Мавзолей в селении Карабаглар

Мавзолей в селении Карабаглар

Мавзолей в селении Карабаглар Азербайджан принадлежит к типу башенных. Построен он из кирпича. Формы мавзолея скульптурно-пластические благодаря тому, что стены его образованы двенадцатью полуцилиндрами (гофрами), сомкнуто поставленными на двенадцатигранный каменный цоколь.

 

Гофры покрыты поливным кирпичным орнаментом, представляющим куфические надписи, выполненные под углом 45° к горизонту, что придало рисунку орнамента динамичность. По двум перпендикулярным осям — четыре входных (световых) проема, имеющие прямоугольное обрамление. Гофры завершаются невысоким фризом с эпиграфическим орнаментом более мелкого рисунка, выполненного почерком «насх». Покрытие здания не сохранилось.

 

Во всякое время года и суток в разных условиях освещения мавзолей благодаря пластичности его форм и полихромной трактовке производит весьма эффектное впечатление.

 

Склеп мавзолея — подземная часть сооружения — двенадцатигранник. Однако план помещения имеет крестообразную форму со сводчатым перекрытием. Верхнее помещение представляет полую двенадцатигранную призму стройных пропорций, по сторонам двенадцатигранника — неглубокие ниши, которые завершаются стрельчатыми арками.

 

Пропорции мавзолея Карабаглар подверглись детальнейшему исследованию, позволившему констатировать, что соразмерности его подчинены модулю. При этом авторы исследования приняли за модуль ширину входных проемов мавзолея, равную 85,5 см.

 

Мавзолей в селении Карабаглар

 

Л. С. Бретаницкий, сопоставляя данные анализа соразмерностей мавзолея Карабаглар с итогами исследований архитектурного модуля другими учеными — Д. Б. Хазановым, K. С. Крюковым, В. М. Морозовым, заключает: «Трудно говорить о результатах дальнейшего изучения этого вопроса, однако нет оснований предполагать, что система пропорционирования в зодчестве средневекового Азербайджана была связана с какими-либо сложными математическими расчетами, многочисленными производными, иррациональными числами и т. д.»

 

Средневековые мухаидисы, землемеры, вычислители в странах Востока, судя по сообщениям Омара Хайама и по исследованиям Б. А. Розенфельда, А. П. Юшкевича и Г. П. Матвиевской, не делали разницы между числами и иррациональными величинами.

 

Вычислительная техника, основанная па шестидесятеричной системе, как установлено исследованиями М. И. Медового, была достаточно высокая. Это дает основание утверждать, что определение геометрических параметров мавзолея Карабаглар для средневекового азербайджанского зодчего не представляло никаких затруднений, однако при перенесении проекта в натуру могла происходить модульная координация.

 

Возможно, именно этим объясняется совпадение соразмерностей средневековых сооружений X—XV вв. с тем или иным модулем. Но несомненно, что в гармонизации пространственных архитектурных форм этой эпохи примат принадлежал искусным геометрическим приемам.

 

В теории и практике зодчих восторжествовала геометрическая концепция. Это видно при рассмотрении соразмерностей целого ряда памятников архитектуры и теоретических трактатов ученых-энциклопедистов эпохи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *