Содержание
Площадь Бастилии – знаменитая парижская площадь в историческом центре города. Открытое пространство, где пересекаются десятки бульваров и улиц, – символ французской столицы. Название произошло от французского слова bastide (укрепление). Здесь стояла крепость-тюрьма, разрушенная во время Французской революции 1789 года.
Бастилия – укрепленный форт
После 100-летней войны с Англией, в которой Франция потерпела поражение, Карл V для защиты Парижа начал возводить укрепления. Крепость Бастилии – часть стен для защиты города, возведенная в XIV веке.
Массивный четырехугольный форт со стенами шириной 4 метра, 8 башнями высотой 22 метра и внутренним двором устроили так, что и город, и предместья Парижа просматривались стражниками далеко вокруг.
Со всех сторон крепость окружал широкий и глубокий ров с перекинутым через него висячим мостом, закрытым толстой стеной.
В неприступной Бастилии часто бывал король Карл V: здесь он чувствовал себя в безопасности от гнева народного и вражеских нападений.
С годами назначение крепости менялось: здесь устраивали оружейный склад и приемную при Франциске I, сейф королевской сокровищницы при Генрихе IV.
Крепость-тюрьма
Во времена правления Людовика XIII кардинал де Ришелье в 1476 году сделал из нее государственную тюрьму, куда запирали противников короля и его режима. В башнях устроили камеры для заключенных, куда свет проникал через узкое решетчатое окошко в потолке. В камерах всегда царил полумрак.
В Бастилию заключенных отправляли без суда и следствия по воле короля, поэтому в заточении побывали те, кто прославлял свободу слова: Вольтер, Лабомель, Мармоттель и Ленге, Бриссо и маркиз де Сад, Бомарше и Мишель Монтень.
К началу Великой французской революции в крепости содержали впавших в немилость аристократов с большим штатом слуг и врачей, не имеющих права покидать Бастилию до окончания срока своих господ.
Первый узник
Гуго Убрио, уроженец Дижона, по приглашению монарха прибыл в столицу и получил заказ на строительство Бастилии. Успехи Обрио не понравились состоятельным горожанам, они ждали случая уничтожить провинциала.
Скоро случай представился: Обрио уличили в преступном сожительстве с еврейкой. Он, угождая возлюбленной, плевал на Распятие и топтал его ногами, за что инквизиция приговорила его к сожжению на костре.
На эшафоте, возведенном на площади Собора Парижской Богоматери, Обрио встал на колени перед епископом, моля о пощаде. Учитывая былые заслуги, смерть на костре заменили пожизненным заключением и конфискацией имущества. Так архитектор Бастилии оказался в крепости-тюрьме, которую он сам строил.
В конце 1382 года парижане во время восстания против сборщиков налогов освободили Обрио из Бастилии, где он провел 4 года. Восставшие предлагали ему стать во главе движения, но он, потрясенный тюремным заключением, отказался и уехал к себе в Бургундию, где через год умер.
«О Бастилии лучше молчать, чем говорить».
Став тюрьмой, крепость превратилась в символ тирании: заключенных без суда содержали в казематах и освобождали по соизволению короля, а оказаться в Бастилии человек мог в любое время.
При власти Бурбонов придворные дамы на Новый год получали от министров подарки: тайные приказы на заключение в Бастилию с пропущенным именем заключенного. Вписав нужное имя, дамы освобождались от надоевшего мужа или просто неудобного лица.
Часто такой приказ продавали слуги короля за вполне приемлемую цену, так что «направление» в Бастилию покупалось свободно. Узники, попавшие по указу короля, проводили в неволе от нескольких дней до десятков лет. Иногда о заключенном совсем забывали, и он оставался в тюрьме до конца своих дней.
При Людовике XI в крепости-тюрьме появились железные клетки, в которых невозможно ни встать в полный рост, ни лечь – только сидеть, согнувшись. Такие клетки король называл своими доченьками.
Первым муки заключения в такой клетке испытал Вильгельм де Горакур – епископ Верденский, уличенный в измене королю. В железной клетке он томился 10 лет.
Тех, от кого хотели поскорее избавиться, упрятывали в подземные камеры-колоды на глубине 6 метров, где в полной темноте стены никогда не просыхали.
Утонченной жестокостью отличалась смертная казнь в Бастилии. Заключенного-смертника доставляли из глубокого колодца в чистую светлую комнату с ароматами лесных цветов и трав для беседы с комендантом.
Смертник выслушивал обещание о скором помиловании, расслаблялся и успокаивался. После беседы пол под несчастным опускался, и он падал на колесо, утыканное острыми ножами. Невидимая рука приводила колесо в движение, и узника разрезали на кусочки.
Парижане во все времена говорили: «О Бастилии лучше молчать, чем говорить». К концу XVIII века ненависть к Бастилии достигла пика. Содержание тюрьмы обходилось королю очень дорого, и он готовил указ о расформировании заведения, но вовремя не успел.
