Высоко-Петровский мужской монастырь

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

В историческом центре Москвы, в пределах Бульварного кольца, сохранилась 700-летняя мужская обитель – Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь.

Как появился монастырь

Обитель основана в 1325 году, когда московский князь Иван Калита объединял вокруг Москвы русские земли. Тогда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя о переносе митрополичьей кафедры из Киева в столицу Московии.

Шумный многолюдный Кремль утомлял митрополита, и он, привыкший к уединению, попросил Ивана Калиту построить недалеко небольшой монастырь. Так на берегу реки Неглинки у села Высокое возникла деревянная обитель Петра и Павла, где поселился митрополит Петр. Отсюда и название монастыря – Высоко-Петровский.

Во время московского пожара древняя Петропавловская обитель выгорела дола. В конце XV века великий князь Василий III занялся строительством в Москве каменных зданий и храмов, для чего пригласил итальянского зодчего Алевиза Фрязина. По указу князя в 1514 году архитектор построил каменный собор во имя Петра, митрополита Московского, которого причислили к лику святых Вселенским собором в 1339 году.

Высоко-Петровский монастырь в 19 веке

Щедрость бояр Нарышкиных

Расцвет монастыря связан с царским родом Нарышкиных. В конце XVII века дед Петра Великого, Кирилл Нарышкин, выдал свою дочь Наталью Кирилловну за царя Алексея Михайловича. Незадолго до рождения внука – будущего императора Петра I – Кирилл Полуэктович Нарышкин был пожалован в дворяне, а затем и в бояре.

Усадьба Нарышкиных располагалась рядом с Высоко-Петровским монастырем. Семейство, обрадованное рождением наследника, маленького Петеньки, подарило усадьбу монастырю. Так территория обители выросла в 2 раза. На средства бояр Нарышкиных построили монастырский каменный комплекс в конце XVII – начале XVIII веков. В 1735 году в обители жило 70 насельников, монастырь владел 6000 крестьян.

Возрожденная обитель

Наполеоновское нашествие в жизни обители

Много бед принесла монастырю война с Францией. Наполеоновские солдаты, войдя в Москву, для постоя выбрали Высоко-Петровский монастырь, разместив в нем 1000 кавалеристов. Они осквернили монастырь, устроив в церкви скотобойню, и разгромили усыпальницу Нарышкиных.

Маршал Мортье оборудовал здесь свою резиденцию. У стен монастыря расстреливали тех, кто подозревался в поджоге столицы. На иконостасе Боголюбского монастыря на вбитые крючья вешали туши забитых животных.

Архитектурный комплекс монастыря

После войны 1812 года обитель восстановили. В первой половине XIX века здесь открыли духовное училище и Московскую епархиальную библиотеку.

В архитектурный комплекс входят храмы:

  • Собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • Собор Боголюбской иконы Божьей Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • Храм преподобного Сергея Радонежского с трапезной;
  • Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы;
  • Храм Толгской иконы Божьей Матери;
  • Храм святых апостолов Петра и Павла;
  • Часовня Казанской иконы Божьей Матери.

Комплекс Высоко-Петровского ставропигиального монастыря

Собор святителя Петра, митрополита Московского

Деревянную церковь, построенную во имя апостолов Петра и Павла, перестроил в камне архитектор Алевиз Новый. Собор – в виде восьмигранной башни, увенчан шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепесковым нижним ярусом. Уникальная форма, получившая название «нарышкинское барокко». Собор невелик.

Собор святителя Петра 19 век

Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по сторонам света, по диагонали – меньшие «лепестки». В северном, южном и западном «лепестках» – входы в собор, в остальных прорезаны окна.

Собор святителя Петра, митрополита Московского

Декорация фасадов проста: пилястры по углам завершены поясом кирпичного карниза. Округлые формы нижнего яруса объединены высоким цоколем. Плоскость стен украшена живописными наличниками и пояском под карнизом. С трех сторон собор окружен крыльцами и белокаменной открытой галереей-папертью.

Собор Боголюбской иконы Божьей Матери

Собор возведен в 1685 году по велению Петра I на месте деревянного храма над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных. Царица Наталья Кирилловна и Петр привезли из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы.

Собор – усыпальница Нарышкиных до 1771 года, где похоронено 18 представителей рода. В декоре фасада – узорочье и спаренные колонки, многопрофильный карниз и килевидные кокошники в обрамлении окон и оснований барабанов.

