Содержание
Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга – один из символов Северной столицы, часть ее узнаваемого неповторимого облика и самый высокий памятник в мире, выполненный из цельного гранита.
Проект монумента
Александровская колонна воздвигнута в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Монферраном в 1834 году по указу императора Николая II в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
В начале 1829 года Николай I объявил конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Среди присланных на конкурс проектов внимание императора привлекла работа архитектора французского происхождения, создателя Исаакиевского собора, Огюста Монферрана, предложившего несколько вариантов памятника.
По желанию царя архитектор начал работать над созданием высочайшего на то время монумента – колонны на Дворцовой площади, которая бы превзошла Вандомскую колонну в Париже, возвеличивающую французского императора.
Строительство колонны
Воплотить идею в жизнь оказалось непросто. Гранитная скала, из которой вытесали ствол колонны, нашлась в Финляндии в Пютерлакской каменоломне.
Подготовка гранита
От скалы отпилили брус весом 1600 тонн и с помощью рычагов умудрились сдвинуть глыбищу с места, а потом опрокинуть на ложе елового лапника. Это смягчило удар о землю, и глыба не раскололась.
А потом вручную, на глазок, скалывали лишнее, тесали, полировали. 250 человек трудились 2 года и получили идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 м у основания и 3,15 м – у вершины, высотой 25,6 м и весом 600 тонн. Из этой же скалы вырубали камни для фундамента, которые весили более 400 тонн каждый. Строительство длилось 5 лет.
Руководил работами легендарный каменотес Самсон Ксенофонтович Суханов, артель которого сотворила все гранитные чудеса Северной столицы. Имя гениального мастера было забыто, как и секреты его мастерства.
Перевозка заготовок в Санкт-Петербург
В Санкт-Петербург Александровскую колонну и огромные камни для фундамента доставили водным путем. Для перевозки заготовок из Финляндии построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн.
На борт колонну загружали 600 солдат и едва не уронили монолит в воду. До места назначения «Святой Николай» с колонной буксировали 2 парохода.
Подготовка фундамента для постамента
При подготовке фундамента для Александровской колонны в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на которые положили гранитные блоки. На фундамент водрузили монолит весом 400 тонн, ставший основанием пьедестала.
Для соединения фундамента с монолитом использовали особый раствор: в цемент добавляли водку с мылом. Водка не позволяла раствору замерзать, а благодаря мылу, монолит легко двигали до тех пор, пока он идеально не «сел».
В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.
Архитектура памятника
Общая высота – 47,5 м, собственно колонна – 25,6 м, вес – 600 тонн. Сооружение стоит на гранитной основе лишь под действием собственной силы тяжести без специальных опор.
Александрийскую колонну венчает 6-метровая фигура ангела, она выточена скульптором Борисом Орловским из цельного гранитного куска и держится на вершине собственным весом. В левой руке ангела – крест, правая рука вознесена к небу.
Взгляд ангела, в лице которого узнают черты Александра I, направлен вниз – это взгляд стражника и защитника русской земли. Фигура ангела символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии.
На пьедестале – изображение Всевидящего Ока, под которым двуглавые орлы держат в лапах лавровые гирлянды. В руках двух крылатых женских фигур – табличка с надписью: «Александру I – благодарная Россия».
Рядом – символы рек Вислы и Немана, которые форсировала русская армия, преследуя Наполеона. На барельефах пьедестала вычеканены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия, а также щиты, кольчуги и шлемы эпохи Александра Невского.
По периметру Александрийский памятник был обнесен декоративной бронзовой оградой, украшенной 12 трофейными пушками и сотней двуглавых орлов. На каждой стороне по периметру ограды – ворота с трехглавыми орлами.
Установка «величественного колосса»
При установке колонны на пьедестал сделали строительные леса высотой 47 метров, 60 лебедок с барабанами и систему блоков. По наклонной плоскости Александровскую колонну, обмотанную канатами, подкатили на специальную платформу и закрепили на ней.
Потом стали медленно поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. 2500 человек поднимали колосс 1 час 45 минут.
За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и император со своей семьей. Когда гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Урааа»!
Рассказывают, что графиня Толстая всегда приказывала кучеру объезжать Дворцовую площадь – боялась, что Александровская колонна свалится прямо на нее. Того же опасались многие петербуржцы. Поэтому архитектор Огюст Монферран каждый вечер демонстративно выгуливал вокруг своего шедевра любимую собачку. Постепенно страхи улеглись.
Церемония открытия монумента
Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Для празднования на Дворцовой площади возвели специальные трибуны, где разместилась императорская семья и именитые гости. Архитектор отказывался принимать участие в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, Вы себя обессмертили! Вы воздвигли памятник самому себе!».
У подножия памятника состоялось богослужение в присутствии императора и зарубежных гостей, которые преклонили колени вместе с многочисленным русским войском – победителем в войне 1812 года.
Потом перед трибунами прошел военный парад: звучал парадный марш и барабанная дробь, победно стреляли пушки. Всего в праздновании участвовали 100 000 человек, не считая зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетный двор выпустил памятный рубль с портретом Александра I.
Василий Андреевич Жуковский так описывал торжество: «И никакое перо не может описать величия той минуты, когда под три пушечных выстрела вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами с барабанным громом, под звон Парижского марша, пошли колонны русского войска.
Начался церемониальный марш: два часа продолжалось сие великолепие, единственное в мире зрелище. Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, а на безлюдной площади остался величественный колосс».
Ангел после революции
После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников прикрывали красным колпаком или воздушными шарами. Было предложение вместо нее поставить статую Ленина, но этого не произошло.
Ограду вокруг монумента переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны ангел и колонна ранены осколками.
В начале XXI века провели диагностику колонны, повреждения, коррозию и изъяны устранили, извлекли блокадные осколки, воссоздали историческую ограду вокруг памятника.
Колонна дополнила композицию, посвященную Отечественной войне 1812 года и стала олицетворением мощи и несокрушимости русской армии.