Содержание
В Египте, в глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер, близ города Асуан, в 7 км от границ с Суданом, в сплошном скальном утесе 100-метровой высоты вырублены два поражающих воображение храма – древнеегипетский храмовый комплекс Абу-Симбел, в переводе обозначающий «отец хлеба».
Абу-Симбел – вечная обитель фараона
Два сооружения, составляющие древний храмовый комплекс, созданы во время правления египетского фараона Рамсеса II (1279-1213 годы). Храмы вырублены в скале по приказу фараона, находящегося в зените своего могущества, как символ победы египетского правителя над хеттами.
Молодой фараон решил воздать почести богам, которых чтил. Выигранное сражение возле сирийского города Кадеш он считал делом всей жизни и приравнивал свои заслуги к божественным деяниям.
Большой храм
Большой храм, призванный увековечить военные победы фараона и символизировать его величие, строили 20 лет. В Священной 100-метровой горе высекли сооружение 35 метров в длину и 30 м – в высоту. Изначально именем Абу-Симбел называли не храм, а скалу, в толще которой он возник. Название на храмы перешло позднее.
Архитектура храма
При входе в храм восседают 4 огромные статуи. Среди них – статуи трех богов: Ра-Хорахти, Амона и Птахи, которых царь считал своими покровителями. Рядом – статуя Рамсеса II. Прислонившиеся спиной к скале и величаво восседающие на тронах боги имеют портретное сходство с фараоном. Рамсес считал себя равным Богу, предпочитал обожествление при жизни.
20-метровые изваяния, облаченные в царские одежды, с двойными коронами на головах, занимают весь фасад храма. Колоссы, установленные у входа и обращенные к восходящему солнцу, на рассвете окрашиваются в ярко-бурый цвет, устрашая своим видом и подчеркивая силу Рамсеса.
Под гигантскими фигурами – меньшие статуи, изображающие побеждённых врагов Рамсеса: нубийцев, ливийцев и хеттов.
Верхняя часть святилища украшена каменными бабуинами, молящимися восходящему солнцу. У ног колоссов – скульптуры жены Нефертари, матери и детей великого правителя. Скульптурные изображения идеальной пропорции.
Интерьер храма
Внутри цельного массива скалы – 4 последовательно уменьшающихся в размерах зала, уходящих вглубь на 60 метров, и ряд небольших боковых помещений для жертвоприношений. Самый большой зал – 8 метров в высоту площадью 288 кв.м.
Первый зал, где возвышаются 8 статуй фараона в образе бога Осириса, предназначен для всех желающих. Второй зал – для людей благородного сословия. Третьим залом пользовались жрецы, четвертый – зал для фараона и его семьи.
Стены храма покрыты священными текстами, рельефами и фресками, которые показывают значимые события из жизни фараона. На северной стене – великая победа Рамсеса при Кадеше. В египетском лагере готовятся к сражению, запрягают лошадей, дают им корм.
В царском шатре – военный совет между Рамсесом и его офицерами. Схвачены и подвергнуты пыткам два хеттских шпиона, которые рассказали о местонахождении своего царя.
Обе стороны вступают в битву, в аккуратном строю в бой идут египтяне, хетты в замешательстве: их колесницы разбиваются, лошади убегают, а солдаты падают в реку Оронт. Фараон представлен как победитель сражения: сильный и могущественный, он возвышается над противником.
Мощную царскую власть олицетворяет изображённое на потолках солнце, ниже к полу – кобра, как символ неминуемого наказания за предательство своего фараона.
Игра света
Храм построен в священном месте. Благодаря точным расчетам строителей, два раза в год – 21 февраля и 21 октября – в 5:58 утра луч утреннего солнца, проделывая путь 65 метров, неспешно пронизывает 4 зала и останавливается на статуях в последнем малом зале. Именно на эти дни приходится день рождения Рамсеса и день его вступления на трон.
6 минут солнечный луч освещает статую Амона и Ра-Хорахти, переходит на статую Рамсеса II, которую освещает 12 минут. Лицо царя в это время озаряется улыбкой. Затем поток света исчезает, чтобы вернуться снова на рассвете через полгода.
В храме установлена статуя бога Птаха, повелителя подземного египетского мира, который любит тьму и не освящается никогда.
Малый храм
Малый храм посвящен царице Нефертари, любимой жене фараона, изображённой в образе богини Хатхор, – богини плодородия и любви, неба и красоты, танцев и веселья.