Собор Боголюбской иконы Божьей Матери

Внутри храма просторно, в южной аспиде – антресоль, где размещается ризница. После революции 1917 года иконы в храме сожгли. Богослужения возобновились в 2013 году.

Церковь преподобного Сергея Радонежского

Храм построен как трапезная церковь в 1702 году и соединен с братскими кельями арочным переходом. Над центральной главой – изображение царской короны.

Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя территорию надвое, и представляет собой четверик с пятиглавым завершением, украшенный кокошниками с раковинами.

В декоре здания использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, а также раковины в кокошниках.

Церковь преподобного Сергея Радонежского

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь построена в 1696 году по указу Петра I над западными воротами монастыря с духъярусной колокольней в память Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.

Квадратное здание покрыто сомкнутым сводом с тройными колоннами по углам. Окна с наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами.

Колокольня – из двух восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами и увенчана небольшой главкой. Церковь келейная, настоятельская, сообщается проходом с резиденцией настоятеля монастыря.

Храм Толгской иконы Божьей Матери

Между колокольней и Братским корпусом возвели одноглавую прямоугольную церковь на подклете. Стены декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами.

Храм Толгской иконы Божьей Матери

Церковь построена на средства А. Нарышкиной, родственницы Петра I в 1750 году, в день празднования Толгской иконы Божьей Матери, так как 8 августа по старому стилю Петр I спасся в стенах Троице-Сергиевой Лавры от стрелецкого бунта 1689 года.

Храм святых апостолов Петра и Павла

Храм построен в середине XVIII века по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Кирпичное здание в стиле барокко – одноглавый храм, окруженный гульбищем, которое соединяет его с
кельями.

Здание пострадало в 1812 году от наполеоновской армии, восстановлено и освящено 13 сентября 1914 года.

Часовня Казанской иконы Божьей Матери

В Южной арке Святых врат монастыря, под колокольней, в 1873 году устроили часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери, где поместили чтимый образ Казанской Божьей Матери, от которой происходили чудеса исцеления.

До 1924 года перед иконой служили молебен с акафистом. После закрытия часовни икону утеряли. В 2000 году часовню открыли вновь и специально по этому случаю написали новый образ Казанской иконы, которую вскоре богомольцы начали почитать как чудотворную. Традиция ежедневного чтения акафиста перед святым образом возобновлена.

Некрополь

На монастырском кладбище с XV века хоронили братию и знатных жителей Москвы. Во время археологических раскопок обнаружили захоронения XVII веков с саркофагами и надгробными плитами. Извлеченные из земли, они выставлены на обозрение у южной стены церкви Сергея Радонежского в ожидании погребения.

Саркофаги и надгробные плиты

Монастырскую территорию, врезаясь в нее клином, занимает прогулочно-игровая площадка детского сада № 878. Территориальный спор между Высоко-Петровским монастырем и дошкольным учреждением решается правительством Москвы.

Судьба обители в XX веке

После прихода Советской власти обитель ликвидировали, место погребения Нарышкиных уничтожили, а в храме создали ремонтный завод. Здесь же располагались спортивные залы и конторы, литейные цеха и библиотеки, коммунальные квартиры.

Градостроительные планы предусматривали снос старинного монастыря для расширения автомагистрали. К счастью, этого не произошло, и в 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника.

В 1994 году старинные здания передали церкви, где начал действовать Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. 10 октября 2009 года в обители возобновилась монашеская жизнь.

Святыни монастыря

  1. Чудотворные иконы Божьей Матери: Казанская, Толгская, Неупиваемая.
  2. Чаша с предстоящими святыми.
  3. Часть мощей святителя Петра, митрополита Московского.
  4. Частицы мощей святых Петра и Павла.
  5. Частицы мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
  6. Частицы мощей священномученика Фаддея Тверского.

Иконы Высоко-Петровского монастыря

Частицы мощей преподобных:

  • Сергея Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Иова Почаевского;
  • Нила Столобенского;
  • Алексия и ГерманаЗосимовских;
  • Киево-Печерских преподобных святых.

Высоко-Петровский мужской монастырь, расположенный в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара, зажат московскими высотками и узкими улицами, поэтому в народе часто называют его «невидимкой» и знают о нем немногие. Тем не менее монастырь привлекает паломников со всей России и стран ближнего зарубежья как центр духовной жизни комплекс памятников культуры.

Видео: экскурсия в Высоко-Петровском монастыре

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (52 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...