Содержание
Величественный собор Дуомо, что переводится как кафедральный собор, – главная достопримечательность Милана и гордость итальянцев, находится в центре города на Соборной площади. Полное название собора, выполненного в стиле пламенеющей готики, – Санта Мария Нашенте (собор Рождества Девы Марии). Здесь молятся и католики, и прихожане русской православной церкви.
Возникновение и строительство
На месте Миланского кафедрального собора испокон веков совершались религиозные обряды. Здесь в своё время располагалось кельтское капище, церковь Санта-Текла и базилика Богородицы.
Фундамент Миланского собора заложили в 1386 году по распоряжению герцога Джангалеаццо Вискони, выдающегося правителя Милана, который стремился объединить итальянское государство.
Трудности возведения здания
Герцог Вискони распорядился построить собор в модном готическом стиле, непривычном для Италии. К строительству здания по проекту итальянского архитектора Симоне де Арсениго правитель Милана подключил зодчих из Франции и Германии.
Строили Дуомо медленно: правители, сменяя друг друга, беспрестанно вносили свои поправки, ведь собор олицетворял величие власти очередного герцога. Случалось, что новый хозяин велел переделывать постройки предшественника.
Интересно! За 600 лет – время создания Дуомо – в проект собора внесены многочисленные изменения.
Стиль Дуомо – «пламенеющая готика», названный так потому, что мельчайшие детали архитектуры и украшения создают эффект языков пламени. Витиеватые элементы, многочисленный причудливый орнамент и удлинённые фронтоны – олицетворение готического стиля собора.
Окончание строительства
В 1805 году в неоконченном храме короновали короля Италии Наполеона Бонапарта, выходца из итало-корсиканской семьи. Собор завершили в основном в 1813 году архитекторы Карло Амати и Джузеппе Занойя.
Для работы по украшению здания привлечено 180 итальянских мастеров: скульпторов, архитекторов, художников. Официально строительство собора, вмещающего одновременно 40 000 человек, закончилось в 1965 году.
Длина Дуомо – 158 м, ширина – 92 м, высота – 157 м, фасад украшают скульптуры. Самый высокий шпиль устремлён ввысь на 108,5 м. Для отделки здания использовали белый мрамор с розоватым оттенком из карьера Кандолья.
Фасад Дуомо
Беломраморный фасад – эклектика с элементами римской церковной архитектуры и барокко, в которой доминирует готический стиль. Главный вход обозначен бронзовыми воротами. Красота сооружения пленяет посетителей: фасад отделан особым видом мрамора, который меняет цвет в зависимости от времени суток.
Десять колонн высотой 20 м, созданных из гранитного монолита, устремлены вверх вместе со 135 остроконечными шпилями-иглами. Грандиозное сооружение – «каменный лес» с причудливыми башенками и резными украшениями кажется невесомым кружевом.
Фасады и шпили украшают множество изящных скульптур, тонких колонн и башенок. 2300 статуй неодинакового размера и 700 фигур, вставленных в мраморные горельефы, выражают идею христианского спасения. Здесь изображены пророки и патриархи, мученики и святые, а также херувимы, горгуньи и химеры: символы храма формировались шесть веков, которые оставили на здании архитектурный отпечаток.
Главная скульптура собора Дуомо – шпиль с четырехметровой статуей Мадонны, который появился в 1769 году. Тогда же власти издали декрет, запрещающий строить здания выше шпиля с Мадонной.
Позолоченная бронзовая статуя покровительницы города весом 399 кг. венчает самый высокий шпиль Дуомо. Облицовывают фигуру Мадонны листы чистого золота весом 6,75 килограммов. На остриях каменных игл – голуби и боксёры, мифические чудовища, призванных отгонять злых духов. С высоты шпилей видны Альпийские горы.
На крышу Дуомо, оборудованную как террасу, поднимаются на лифте или по лестнице. По периметру – статуи ангелов и химер, библейских персонажей и святых, выполненных настолько изящно, что хочется стоять и любоваться настоящим искусством.
Интерьер собора
Внутреннее помещение кафедрального собора Милана кажется необъятным, внутри – восемь нефов, в отделке которых мрамор, серебро и золото, драгоценные камни. Центральный неф превышает по размерам соседние.
В интерьере Дуомо – лес из колонн, завершённый высокими оригинальными капителями. Устремлённые ввысь 52 монументальные колонны уходят к сводчатому готическому потолку. Высокие своды украшает тонкая лепнина и изумительная роспись.
Витражи и алтарь
Миланский собор Дуомо украшают 45 витражных панно, изображающих сцены из Ветхого и Нового Заветов, Апокалипсиса и Жития Иисуса Христа. Огромные окна – в форме вытянутых витражей, созданных в XV веке. Витражи над малой часовней Креста посвящены деяниям святой Елены.
По бокам от главного прохода – ниши, в которых располагаются алтари, надгробия и саркофаги. Главный алтарь создан из мрамора и бронзы, позади алтаря – балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов Иисуса Христа.
На заметку! На одной из стен собора – огромная каменная таблица с выгравированным перечнем имён и фамилий всех архиепископов Милана.
Священный гвоздь
Прямо над алтарём, под куполом на высоте 45 метров, – небольшой красный огонёк: гвоздь с распятия Иисуса Христа в хрустальной капсуле с серебряными гранями. Священный гвоздь привезён из Святой земли равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого,
Один раз в год – 14 сентября – в День Воздвижения Креста Господня, епископ Милана поднимается к дарохранительнице с гвоздём на платформе в виде облака с Ангелом. Реликвию торжественно опускают вниз и устанавливают на центральном престоле собора.
Интересно! Подъёмный механизм придумал и расписал Леонардо да Винчи. Церемония сопровождается звуками органа и транслируется на мониторы, установленные в храме.
Статуя святого Варфоломея
Справа от алтаря – каменное изображение святого Варфоломея. Один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, покровитель рыбаков, погиб мученической смертью.
По наущению языческих жрецов во время пыток с него сняли кожу. Скульптура изображает мученика, на теле которого виден каждый мускул. Он, будто накидкой, прикрывается собственной кожей.
Крипта
Внутри католического собора Дуомо часто хоронили умерших – влиятельных особ своего времени. Здесь – мавзолей маркиза Джономо из семейства Медиче. Под мавзолеем – крипта Карла Борромео, архиепископа, причисленного к лику святого.
Он прославился, избавляя город от эпидемии чумы. Архиепископ Милана, рискуя заразиться, ухаживал за больными, кормил бедствующих горожан за свой счёт.
Карло Борромео распорядился вынести священную реликвию из храма и возглавил покаянную процессию со святым Гвоздём, чтобы страшная болезнь отступила. Итальянские живописцы запечатлели сцены из жизни архиепископа в серии из 54 полотен и поместили в крипте.
Другие элементы интерьера
- В южной части главного нефа – солнечные часы. Луч солнца проходит через них и отражается на циферблате с зодиакальными знаками. Собор украшает огромный орган со 180 регистрами и 13200 трубами.
- Деревянное распятие 1576 года, которое использовали во время нашествия чумы.
- Бронзовый пятиметровый подсвечник – семисвечный канделябр XII D века опирается на четырёх драконов. Бронзовую ножку подсвечника украшают аллегорические фигуры и библейские персонажи.
- Египетская ванна IV века, ставшая купелью для обряда крещения.