Содержание
Музей-усадьба Рукавишниковых – филиал Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, расположенного в исторической части Нижнего Новгорода, на Волжском откосе.
Семья Рукавишниковых и Нижний Новгород
Нижний Новгород, основанный на устье двух рек, – центр купеческой жизни России в XIX веке, украшенный богатыми усадьбами: купеческими особняками и доходными домами. Среди этих построек выделялись здания миллионеров Рукавишниковых.
В 1810 году в Нижний Новгород из небольшого уездного городка Балахвы приехал крестьянин, кузнец по профессии, старообрядец Григорий Михайлович Рукавишников. Он купил несколько лавок и начал бойко торговать железом. Скоро купец третьей гильдии основал собственный железоделательный завод.
Дело отца продолжил Михаил Григорьевич. Сын унаследовал от отца бесконечное трудолюбие и смекалистый ум, так что нажил состояние в 30 миллионов рублей.
Став монопольным поставщиком железа в Нижегородской губернии, Михаил Григорьевич занялся меценатством. Так купец первой гильдии стал одним из самых влиятельных лиц в городе. Предприниматель вносил пожертвования для арестантов и детских приютов.
Потомки Михаила Григорьевича – 7 сыновей и 2 дочери – оставили в народе добрую память о себе.
Братья и сёстры на собственные деньги построили в городе:
- училище с мастерскими для обучения детей разным профессиям;
- Благовещенский мужской монастырь;
- кафедральный собор святого князя Александра Невского;
- Дом трудолюбия для нищих, где трудоустроили 500 человек. Они выпускали маты, паклю, спасательные круги и швабры. Продукцию Дома трудолюбия признали на всероссийских и международных выставках;
- доходные дома;
- банк;
- усадьбу Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной.
Из истории строительства особняка
Сергей Михайлович Рукавишников занимался строительством, которое приносило доход, коневодством, содержал литейный завод. Поэтому предпринимателю было очень важно показать обществу господство денег, свою силу и влияние.
После смерти Михаила Григорьевича Рукавишникова родительский дом казался молодому наследнику малым и скромным. Возросшее богатство требовало «великого и прекрасного дома», каким и стал палаццо Рукавишниковых. Так прозвали один из самых красивых особняков в городе, возведённый по заказу Сергея Михайловича и декорированный в итальянском стиле.
Проект новой усадьбы семьи Рукавишниковых на Волжской набережной выполнил московский архитектор Пётр Самойлович Бойцов. Автор фасадного декора – художник из Петербурга Михаил Осипович Микешин. Роскошный дом на набережной архитектор построил, сохранив старый скромный дом.
Интересно! В двухэтажном особняке с мезонином, приобретённым еще Михаилом Рукавишниковым, жила престарелая тётушка нового хозяина усадьбы, которая не желала ни продавать своё жилище, ни покидать его.
Возведение особняка превратилось не просто в строительство, это реконструкция родовой усадьбы. В объём возведённого дворца включили старый дом Рукавишниковых: по бокам соорудили два пристроя и перекрыли третьим этажом.
Новое здание, словно чехлом, накинуто на старое строение. Дворец был построен с размахом, в духе новой моды – в эклектичном стиле. Старый дом задал архитектору и высоту этажей, и ритм окон, и внутреннюю планировку.
Дворец кажется приземистым, а фасад перегруженным скульптурой: «крикливая громоздкость» эклектичного стиля – своеобразный культ роскоши сильных мира сего.
Архитектура усадьбы на Волжской набережной
Родовое гнездо миллионеров на живописном склоне волжского откоса восславляет род богачей Рукавишниковых. Дом был настолько великолепен, что здесь принимали высокопоставленных гостей города.
В плане построенный особняк меценатов – прямоугольник, оштукатуренное кирпичное здание, вытянутое вдоль набережной, элементы разных стилей которого соединены в единое целое.
Рустованный фасад придаёт зданию монументальность: дворец украшают фигуры атлантов, кариатид и ангелочков. Периметр первого этажа декорирован прорисованными замковыми камнями и маскаронами в форме львиной головы. Крышу украшают балясины и пилястры.
