспособили под общежитие и кинотеатр, а колокольню – под водонапорную башню.
Во время сталинских репрессий в монастыре находилась тюрьма Свирьлага и казармы.
Восстановление обители
29 июня 2009 года здания Свирской обители передали монастырю, ремонтные работы идут до сих пор.
Ухоженная территория монастыря обнесена стеной, строгой и лаконичной по архитектуре. Пешеходные дорожки вымощены камнем, расставлены лавочки для отдыха. На газонах – аккуратно подстриженная трава, в гипсовых газонах – всюду цветы.
Александро-Свирский монастырь живет по уставу. Каждый из 32 насельников трудится по силам на общую пользу и получает необходимое для жизни.
В Санкт-Петербурге на Христорождественском подворье работают мастерские, где производят все необходимое для возрождения и украшения обители. Люди заняты иконописью, швейным делом, изготовлением керамики и столярных изделий, художественной резьбой по дереву.
В 2012 году в обители создан архиерейский хор, где поют люди с музыкальным образованием. При монастыре работает воскресная школа для взрослых и детей. По субботам проводятся лекции на темы православного вероучения. Занятия с детьми – по воскресеньям.
Молодежь поет в хоре, ставит спектакли на библейские темы. В праздники дети и педагоги устраивают выступления. В монастыре проходят службы, приемы паломников, богомольцев и туристов.
Святыни
- Место молитвы преподобного Александра и место явления Пресвятой Богородицы – особая ниша в стене Покровского собора, напоминающее пещеру в скале.
- Частица Животворящего Креста Господня с частицей гвоздя, которым Иисуса пригвоздили к кресту.
- Место явления Святой Троицы очень почитается паломниками. Здесь установлена часовня.
- Духовная живопись, иконы и фрески.
- Ковчег с частицами яслей Младенца Иисуса и хитона Иосифа.
- Источник с исцеляющей водой.
- Копия Туринской плащаницы, ткань мироточит.
- Нетленные мощи преподобного Александра Свирского.
30 июля 1998 года вновь обретенные мощи святого открыли для верующих. Перед этим провели их исследование в военно-медицинской академии, где подтвердили, что тело не мумифицировано, и оно доподлинно принадлежит жившему несколько веков старцу Александру.
Тело подвижника в течение 5 веков сохранило прижизненный объем, цело лицо, кожные покровы светло-янтарного цвета от выступающего миро. Мощи издают благоухание. Мироточение особо обильно во время Божественной Литургии. Аромат миро в алтаре так ощутим, что в окно залетают пчелы.
Частицы святых мощей:
- Николая Чудотворца;
- Целителя Пантелеимона;
- Святителя Иоанна Златоуста;
- Святой праведной Анны – матери девы Марии;
- Святителя Спиридона Тримифунтского.
Александро-Свирский монастырь – необычное святое место: здесь слышна тишина. Вокруг и внутри души человеческой – чистая энергетика. В обители паломники молятся, каются, укрывшись от праздной суеты, очищаются душой. Здесь прибавляется сил и легко дышится, возникает острое желание жить и творить добро.