В начале 1850-х гг. началось строительство второй магистральной железной дороги России, соединившей Петербург с Варшавой. На ее пересечении с р. Дугой был построен первый в России мост с железными фермами.
Его проект разработал в 1852 г. инженер С. В. Кербедз. Строительство моста было осуществлено в 1853—1857 гг под руководством инженеров И. И. Стебницкого н И. Ф. Рерберга. Мост состоял из двух пролетов по 55,3 м; пролетные строения представляли собой неразрезные фермы решетчатого типа с параллельными поясами и часто расположенными перекрестными раскосами и были изготовлены из железа только отечественного производства.
По сравнению с возводившимися тогда за рубежом мостами такого же типа разработанная Кербедзом конструкция были намного совершеннее: растянутые раскосы, как и в зарубежных мостах, были сделаны плоскими, а сжатые сконструированы иначе — из полосы и уголка, что увеличивало их жесткость. Такая конструкция раскосов свидетельствовала о правильном учете распределения усилий в элементах ферм, что явилось прямым следствием теоретических разработок Д. И. Журавского.
В 1853 г. С. В. Кербедз разработал проекты мостов для переходов Петербургско-Варшавской железной дороги через реки Великую (один пролет 84,7 м) и Западную Двину (три пролета по 84,7 м). В них он впервые в России (и одним из первых в мире) предложил фермы иного — параболического типа, более экономичные по расходу материалов при столь значительных пролетах.
Но передовые в техническом отношении проекты Кербедза не были осуществлены: экономическая и политическая ситуация, сложившаяся после Крымской войны, вынудила русское правительство передать концессию на строительство значительной части Петербургско-Варшавской железной дороги французским компаниям, поэтому проектированием и строительством ряда мостов на этой дороге занимались французские инженеры.
В частности, мост через р. Великую с пролетом 88 м был спроектирован Э. Коллиньоном. Фермы, построенные по проектам французских инженеров, имели только плоские раскосы, что явилось шагом назад по сравнению с конструкцией ферм у моста через Лугу, разработанной Кербедзом.
В железнодорожных мостах небольших пролетов продолжали использовать деревянные пролетные строения и каменные арки, однако все большее распространение стали получать более экономичные и долговечные металлические балочные пролетные строения.
Строительство первых магистральных железных дорог было важнейшим моментом в развитии отечественного мостостроения: с ним начинается переход к следующему этапу его истории, охватывающему последнюю треть XIX и начало XX века.