Мосты с пролетными строениями системы Тауна

Во второй трети XIX в. строительство гужевых дорог и шоссе в России приобрело еще большие масштабы. В подавляющем большинстве дорожные мосты были по-прежнему деревянными. Превалировали мосты балочных и подкосных систем, но продолжали использоваться арочные и арочно-подкосные системы.

 

Как и в предыдущие годы, широко использовались типовые проекты; в 1843 г. был издан атлас «нормальных чертежей» деревянных мостов различных систем: балочных, подкосных, арочных — для целой серии пролетов.

 

Передовые русские инженеры внимательно изучали опыт строительства деревянных мостов за границей. На рубеже 1830—1840-х гг. становились все более очевидными преимущества деревянных ферм: они позволяли перекрывать пролеты более длинные, чем деревянные арки, и стоимость их была ниже. Это отчетливо выявилось в процессе проектирования постоянного моста через Днепр в Киеве, который должен был сменить прежний плашкоутный.

 

Мост с деревянными арками на каменных опорах, спроектированный в середине 1830-х гг. инженером X. Г. Шишовым, оказался очень дорогим из-за большого числа опор. В 1840 г. инженерам Н. О. Крафту и П. П. Мельникову, которые были незадолго до этого командированы за границу для изучения опыта строительства железных дорог и мостов, было поручено «пересмотреть проект, с тем чтобы они контактировали с постройками такого рода мостов, замеченными ими в чужих краях, приноровили к реке Днепру какую-либо простейшую и менее дорогую систему построения постоянного моста»

 

В том же году Мельников предложил три варианта моста с фермами, из них два варианта (один с ездой поверху, другой — понизу, крытого типа) с решетчатыми деревянными фермами системы Тауна.

 

Стоимость моста с фермами оказалась примерно в два раза ниже стоимости арочного моста, спроектированного в 1830-х гг. В третьем варианте, разработанном Мельниковым, была применена «система крытого моста с деревянными арками» с ездой понизу, предложенная Лонгом.

 

Учитывая новизну таких конструкций, было принято решение «для вящей осторожности, прежде употребления их первый раз в России на столь значительном сооружении, как Киевский на Днепре мост, испытать ту и другую систему на одном из строящихся теперь шоссе для мостов в один пролет большого отверстия».

 

Первым в России мостом с деревянными решетчатыми пролетными строениями системы Тауна был мост пролетом 50 м через р. Яшуру на Динабургском шоссе, построенный по проекту инженера П. П. Мельникова в 1841 г. В 1842 г. эта система была рекомендована для мостов через реки Белую и Малку. Фермы Тауна были применены при строительстве Метехского моста через р. Куру в Тифлисе (1843 г., пролет 32 м), моста через р. Пскову в Пскове (1849 г., пролет 53 м).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *