Кафедральный собор Милана

Собор Дуомо в Милане

Величественный собор Дуомо, что переводится как кафедральный собор, – главная достопримечательность Милана и гордость итальянцев, находится в центре города на Соборной площади. Полное название собора, выполненного в стиле пламенеющей готики, – Санта Мария Нашенте (собор Рождества Девы Марии). Здесь молятся и католики, и прихожане русской православной церкви.

Возникновение и строительство

На месте Миланского кафедрального собора испокон веков совершались религиозные обряды. Здесь в своё время располагалось кельтское капище, церковь Санта-Текла и базилика Богородицы.

Дуомо сегодня

Фундамент Миланского собора заложили в 1386 году по распоряжению герцога Джангалеаццо Вискони, выдающегося правителя Милана, который стремился объединить итальянское государство.

Трудности возведения здания

Герцог Вискони распорядился построить собор в модном готическом стиле, непривычном для Италии. К строительству здания по проекту итальянского архитектора Симоне де Арсениго правитель Милана подключил зодчих из Франции и Германии.

Собор в готическом стиле

Строили Дуомо медленно: правители, сменяя друг друга, беспрестанно вносили свои поправки, ведь собор олицетворял величие власти очередного герцога. Случалось, что новый хозяин велел переделывать постройки предшественника.

Интересно! За 600 лет – время создания Дуомо – в проект собора внесены многочисленные изменения.

Стиль Дуомо – «пламенеющая готика», названный так потому, что мельчайшие детали архитектуры и украшения создают эффект языков пламени. Витиеватые элементы, многочисленный причудливый орнамент и удлинённые фронтоны – олицетворение готического стиля собора.

Пламенеющая готика

Окончание строительства

В 1805 году в неоконченном храме короновали короля Италии Наполеона Бонапарта, выходца из итало-корсиканской семьи. Собор завершили в основном в 1813 году архитекторы Карло Амати и Джузеппе Занойя.

Дуомо в 19 веке

Для работы по украшению здания привлечено 180 итальянских мастеров: скульпторов, архитекторов, художников. Официально строительство собора, вмещающего одновременно 40 000 человек, закончилось в 1965 году.

Длина Дуомо – 158 м, ширина – 92 м, высота – 157 м, фасад украшают скульптуры. Самый высокий шпиль устремлён ввысь на 108,5 м. Для отделки здания использовали белый мрамор с розоватым оттенком из карьера Кандолья.

Фасад Дуомо

Беломраморный фасад – эклектика с элементами римской церковной архитектуры и барокко, в которой доминирует готический стиль. Главный вход обозначен бронзовыми воротами. Красота сооружения пленяет посетителей: фасад отделан особым видом мрамора, который меняет цвет в зависимости от времени суток.

Оригинальный фасад Дуомо

Десять колонн высотой 20 м, созданных из гранитного монолита, устремлены вверх вместе со 135 остроконечными шпилями-иглами. Грандиозное сооружение – «каменный лес» с причудливыми башенками и резными украшениями кажется невесомым кружевом.

Фасады и шпили украшают множество изящных скульптур, тонких колонн и башенок. 2300 статуй неодинакового размера и 700 фигур, вставленных в мраморные горельефы, выражают идею христианского спасения. Здесь изображены пророки и патриархи, мученики и святые, а также херувимы, горгуньи и химеры: символы храма формировались шесть веков, которые оставили на здании архитектурный отпечаток.

Многочисленные скульптуры

Главная скульптура собора Дуомо – шпиль с четырехметровой статуей Мадонны, который появился в 1769 году. Тогда же власти издали декрет, запрещающий строить здания выше шпиля с Мадонной.

Позолоченная бронзовая статуя покровительницы города весом 399 кг. венчает самый высокий шпиль Дуомо. Облицовывают фигуру Мадонны листы чистого золота весом 6,75 килограммов. На остриях каменных игл – голуби и боксёры, мифические чудовища, призванных отгонять злых духов. С высоты шпилей видны Альпийские горы.

