Современные Царские ворота

Царские ворота в Краснодаре

Александровская триумфальная арка – одна из достопримечательностей Краснодара, включенная практически во все туристические маршруты. По сравнению с некоторыми другими памятниками архитектуры, это довольно молодое сооружение. Однако для города и истории оно имеет не меньшее значение.

Описание достопримечательности

Царские ворота в Краснодаре – величественное трехпролетное сооружение высотой 12 м, длиной 18 м и шириной 3 м. Центральный пролет был предназначен для проезда карет, а боковые – для движения пешеходов.

Ворота выдержаны в русском стиле, имитируют московскую архитектуру XVII века. Об этом свидетельствуют большие выступающие кокошники, шатровая кровля.

Средняя арка опирается на крепкие устои, украшенные в верхней части шпилями с золочеными двуглавыми орлами. Крыша покрыта темной черепицей, которая эффектно контрастирует с красным кирпичом, разбавляя серую городскую застройку.

С восточной стороны в верхней части триумфальной арки Краснодара можно увидеть образ Александра Невского и памятную табличку, посвященную Александру III.

В первозданном виде под декоративными элементами кровли был образ и Святой Великомученицы Екатерины. Сегодня вместо него перед краснодарской аркой стоит посвященный ей памятник. Рядом разбит сквер, работают фонтаны.

История Александровской триумфальной арки

Инициатива строительства Царских ворот принадлежала городскому купечеству. Предложение возвести триумфальную арку поступило в связи с визитом в Краснодар (в те годы – Екатеринодар) Императора Александра III.

Строительство Царских ворот

Ворота построили в 1888 году. Проект разработал архитектор Василий Андреевич Филиппов. Его авторству принадлежала уже возведенная Николаевская церковь, женская гимназия.

Первая Триумфальная арка в Краснодаре

Деньги на строительство были собраны купеческим сообществом по подписке. Согласно историческим документам, это была сумма в 16625 рублей. Возведение ворот обошлось в чуть меньшую сумму.

Место для сооружения выбрали так, чтобы Александр III проехал от вокзала к центру города именно через триумфальную арку. Это было пересечение улиц Котляревского и Екатерининской.

В 1900 году в центральном пролете Александровской арки были проложены трамвайные пути.

Снос и восстановление современниками

Царские ворота в Краснодаре в своем первозданном виде простояли недолго – всего 40 лет, до 1928 года. Поводом для сноса стало соответствующее предложение члена городского совета. В газете “Красное знамя” он обосновал его тем, что кондукторы трамваев разбивают себе лбы об арку. Кирпичи же было предложено пустить на мощение улиц. В результате Царские ворота снесли.

Исторические фото

Однако в 2007 году в рамках одной из целевых программ, принятых Государственной Думой, Александровскую триумфальную арку было решено восстановить. Работы начались в 2008 году. Над проектом работал архитектор Сергей Снисаренко.

По его словам, трудности восстановления заключались в следующем:

  • отсутствие точных чертежей по первоначальному проекту;
  • сжатые сроки;
  • кирпичи готовили и обрабатывали на строительной площадке;
  • некоторые детали сначала собирали на земле и только потом на стене;
  • оказалось, что непросто собрать профессиональную бригаду каменщиков.

Современный вариант

Однако несмотря на это, работы были выполнены в срок. Восстановленная Александровская триумфальная арка вновь украшает Краснодар, только уже в другом месте – на пересечении улиц Бабушкиной и Красной.

Интересный факт! Строители немного отошли от исторической действительности, использовав кирпич лишь в качестве облицовки. Основа новых Царских ворот – монолитная железобетонная конструкция.

Любимое место прогулок краснодарцев

Ежедневно под сводами Александровской арки проходят тысячи жителей и гостей Краснодара. Осмотреть и сфотографировать достопримечательность со всех сторон можно беспрепятственно. В темное время суток она особенно красива и загадочна в свете фонарей.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (72 оценок, среднее: 4,89 из 5)
Загрузка...