Замковый камень – камень пирамидальной формы, которым заканчивают свод здания, обеспечивая этим прочность кладки. Маскароны – декоративные элементы, горельефы, изображающие маски мифических существ. Балясины – невысокие фигурные столбики в виде колонн.
На заметку! Пилястры – прямоугольные вертикальные выступы стен, условно обозначающие колонны. Рустованный фасад – внешняя облицовка дома с образованием чёткого шва, что придаёт фасаду монументальность.
В центральной части уличного фасада – пышное убранство: междуэтажный карниз изогнут сегментами, прямоугольные окна обрамлены наличниками с выступающей подоконной полочкой. С наличников спускается лиственные каменные гирлянды, заполняющие простенки окон. Повторяющийся по фасаду вензель хозяина – купца Сергея Рукавишникова – перемежается лепным и чугунным кружевом.
Парадный балкон поддерживают скульптурные фигуры полусогнутых атлантов, междуэтажный пояс поддерживают кариатиды. Главный фронтон над входом в здание украшает скульптура в виде сидячих женщин в греческом одеянии.
По обеим сторонам дверного проёма – гермы старцев. Третий этаж украшают фигуры ангелочков. Гермы – вид скульптуры: четырёхгранная колонна, увенчанная бюстом. Внутренний дворик оформлен фонтаном и верандой.
Об интерьере дворца
Внутренние помещения – 50 комнат на 8 человек – с богатой и модной отделкой и отдельной лестницей для прислуги. Войдя внутрь через массивную дорогую дверь, человек оказывается на широкой парадной лестнице для гостей с огромным зеркалом наверху.
Вдоль лестницы, выполненной из белого итальянского мрамора, – два ряда окон в два этажа, между которыми скульптура и лепнина. Атланты, стоящие по бокам и держащие корзины с фруктами, отражаются в огромных зеркалах.
Потолок расписан в стиле барокко. Лестница в обрамлении зеркал и скульптур призвана подчеркнуть статус и финансовый уровень хозяев.
Интересно! В усадьбе первой в городе появилось электричество и работал лифт. Всё это – для шика.
Старообрядцы Рукавишниковы, для которых на первом месте всегда оставалась семья, жили на третьем этаже, где были простые обои и добротная мебель. Хозяин-миллионер носил скромный костюм тёмного цвета без дорогих украшений, избегал шумных светских увеселений. Денег не жалел на совершенствование бизнеса и на благие дела.
Парадные залы и комнаты – в помпезном облике: Бальный зал, Фиолетовая гостиная, столовая и личные парадные покои. Парадный кабинет хозяина украшают лепные морды львов.
Танцевальный зал поражает геометрическим узором паркета, созданного из ценных пород деревьев: дуба, берёзы, ясеня и клёна, магахона, амаранта и ореха, тика, палисандра, мирбау и красного дерева. Архитектура двусветного зала с хорошей акустикой, огромнейшим зеркалом и местом для оркестра наполнена светом и музыкой. Стены и потолок украшает лепнина.
Стены Сиреневой гостиной – в барельефах, центральное место занимает оригинальный стол в виде бублика.
Усадебные постройки
В центральной части усадьбы – двухэтажный кирпичный оштукатуренный флигель, в уровне второго этажа связанный переходом с главным усадебным домом.
Главный фасад богато декорирован подоконными поясками, простенки заполнены цепочками вертикально вытянутых овалов. Фасады второго этажа отделаны рустом. Скруглённые углы здания украшает лепнина из листьев, прямоугольные окна флигеля украшены наличниками.
Со зданием флигеля соединён служебный корпус, на фасаде которого – богатый лепной узор: лепные розетки многочисленные гирлянды. Конюшенный корпус – вытянутое прямоугольное двухэтажное оштукатуренное здание. Фасад декорирован пояском из небольших круглых розеток и вертикальными цепочками из листьев.
Линию фасада главного усадебного дома продолжает кирпичная ограда с воротами, выходящими на набережную. Ворота чугунного литья, со столбиками, увенчанными вазонами гирляндами, выше ограды.