Шпиль со статуей Мадонны

На крышу Дуомо, оборудованную как террасу, поднимаются на лифте или по лестнице. По периметру – статуи ангелов и химер, библейских персонажей и святых, выполненных настолько изящно, что хочется стоять и любоваться настоящим искусством.

На крыше собора

Интерьер собора

Внутреннее помещение кафедрального собора Милана кажется необъятным, внутри – восемь нефов, в отделке которых мрамор, серебро и золото, драгоценные камни. Центральный неф превышает по размерам соседние.

Внутри миланского собора

В интерьере Дуомо – лес из колонн, завершённый высокими оригинальными капителями. Устремлённые ввысь 52 монументальные колонны уходят к сводчатому готическому потолку. Высокие своды украшает тонкая лепнина и изумительная роспись.

Роскошное убранство

Витражи и алтарь

Миланский собор Дуомо украшают 45 витражных панно, изображающих сцены из Ветхого и Нового Заветов, Апокалипсиса и Жития Иисуса Христа. Огромные окна – в форме вытянутых витражей, созданных в XV веке. Витражи над малой часовней Креста посвящены деяниям святой Елены.

Витражи

По бокам от главного прохода – ниши, в которых располагаются алтари, надгробия и саркофаги. Главный алтарь создан из мрамора и бронзы, позади алтаря – балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов Иисуса Христа.

На заметку! На одной из стен собора – огромная каменная таблица с выгравированным перечнем имён и фамилий всех архиепископов Милана.

Священный гвоздь

Прямо над алтарём, под куполом на высоте 45 метров, – небольшой красный огонёк: гвоздь с распятия Иисуса Христа в хрустальной капсуле с серебряными гранями. Священный гвоздь привезён из Святой земли равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого,

Священный гвоздь

Один раз в год – 14 сентября – в День Воздвижения Креста Господня, епископ Милана поднимается к дарохранительнице с гвоздём на платформе в виде облака с Ангелом. Реликвию торжественно опускают вниз и устанавливают на центральном престоле собора.

Интересно! Подъёмный механизм придумал и расписал Леонардо да Винчи. Церемония сопровождается звуками органа и транслируется на мониторы, установленные в храме.

Статуя святого Варфоломея

Справа от алтаря – каменное изображение святого Варфоломея. Один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, покровитель рыбаков, погиб мученической смертью.

Статуя святого Варфоломея

По наущению языческих жрецов во время пыток с него сняли кожу. Скульптура изображает мученика, на теле которого виден каждый мускул. Он, будто накидкой, прикрывается собственной кожей.

Крипта

Внутри католического собора Дуомо часто хоронили умерших – влиятельных особ своего времени. Здесь – мавзолей маркиза Джономо из семейства Медиче. Под мавзолеем – крипта Карла Борромео, архиепископа, причисленного к лику святого.

Он прославился, избавляя город от эпидемии чумы. Архиепископ Милана, рискуя заразиться, ухаживал за больными, кормил бедствующих горожан за свой счёт.

Крипта Карла Борромео

Карло Борромео распорядился вынести священную реликвию из храма и возглавил покаянную процессию со святым Гвоздём, чтобы страшная болезнь отступила. Итальянские живописцы запечатлели сцены из жизни архиепископа в серии из 54 полотен и поместили в крипте.

Другие элементы интерьера

  1. В южной части главного нефа – солнечные часы. Луч солнца проходит через них и отражается на циферблате с зодиакальными знаками. Собор украшает огромный орган со 180 регистрами и 13200 трубами.
  2. Деревянное распятие 1576 года, которое использовали во время нашествия чумы.
  3. Бронзовый пятиметровый подсвечник – семисвечный канделябр XII D века опирается на четырёх драконов. Бронзовую ножку подсвечника украшают аллегорические фигуры и библейские персонажи.
  4. Египетская ванна IV века, ставшая купелью для обряда крещения.

Видео: экскурсия внутри и на крыше

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (52 оценок, среднее: 4,73 из 5)
Загрузка...