Строение состоит из вырубленного в скале колонного зала и небольшого святилища, разделённого на три ниши. Обожествлённая Нефертари стала первой женщиной, удостоенной чести быть увековеченной наравне с супругом.
Образ любимой жены Рамсес приказал запечатлеть в статуях рядом со своими скульптурами, расположенными у входа в Малый храм. Среди шести 11-метровых колоссов статуя Нефертари одинакового роста со статуей мужа – редкая честь для супруги в Египте.
Резные барельефы внутри храма изображают Рамсеса, отдающего почести своей обожествлённой жене – «прекрасной спутнице» – и подношение даров древнеегипетским богам.
В знак своей огромной любви и почитания супруги на одной из колонн храма фараон приказал высечь надпись: «Рамсес воздвиг храм ради великой супруги Нефертари – той, ради которой светит солнце».
Переезд храма Абу-Симбел
Храм Абу-Симбел массой 250 000 тонн в 1968 году перенесли на другое место, назвав операцию Египетским чудом и самым дорогим проектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Решение о переносе храмового комплекса
В 1960 году правительство Египта запланировало на реке Нил Асуанскую дамбу, строительство которой грозило затопить комплекс Абу-Симбел. Чтобы построить жизненно необходимую жителям Египта плотину, решили передвинуть храмы на безопасное от воды расстояние.
Египетское правительство обратилось в ООН с просьбой о помощи, и 51 страна поддержала проект по спасению храмов. В 1964-1968 в Египте провели работу: оба храма демонтировали и перенесли на 65 метров вверх на плато скал, под которыми они находились.
Храмы заново построили на 210 метров к северо-западу от первоначального места. Оба храма ориентированы в том же направлении, что и раньше.
Воссоздание храмов
Первоначально задача казалась невыполнимой. В начале 1964 года команда инженеров из разных стран приступила к демонтажу Аби-Самбела. Внутри храмов установили стальные леса и вручную распилили скульптуры на 1050 блоков весом по 30 тонн. Работали 9 месяцев днем и ночью. Разрезы сделали так, чтобы нанести храму минимальный ущерб.
Внутренние стены и потолки переносили на несущем каркасе из железобетона. Не менее трудоёмкая работа – собрать храмы заново. Самое пугающее – храм надо воссоздать так, чтобы луч солнца снова засиял на ликах богов.
Отдельные части собранных вновь храмов сделаны так аккуратно, что невозможно определить места их соединения. 10 километров швов искусно замазали строительным раствором.
Команда инженеров воссоздала и окружающую храм гору. Над храмом возвели огромный бетонный купол из 300 гигантских сцепных секций и засыпали камнями, имитирующими скалы.
Абу-Симбел, засиявший прежней красотой, выглядит так, будто и не сходил с места. И сегодня солнечные лучи касаются лика четырех статуй, как и 3000 лет до этого. Грандиозный перенос исторического памятника завершился успешно.
Спасение храма, внесенного во Всемирный список наследия ЮНЕСКО, продолжалось 4 года и стоило 42 миллиона долларов.
Мелкие статуи и стелы, окружающие храмовый комплекс, также перенесены и поставлены на место. Среди них – стела, посвященная Ашу-Хебседу, который строил храмовый комплекс. Стела рассказывает о том, как Рамсес, задумавший построить храмы в свидетельство о своей непреходящей славе, доверил эту работу Аше-Хебседу.
Около древнего храма установлена стела, повествующая об истории возвращения памятника в современность. Храмовый комплекс, засыпанный песком, обнаружил швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт в 1813 году.
Откопали храм в 1817 году благодаря Джованни Бельцони. К разочарованию первооткрывателей, в залах храмов не оказалось ни золота, ни драгоценных камней.
21 февраля и 21 октября в храме собирается до 5000 человек, чтобы увидеть оптический эффект, полученный в результате тончайших расчётов древнеегипетских звездочетов и жрецов, которых 33 века назад спроектировали храм так, что луч солнца света светит в глаза фараону. Остальное время года фараон прячется от мирской суеты в темном храме.
Сегодня храм Абу-Симбел – символ Египта, впечатляющий не только размером скульптур, но и гениальностью инженерной мысли древних египтян.
Пустыня опасна для пеших прогулок и поселиться рядом с храмом непросто, поэтому из соображений безопасности путешественники отправляются в Абу-Симбел организованно под охраной конвоя.