Французская революция и Бастилия
14 июля 1789 года вооруженные парижане подступили к Бастилии, захватили крепость, обезглавили коменданта и повесили солдат, выпустив на свободу узников, которых на то время насчитывалось 7 человек.
Разъяренная толпа разгуливала по улицам Парижа с головой коменданта Бастилии, насаженной на кол, празднуя торжество «справедливости». Через 2 дня после взятия крепости стены ненавистной твердыни народ сровнял с землей. На открытом пространстве установили табличку «Отныне здесь танцуют и смеются».
Из битого камня крепости парижские умельцы делали миниатюрные копии тюрьмы и продавали желающим. Камни Бастилии пригодились и при возведении моста Конрад.
Площадь Бастилии – память парижан
В 1794 году 9-14 июня на открытом месте, оставшемся от Бастилии, установили гильотину и обезглавили 75 человек, пьянящая свобода принимала кровожадный облик.
Площадь на месте снесенной крепости появилась в 1803 году. В центре, на просторе, – 215*150 метров – Наполеон Бонапарт хотел видеть бронзовый памятник с фонтаном в виде огромного слона, высотой 24 метра. Соорудить успели только гипсовую модель, которую убрали в 1831 году.
С 1880 года 14 июля – День взятия Бастилии – главный национальный праздник Франции.
Из тройного ряда брусчатки на площади выложена линия, обозначающая периметр разрушенного в то время форта. На мраморной доске дома № 1 – план крепости-тюрьмы.
Теперь на площади всегда оживленно, кафе и рестораны полны людей. В ночь на 14 июля площадь, торжественная и красивая, принимает самый большой бал Парижа, завершающийся праздничным салютом.
В этот день французы устраивают парады, ярмарки и гулянья, концерты, фейерверки и пикники. Здесь же проходят маскарады и демонстрации политических партий Франции.
С 1998 года по воскресеньям с площади Бастилии отправляются на прогулку на роликовых коньках 28 тысяч роллеров, которых для безопасности сопровождает полицейское подразделение на роликах.
Площадь Бастилии любит парижская молодежь, здесь много клубов и модных ресторанов, баров и кафе.
Достопримечательности парижской площади
На площади Бастилии всегда много туристов, которых интересуют достопримечательности.
Июльская колонна
С 1840 года в центре площади Бастилии возвышается 80-метровая бронзовая колонна. Сооружение появилось, чтобы увековечить 3 дня триумфа июльской революции 1830 года как времени гражданских свобод.
После свержения короля Карла X, бежавшего из страны, власть перешла к новому монарху, «королю-гражданину» герцогу Орлеанскому Луи-Филиппу.
На вершине монумента, сооруженного по проекту Жан-Антуана Алавуана, – золотой Ангел «Дух Свободы». В одной руке Ангел держит разорванную цепь – символ борьбы с деспотизмом свергнутого Карла X, в другой – факел, во лбу – пылающая звезда.
Высота колонны в коринфском стиле – 50,52 метра, лестница со 140 ступенями ведет на смотровую площадку колонны.
У подножия памятника – барельеф и мемориальная доска, где увековечены имена жителей Парижа, погибших на баррикадах в дни Июльской революции 1830 и 1848 годов.
Здание Оперы
В 1984 году старый вокзал на площади Бастилии, оказавшийся невостребованным, демонтировали и построили современное здание Оперы, претворяя в жизнь проекты Франсуа Меттерана по застройке Парижа.
Постройка круглой формы из стекла смотрится непривычно на фоне обыденных зданий, поэтому у многих парижан вызывает критику.
Построенный по проекту канадско-уругвайского архитектора Карлоса Отта, музыкальный театр открыли в 1989 году, к празднованию 200-летия взятия Бастилии.
Большой зал Оперы рассчитан на 2703 места, 500 зрителей помещается в амфитеатре. Акустика зала и техническое оборудование сцены – на высочайшем уровне.
Порт «Арсенал»
С юга от площади Бастилии – небольшая гавань для катеров и яхт длиной 544 м, шириной – 70 и глубиной – 1,9 м. Название гавань получила из-за склада оружия, бывшего здесь в XVI-XVIII веках.
Окрестности гавани – тихое место, куда не доходит шум города, а над водой летают чайки. Путешественники, отправляющиеся по Сене из порта «Арсенал», видят Париж в другом, непривычном и изящном ракурсе.
Недалеко от площади – прекрасный сад, посаженный вдоль старого железнодорожного виадука. Здесь гуляют парижане и туристы, наслаждаясь чистым воздухом и тишиной.
Станция метро
Здесь проходит первая линия парижского метрополитена, которой насчитывается 100 лет. Под землей – красивые фрески, которые рассказывают о взятии Бастилии. На выходе из метро – входная группа с железной оградой и украшениями.